РАЗРОЗНЕННЫЕ СТАТЬИ И ДОКУМЕНТЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ИСТОРИИ
РОССИЙСКОГО ТЕОСОФИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В 1990-х ГОДАХ




РЕЗОЛЮЦИЯ

Учредительной конференции по возобновлению работы Российского Теософского общества

Принята “8” января 1991 года

Сознавая на современном этапе развития нашей страны важность духовно-нравственного обновления общества через возрождение национальных, культурных и духовных традиций, а также утверждение примата общечеловеческих ценностей, участники конференции по возобновлению работы Российского Теософского общества считают необходимым формирование общественного движения за преодоление национальной, религиозной и иной розни на основе глубокого духовно-культурного синтеза и передовых естественно-научных достижений в сфере человеческой психики.

Возрождение духовно-нравственных ценностей, развитие терпимости, распространение фундаментальных знаний по истории мира и человечества, а также духовно-психической жизни и эволюции человека требуют объединения усилий многих духовных культурных и гуманитарных движений в общем русле широкого культурного строительства.

Эта важнейшая задача требует возрождение к новой жизни и дальнейшего развития всего богатейшего опыта духовной, просветительской и милосердной деятельности, в большой степени забытого и утраченного в нашем отечестве. Возобновление деятельности Российского Теософского общества должно явиться одной из вех на этом пути.

Конференция постановляет: 1.

Возобновить деятельность Российского Теософского общества /РТО/ как добровольной общественной, неправительственной и неполитической организации, ставящей своей основной задачей объединение усилий граждан, научной и творческой интеллигенции, государственных и общественных организаций, направленных на становление фундаментального духовно-культурного синтеза во всех сферах человеческой жизнедеятельности.

2. Утвердить Манифест, Устав и Программу РТО.

3. Считать главным в работе РТО:

служение утверждению идей мира и братского единения на основе всеобщего синтеза духовного опыта человечества с древнейших времён до наших дней;

содействие осознанию и утверждению идеалов высшего смысла бытия и путей духовной эволюции человека и общества;

всемерное распространение нравственных основ гуманизма, милосердия и добротворчества;

широкую пропаганду лучших достижений мировой культуры всех времен и народов, как традиционными, так и вновь открываемыми средствами;

деятельное участие во внутрисоюзных и международных движениях и акциях, направленных на укрепление и развитие духовной культуры;

содействие работе организаций, учреждений и отдельных граждан, направленной на синтез гуманитарного и естественно-научного подходов к познанию человека и мира;

деятельность по формированию целостной системы обучения и воспитания, ориентированной на всестороннее и гармоничное развитие личности.

4. Утвердить Центральный Совет РТО в следующем составе:

Попов Д.Н., Дроздова Р.Т., Лебедева Е.С., Корольков К.Ю., Волосенко А.В., Ключников С.Ю., Чирятьев М.Н., Брусиловский С.А., Медведев Ю.М., Гнездилов А.В., Мокульский М.А., Поликарпов Н.Г.

5. Поручить Центральному Совету РТО:

В кратчайшие сроки провести работу по регистрации и развертыванию намеченной деятельности;

осуществить необходимую организационную работу по созданию местных отделений РТО;

установить ближайшие связи с международным теософским движением;

организовать непосредственное сотрудничество с заинтересованным организациями, учреждениями и гражданами в СССР и за рубежом;

внести по мере необходимости изменения и дополнения в Устав и рабочий план деятельности РТО на основе предложений участников Конференции и представителей местных отделений РТО.

Председатель Центрального Совета Д.Н. ПОПОВ


Объявление, опубликованное в 1991 г. в журнале «Наука и религия»

ВОЗРОЖДЕНИЕ ТЕОСОФИИ В РОССИИ

В Москве возобновило свою деятельность Российское Теософское общество. Цели его работы те же, что были сформулированы в прошлом веке основателями Всемирного Теософского общества — Е.П. Блаватской и Г.С. Олькоттом: содействие утверждению всемирного братства человечества, вне каких-либо различий; синтез различных религий и философских течений через исследование их сокровенной стороны; изучение скрытых сил в природе и человеке.

Российское Теософское общество было создано в 1908 году, спустя 33 года после Всемирного. Теософию в России питали два источника — мощная эзотерическая стихия народной культуры (среди её ярких представителей в нашем столетии могут быть названы поэты Александр Добролюбов и Николай Клюев) и традиция тайноведения в дворянской и интеллигентской среде, берущая начало в XVIII веке и тесно связанная с оккультно-мистическими течениями Европы (мартинистские и розенкрейцерские организации, просветительское общество Новикова, Лопухина и Тургенева).

В недолгий период своего существования — до административного запрещения его в 1918 году — общество вело широкую научную, культурную и просветительскую работу: многочисленные лекции, концерты, встречи, занятия и курсы, исследовательские семинары, секции милосердия, активное книгоиздания, ряд периодических изданий (в том числе для детей и юношества), разработка педагогических систем, создание братских обществ и сельскохозяйственных общин.

После разгона Общества неформальная группа единомышленников продолжала действовать, несмотря на жестокие преследования.

Ныне Общество возрождается. Его задача — восстановить прежние традиции и дать им новую жизнь. Готовятся к изданию труды Е.П. Блаватской; создана передвижная выставка, посвящённая её жизни и творчеству; возобновлён журнал «Вестник Теософии». Разработан ряд программных проектов по наследию русской теософии, исследованию и разработке тайных знаний в народной культуре, созданию Центра-Музея духовной культуры. Общество ищет спонсоров и попечителей для осуществления проектов и приглашает все заинтересованные лица и организации к участию в них. Адрес штаб-квартиры Общества: 117420, г. Москва, ул. Профсоюзная, 61. Тел. 333-50-90.

Д. ПОПОВ
председатель Российского Теософского общества

(«Наука и религия», №9, 1991)


МАНИФЕСТ
Российского Теософского Общества

Возрождая сегодня официальную деятельность Российского Теософского Общества, внутренняя работа которого по существу не прекращалась даже в самые тяжелые для духовной культуры годы, мы вновь торжественно провозглашаем свою верность трем основным устоям Теософии, пронесенным через тысячелетия многими поколениями духовных подвижников в самых разных частях света и данных современному человечеству нашей великой соотечественницей Еленой Петровной Блаватской:

«1. Принцип Братства Человечества есть одна из вечных истин, управляющих мировым прогрессом по линиям, которые отличают человеческую природу от животной.

2. Нет более плодовитого источника ненависти и борьбы, как религиозные несогласия. Если одна или другая сторона мнит себя единственным обладателем абсолютной истины, то она естественно начинает считать, что ее сосед находится в когтях заблуждения или «диавола». Но ни одна из сторон не владеет полной истиной, все они взаимно дополняют друг друга, так что полная истина может быть найдена лишь в синтезе всех религий, тогда истинное братство религий будет прочно установлено.

3. Исследовать сокровенные тайны природы под всевозможными видами и, главным образом, физические и духовные силы, скрытые в человеке.

Это и составляет, в широких чертах, три главные цели Теософского Общества.»

Эти принципы, как вечный огонь на алтаре Высшей Истины, сохранены в веках со времен, теряющихся в тумане древности, Кришной в «Бхагавадгите», Аммонием Сакасом и его учениками, императором Акбаром, Шри Рамакришной.., а в России — блестящей плеядой русских теософов от Новикова, Лопухина и Тургенева до Блаватской, Толстого, Клюева, Рериха и других выдающихся сынов нашего отечества.

В наши дни глобальных перемен, дающих нам надежду на лучшее будущее, но связанных и с целым рядом негативных явлений, отбрасывающих нас назад, мы считаем своим долгом вновь поднять знамена братства человечества и единства его духовной культуры. В дни, когда национальное возрождение то и дело принимает извращенные националистические формы, когда религиозный ренессанс сопровождается нетерпимостью и фанатизмом, а устремления к познанию и творческому освоению тайн природы и человеческого духа зачастую приводят к вульгарной мистике, черной магии и суеверию, мы считаем необходимым всемерное проведение в жизнь основ Теософии.

Обращаясь к основным положениям Российского Теософского Общества 1908—18 годов мы вновь говорим:

«Теософскому Обществу в России предстоит ответственная и радостная миссия объединить в одном глубоком русле многие разрозненные духовные движения, чтобы совместно с ними, всюду пробуждая духовное сознание, повести строительство обновленной жизни по светлым линиям теософского и научно-религиозного синтеза.

Среди тяжелых переживаний настоящей исторической минуты, угнетающего всех пессимизма и неверия, среди страшных психических эпидемий и всевозможных нервных заболеваний, Теософское движение должно влить свою целительную, чистую силу в исстрадайшийся, расшатанный организм современного общества, вернуть человеку веру в себя и в будущее, осветить смысл настоящих скорбных переживаний и вдохнуть в него силу все преодолеть, чтобы воскреснуть к новой жизни и идти к зачинающейся заре благословенного Нового Дня».

Говоря о духовном возрождении отечества, мы ставим своей задачей достижение всеобъемлющего синтеза отечественной духовной культуры, корни которой уходят в глубины языческой и пантеистической древности; ствол зиждется на прочной основе христианского православия со множеством направлений и толков, олицетворенного в образах русских святых и в первую очередь Преподобного Сергия Радонежского и всей плеяды его учеников и последователей, а также мощном пласте преемственности народной культуры; крона же расцветает творчеством Соловьева и Флоренского, Клюева и Волошина, Блаватской и Рерихов, Циолковского и Скрябина, и всего пантеона отечественной литературы, искусства, науки и философии. Особое внимание должно быть уделено традиционной народной культуре, сохранившей до наших дней, живую преемственность в передаче самых сокровенных знаний о природе и человеке.

Припадая к живому ключу тысячелетней мудрости нашего народа, мы вновь должны вспомнить об одном из краеугольных ее камней — Беловодии. Святая вера в оплот Красоты, Правды и Святости на Земле в далеких горах на Востоке, объединяющая в разных именах и названиях все народы Евразии, веками манила поломников и искателей высшей истине к Гималаям и Тибету, скрывающим обитель святых старцев. Сегодня мы должны внять крику души «посвященного от народа» поэта Николая Клюева:

«Загноили мы землю родительскую, кровями искупленную, от Соловков по потайных храмов индийских праведными, алчущими правды лапоточками измеренную!

Где ты, золотая тропиночка, — ось жизни народа русского, крепкая адамантовая верея, застава Святогорова?»

По этой тропе «с Соловков на Тибет», тайну которой хранили поколения дворян-теософов и кержаков-крестьян, прошли сотни искателей. Ее чаял Владимир Соловьев, когда писал:

Иль, ослабев, умру с тоски и горя я
Судьбе в укор
Иль путь найду в Тибета плоскогория
Чрез Куку-Нор.

Обозримая история русских хождений за мудростью беловодских старцев начинается для нас с паломничества монаха Сергия в 10 веке с посольством от князя Владимира. Но все, имевшие счастье приобщиться к обители Мудрости, свято хранили тайну до срока. Первым посланцем Братства человечеству стала Елена Петровна Блаватская, открывшая миру окно к великим знаниям и высокой духовности святогорной обители, и отмкнувшая дверь следующим вестникам, в числе которых среди наших соотечественников мы видим светлые образы Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов.

Залогом справедливости наших устремлений мы видим вечные устои духа нашего народа, являющиеся органической частью духовной культуры всего мира. Ибо устои эти провозглашают братское единство человечества, звучащее везде и во всем и наиболее ярко выраженное в словах Достоевского о всемирной отзывчивости русской души. Религиозно-духовный синтез столь же неотъемлем от русского народного самосознания. Наиболее ярко этот синтез звучит в творчестве, наверное, самого народного из русских поэтов — Николая Клюева, пишущего о «русской светелке, где все разноверья и толки»;

Сократ и Будда, Зороастр и Толстой,
Как жилы стучатся в телесный покой.
Впусти их раздумьем — и въявь обретешь
Ковригу Вселенной и Месячный Нож —
Нарушай ломтей, и Мирская душа
Из мякиша выйдет, крылами шурша.
Таинственный ужин разделите вы...

К познанию же законов духа нас устремляет сияющий в веках опыт русской святости в образах подвижников нашей земли от мудрецов Арконы до монастырей Сергия Радонежского и носителей теософских традиций нашего времени, а также уходящие корнями в седую старину богатейшие оккультные знания народной культуры.

Организационно восстанавливая наше общество мы видим своей первой задачей возрождение его добрых традиций просвещения, милосердия и братской общинности. Необходимо возродить к новой жизни широкую издательскую деятельность Общества, лекционные и семинарские циклы, группы духовного общения, библиотеки, традиции научных исследований и т.д., Мы считаем своим долгом приложить усилия к восстановлению мистериальной роли искусства, как знаменосца Красоты. Той Красоты, осознание которой спасет мир. Столь же необходимой мы видим и работу, направленную к осознанию человечеством психической энергии, того великого Агни, познание и правильное овладение которым необходимо для устроения жизни на подлинно духовных началах. Мы надеемся, что это именно те идеи, которые могут сегодня сплотить все силы нашего общества, устремленные на деле к Общему Благу и поиску Истины.

Обращаясь к наследию Российского Теософского Общества, мы повторяем:

«Совет Российского Теософского Общества питает глубокую уверенность, что Теософии действительно предстоит сказать в России новое слово и помочь стране выйти из переживаемой эпохи с более ясным, сознательным отношением как к личной, так и общественной деятельности на благо всех. Тогда, и только тогда разум и сердце сольются в познании Вечного, Прекрасного и Святого...»

Москва
8 января 1991 г.

(«Вестник Теософии», №1, 1992)


К. А. Берг

«Я желаю вам вдохновения...»

В дни проведения конференции памяти Е. П. Блаватской в г. Днепропетровске состоялась встреча президента Теософского Общества г-жи Радхи Бернье и председателя Европейской Федерации Теософского Общества г-на Курта Андерса Берга с делегацией Центрального Совета Российского Теософского Общества. Были обсуждены вопросы дальнейших взаимоотношений и сотрудничества. Вниманию читателей предлагаются некоторые мысли, высказанные господином Бергом в этой беседе.

Я считаю, что возрождение теософического движения в России является делом огромной важности. Теософия — это универсальное Учение о человеке и мире. И я полагаю, что именно сейчас, в сегодняшней ситуации, возвращение теософии имеет для русских очень большое значение.

Например, я полагаю, что теософия, теософский подход к жизни, могли бы помочь вам в преодолении конфликтов, разрывающих вашу страну. Потому что суть теософии — это идея братства. Теософия, с моей точки зрения, в корне меняет отношение человека к человеку, устраняя враждебность и утверждая чувства единения и братства.

Я считаю, что на протяжении предшествовавших революции столетий в аспекте духовности Россия была необыкновенной страной. И сегодня духовное наследие России по-прежнему весьма значительно. Поэтому мне кажется, что России есть что предложить миру. В то же время Россия должна проявить интерес к западной культуре и духовности и взять что-то для себя. Ведь обмен должен быть открытым.

Что касается возрождения Российского Теософического Общества, то я думаю, что Вам нужно прежде всего применить к современным условиям его исторический опыт. Теософия, прежде всего, требует приверженности. Именно об этом говорил доктор Гнездилов на теософическом конгрессе в Германии. Он рассказал нам о деятельности многих членов Общества, об их приверженности идее, об их непоколебимой никакими невзгодами вере и верности. Это меня очень тронуло, и я не могу этого забыть. И я думаю, что именно то, чему научила этих людей Теософия, помогло им выйти с честью из страшных испытаний.

Что я могу пожелать вашему Обществу? Я просто хочу пожелать вам вдохновения. Я хочу, чтобы теософия дала вам вдохновение, чтобы она открыла ваши разум и душу, дабы вам стала доступна божественная истина, которая столь часто ускользает от нас. И я хочу, чтобы ваша душа и ваш разум были открыты добру и правде. И вот этим вдохновением, которое вы будете переживать в себе, вы должны делиться с другими. Но именно делиться, а не навязывать его другим.

(«Вестник Теософии», №1, 1992)


Выдержки из ОБРАЩЕНИЯ К 116-му СЪЕЗДУ МЕЖДУНАРОДНОГО ТЕОСОФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА ЕГО ПРЕЗИДЕНТА Р. БЕРНЬЕ
Адьяр, 26 декабря 1991 г.

Одним из самых важных событий этого года стало печатание в нашем издательстве "Васанта Пресс" "Тайной Доктрины" в русском переводе г-жи Елены Рерих. Пожертвования, поступившие от многих отделений и членов общества, помогли покрыть стоимость 5000-го тиража, вышедшего в Теософском Издательстве в Адьяре в рекордно короткие сроки, и благополучно доставить его в Москву невзирая на некоторые трудности.

Председатель Европейской Федерации г-н Курт Берг по приглашению Ассоциации "Мир через Культуру" посетил в феврале Москву. Во время своего визита г-н Берг торжественно учредил "Общество друзей Е. П. Блаватской", среди членов которого — представители многих регионов Советского Союза. Тогда же во Всесоюзной Государственной библиотеке Иностранной литературы была открыта выставка, посвященная Е.П.Б. На церемонии открытия перед переполненным залом выступил г-н Берг.

В мае г-жа Кирсти Эло, генеральный секретарь финской секции, была приглашена в Москву на церемонию празднования Дня Белого Лотоса. Это празднование состоялось на родине Е. П. Блаватской впервые за многие десятилетия. Г-жа Эло дала интервью для многочисленной аудитории по телевидению. Она также выступила с лекциями в Эстонии, таким образом вновь представив Теософию этому Прибалтийскому государству.

В сентябре я и г-н Курт Берг были вновь приглашены Ассоциацией "Мир через Культуру" специально по случаю трехдневной конференции в Днепропетровске (бывший Екатеринослав), городе на Украине, где родилась Е.П.Б. 12 сентября на доме, где она родилась, была установлена мемориальная доска и, после того, как вице-мэр города объявил о том, что улица будет носить имя Е. П. Блаватской, меня попросили открыть ее. Вице-мэр объявил также, что город выкупит дом и после проведения реставрационных работ, откроет в нем музей Е. П. Блаватской. На торжественном собрании 13 сентября, организованном Ассоциацией "Мир через Культуру", Ленинской Библиотеке в Москве были переданы в дар первые экземпляры "Тайной Доктрины", присланные из Адьяра. Затем несколько сотен экземпляров было подарено библиотекам России и других республик — Молдовы, Узбекистана, Армении, а также Прибалтийских стран. В Ленинской Библиотеке была открыта общедоступная выставка, посвященная Е.П.Б. В этой библиотеке хранится редкая коллекция материалов, связанных с Е.П.Б. и подаренных библиотеке ее племянницей незадолго до того, как разразилась Коммунистическая Революция. Счастливым образом эта коллекция была сохранена в годы режима, пролежав все это время в подвалах гигантской библиотеки.

Членам "Общества друзей Е. П. Блаватской", которые покупали экземпляры "Тайной Доктрины", предлагалось своего рода "домашнее задание" в форме вопросов, касающихся Теософии и Теософского Общества. Сотрудники Ассоциации "Мир через Культуру" таким образом смогут в какой-то мере проверить степень готовности огромного количества людей, готовых присоединиться к Теософскому Обществу, не совсем понимая, что оно означает и не имея понятия о положениях Теософии.

Не поставив нас предварительно в известность, в Москве было образовано и зарегистрировано "Русское Теософское Общество". Оно состоит из лиц, не ставших членами нашего ТО и его группы не были учреждены как ложи. Устав этого Общества также не был представлен в нашу Штаб-Квартиру, но нам было сказано, что он основан на Уставе Теософского Общества, существовавшего в России до закрытия его в 1918 году. Таким образом, это самозванное Теософское Общество в России в силу вышеупомянутых причин не является официальным членом нашего Общества, по крайней мере, в настоящее время. Кроме того, появился еще целый ряд других организаций, называющих себя "Теософское Общество в СССР" и тому подобное, каждое со своими собственными целями и задачами, не обязательно соответствующими нашим.

Свобода, которую вновь обрели народы бывшего Советского Союза, проявилась в избытке интереса не только к новой философии, но и к нетрадиционным способам психического общения, к различным культам. Таким образом, далеко не маловажно провести подготовительную работу среди тех, кто обращается с просьбой о приеме в члены ТО, чтобы в будущем быть уверенными, что работа ТО в данной части мира проводится людьми, понимающими значение Общества и Теософии.

(«Вестник Общества друзей Блаватской», №1)


Российское Теософское Общество
Хроника деятельности 1991

8 января в Москве прошла конференция по возобновлению деятельности РТО.

14 марта РТО зарегистрировано Министерством юстиции России в качестве республиканской общественной организации.

15–26 апреля РТО принимает участие в организации и проведении Форума «За духовное единение человечества» памяти Е. П. Блаватской в г. Сочи.

8 мая проведен торжественный вечер, посвященный Дню Белого Лотоса, в ДК «Меридиан» (г. Москва).

13–21 июля представитель Центрального Совета РТО А. В. Гнездилов принимает участие в Европейском Теософском конгрессе (поместье Арользен, Германия).

18 июля прошла встреча с общественностью города Коломны (Культурный центр «Лига»).

21–28 июля Международный секретарь РТО Л. В. Бычихина в ходе поездки по теософским центрам Западной Европы принимает участие в работе международного семинара «От трансмутации духа к преображению окружающего мира» (Центр европейской Теософской Федерации, г. Нарден, Нидерланды).

10–12 сентября РТО принимает участие в организации и проведении конференции памяти Е. П. Блаватской на ее родине в г. Днепропетровске. РТО представляет II докладов и выставку «Вестник Света».

20 октября в ДК «ЗИЛ» (г. Москва) начал работу ежемесячный исследовательский семинар по проблеме: наука и теософия. Семинар открыл еженедельные встречи РТО в ДК «ЗИЛ».

25 ноября в Клубе им. Фрунзе (г. Москва) прошла презентация музыкально-литературной программы С.Королева «Молитва».

16 декабря в ДК «ЗИЛ» (г. Москва) начал работу постоянно действующий семинар «Вопросы Теософии».

23 декабря там же состоялся музыкально-поэтический вечер, посвященный творчеству русских теософов. Снята видеозапись. Этот вечер открыл ежемесячные литературно-музыкальные встречи РТО.

Кроме того, в 1991 году Российским Теософским обществом организована документально-биографическая выставка, посвященная жизни и творчеству Е. П. Блаватской. Она с успехом демонстрировалась в городах: Львов, Новосибирск, Днепропетровск, Екатеринбург, Киев, Пермь, Березняки, Каунас. Общество приняло участие в организации выставки художника В. Т. Черноволенко в Москве и Коломне. Сформирована выставка художественного дневника Л. Слободинского.

Открыты отделения РТО в г. Санкт-Петербурге и Смоленске, а также секции в Калуге и Днепропетровске.

Создан слайд-фильм (15 мин.) о Е. П. Блаватской. (Авторы А. Волосенко и Ю. Кулаков). Сделана видеокопия. Снят видеофильм (15 мин.) о творчестве художника С. Пономарева «Ритуальное проективное пространство. Египетская серия». (Авторы С. Пономарев, А. Волосенко). Сняты видеозаписи ряда лекций, встреч и памятных событий, в том числе воспоминаний Ю. Ю. Лурье (2 ч. 15 мин.), торжественного открытия выставки «Библиотека и архив Е. П. Блаватской» в библиотеке им. Ленина в Москве (35 мин). По вопросам изготовления копий и проката видеолент обращайтесь по адресу московской штаб-квартиры РТО.

В январе 1992 года на базе читального зала библиотеки ДК «ЗИЛ» в Москве начала работу публичная библиотека РТО. В ней читатели могут познакомиться с самой разнообразной духовной литературой, в том числе со многими уникальными изданиями, отсутствующими в других библиотеках страны. Особую благодарность мы приносим Д. Энтину, В. Вартанову и А. Тульской (Нью-Йорк) за неоценимую помощь в формировании фонда библиотеки.

(«Вестник Теософии», №1, 1992)


Хроника деятельности 1992–93

В августе 1992 г. в Москве начало работу Издательство «Сфера» Российского Теософского Общества.

Председатель Санкт-Петербургского отделения РТО А.В. Гнездилов принял участие в работе летней школы (1992) финского Теософского Общества, а также посетил Голландию для участия в ежегодной конференции Европейской федерации международного Теософского Общества (Адьяр).

8 сентября 1992 г. Санкт-Петербургское отделение РТО посетила делегация финского Теософского Общества во главе с председателем г-жой Кирсти Элло.

9–18 октября 1992 г. делегация РТО во главе с А.В. Гнездиловым и М.Н. Чирятьевым посетила Германию, где участвовала в форуме европейских теософских организаций различной организационной принадлежности. В ходе поездки состоялись встречи и выступления в различных теософских организациях Франкфурта-на-Майне, Мюнхена, Гамбурга и Берлина.

7–19 октября 1992 г. в Москве прошли первые Теософские чтения РТО. Заслушаны сообщения по самым различным аспектам Теософии и эзотерической философии, как таковой. Состоялся литературно-музыкальный вечер памяти Е.П. Блаватской (автор и ведущий Фетисов А.И.).

7–8 ноября 1992 г. в Санкт-Петербурге проведен международный семинар РТО с участием делегаций и представителей из Финляндии, Эстонии и Литвы, а также руководства Европейской федерации Теософского Общества (Адьяр) в лице председателя г-на Курта Берга и зам. председателя г-жи Ким Дью. Г-н Берг также прочел публичную лекцию на тему «О природе бытия с точки зрения Теософии».

28–30 декабря 1992 г. г-н Берг и г-жа Дью посетили Московское отделение РТО. На встрече с членами Общества г-н Берг прочел лекцию о задачах Теософского Общества в современном мире. В ходе состоявшихся встреч обсуждены издательские и иные планы РТО, а также перспективы взаимодействия с Европейской федерацией Теософского Общества (Адьяр).

За прошедшие два года начали работу теософские группы в Серпухове и Саратове. Зарегестрировано Теософское Общество в Самаре. Продолжили работу постоянные семинары в Москве (руководитель Брусиловский С.А.) и Калуге (руководитель Белковский С.А.). Начал работу постоянный семинар в Санкт-Петербурге (руководитель Филимонова М.). Продолжена опека хосписа в СПб со стороны благотворительной секции местного отделения РТО. В читальном зале Центральной детской библиотеки Санкт-Петербурга открыт фонд литературы РТО. Оказана поддержка серии конференций и семинаров по проблемам эзотерической философии, состоявшихся в Москве под эгидой Института философии РАН, Музея искусства народов Востока, Академии нового мышления и других организаций (секретарь-координатор Василенко О. С.). Впервые на русском языке подготовлено и выпущено в свет 2-томное издание первого фундаментального труда Е.П.Блаватской «Разоблаченная Изида».

В Библиотеке духовной литературы РТО в Москве при читальном зале ДК ЗИЛ проведены книжные выставки: «Мир через культуру», «В поисках Света» (Е.И.Рерих), «Нет религии выше Истины» (Е.П. Блаватская), «Учение Живой Этики», «Подвижник земли русской» (преп. Сергий Радонежский), «Н.К. Рерих: художник, мыслитель, писатель». (Составитель и организатор Леонидова Т.С.).

Фотовыставка памяти семьи Рерихов экспонировалась в Краеведческом музее Приморского края (г. Владивосток). Выставка памяти Е.П. Блаватской также продолжила свой путь по городам России.

В течение 1993 года была проведена большая работа по созданию в Москве комлексного объединенного центра-музея духовной культуры. Проект нашел поддержку многих религиозно-эзотерических организаций в России и за рубежом, Департаментом по культурным связям МИД России и Госкомимуществом России, а также был обеспечен обязательствами предприятий-спонсоров и подрядчика. Несмотря на наличие пустовавшего более года здания, нуждавшегося в срочной реставрации, Московская администрация по неизвестным причинам отказала в разрешении на реализацию полностью подготовленного проекта.

При Российском Теософском Обществе создан Эколого-культурный воспитательно-образовательный центр «Открытое сознание».

(«Вестник Теософии», №2, 1994)


ТЕОСОФСКИЙ СЕМИНАР В НААРДЕНЕ

С 18 по 23 июля [1992] в Международном Теософском Центре в Наардене (Голландия) проходил семинар "Европа и мир: исследование интеграции", в котором приняли участие делегаты из более чем 20 стран мира. В этом году в работе семинара такого уровня впервые участвовала и делегация из России, в состав которой входили Генеральный секретарь Международной Ассоциации "Мир через Культуру" А.А.Веселицкий, Член Президиума Ассоциации И.А.Старосельцев, а также победители конкурса "Теософия для каждого из вас" Игорь Африкян, Вадим Котиков и Рустам Муртазин. Идея конкурса, участникам которого предлагалось ответить на вопросы о том, что такое Теософия, каково ее отношение к религии, философии, науке, к самой жизни, принадлежала директору эзотерической школы в Кротоне (США) Джой Миллс и Президенту Международного Теософского Общества Радхе Бернье. Целью этого конкурса, проведение которого в России взяло на себя "Общество друзей Е.П. Блаватской", было выяснить, что знают о Теософии в нашей стране, где в последнее время очень возрос интерес к идеям Е.П. Блаватской. Поездка в Наарден и стала своеобразным поощрением для тех, чьи работы были признаны лучшими. Международный Теософский Центр в Голландии расположен поблизости от небольшого городка Наарден, что в получасе езды от Амстердама. Уединенное место, тенистые аллеи, зеленеющие поля, тихие каналы, аккуратные домики с черепичными крышами — все это поневоле настраивает на созерцательный лад, помогает забыть ненадолго о суете современной жизни и по достоинству оценить такие радости, как дружеская беседа в тесном кругу, неторопливая прогулка, спокойное размышление.

В 1925 году владелица поместья, член Теософского Общества Мэри ван Эгхен Бойсеван передала в дар д-ру Анни Безант, в то время Президенту Теософского Общества, принадлежащие ей большой дом с поэтическим названием "Дюны" и прилегающие к нему земли. 11 сентября 1925 года здесь был основан Центр Св. Михаила, получивший свое название от выстроенной неподалеку часовни. В октябре того же года здесь возникла ложа Теософского Общества. Однако до недавнего времени Центр не имел непосредственного контакта с Штаб-Квартирой МТО в Адьяре. Лишь в 1986 году Совет попечителей принял решение упразднить должность главы Центра, обязанности которого были возложены на Президента Международного Теософского Общества.

Международный Теософский Центр в Наардене занимает особое место в жизни Теософского Общества. Он всегда утверждал действенный подход к Теософии. Поэтому к эмблеме Общества добавлены розы, символизирующие любовь, мир, красоту и мудрость, в которых людям открывается высшая Истина. Центр стал европейской резиденцией Теософского Общества, что, впрочем, вовсе не означает, что сфера его деятельности ограничивается лишь странами Европы. Неотъемлемой частью его работы является организация различных курсов, семинаров, публичных лекций, в которых принимают участие теософы не только из Европы, но со всего земного шара.

Впрочем, Центр открыт не только для членов Теософского Общества, но и для тех, кто сочувствует его идеям или интересуется ими. Кроме Ложи ТО, в Центре нашли приют и Свободная Католическая Церковь (основанная епископами Ч.У. Ледбитером и Дж. И. Уэджвудом в начале XX века и свободная от догм официальной Церкви) и Международная Лига Круглого Стола, объединяющая детей и молодежь, и многие другие организации. Существует также Группа Друзей Центра, основной задачей которой является содействие процессу интеграции в Европе, а следовательно, и во всем мире.

Кстати, именно европейская интеграция стала одной из основных тем, обсуждающихся на семинаре. Достаточно ли прочен объединительный процесс в Европе? Ведь, как показывает история, интеграция, обусловленная исключительно экономическими и политическими мотивами, редко бывает долговременной. Возможна ли мировая интеграция на ином, более высоком уровне? Да и вообще, поскольку интеграция — это стремление к единству, что разделяет людей? Где кончаются различия и начинаются непримиримые противоречия? Поиск ответов на эти и многие другие вопросы и составил основное содержание семинара.

Семинар этот был не совсем обычным: он проходил под руководством Президента МТО г-жи Радхи Бернье, что случается не так часто, а также Президента Европейской Федерации МТО Курта Берга и директора Школы Кришнамурти в Раджгхате профессора П.Кришны. На семинар съехались более 80 делегатов из Индии, США, Нидерландов, Бельгии, Франции, Великобритании, Италии, Австрии, Португалии, Венгрии и других стран. 18 июля семинар открылся вступительной лекции г-жи Радхи Бернье, которая как раз и была посвящена проблеме различий (полный текст лекции приведен в этом выпуске). Идеи, высказанные Радхой Бернье в ее вступительной лекции, стали лейтмотивом всего семинара. Не раз звучали они и во время обсуждений, которые ежедневно проходили в дискуссионных группах. Кстати, именно эти группы и положили начало свободному, дружескому общению участников семинара. Поскольку выбор группы зависел только от жребия, это позволило с самого начала не замыкаться в рамках своей делегации, а общаться с представителями самых разных стран. Поэтому и языковый барьер, который на первых порах разделял участников семинара, сразу же был успешно преодолен.

Не так много времени понадобилось всем и для того, чтобы привыкнуть к правилам, действующим на территории Международного Центра. Они подразумевают полный отказ от курения и алкоголя, а также от употребления мясной пищи, которую, кстати, с успехом заменяли разнообразные блюда в вегетарианском ресторане "Саттвика", что в переводе с санскрита означает "пища, приводящая к гармонии".

Но, пожалуй, самое сильное впечатление на всех участников нашей делегации произвела царившая на семинаре атмосфера свободы, непринужденности, раскованности. Мы убедились в том, что теософы могут не только обсуждать серьезные проблемы, но и отдыхать, и веселиться не хуже других. В первый же день для всех устроили вечер у костра, на котором каждая делегация исполняла песни своей страны. Всеобщий восторг на этом импровизированном концерте вызвал Рустам Муртазин со своей гитарой...

Основной идеей семинара стало провозглашение интеграции на духовном, межличностном уровне, без которой никакое экономическое или политическое соединение не может привести к реальному объединению людей. И мы надеемся, что общение представителей разных стран, свидетелями и участниками которого мы стали в Наардене, станет еще одним, пусть небольшим, шагом к той благородной цели, которая записана в Уставе Теософского Общества — созданию Всемирного братства без различия веры, национальностей, каст...

(«Вестник Общества друзей Блаватской», №2)


«ЗИМНЯЯ ШКОЛА» в РОССИИ

С 21 по 27 декабря 1992 года на подмосковной туристической базе «Боровое» проходила первая в России теософская «Зимняя Школа». Мысль о ее проведении возникла во время Международного теософского семинара, проходившего в июле прошлого года в Голландии. Уже сама по себе идея о проведении первой теософской школы в России была достаточно новой, ведь в России не существует ни Отделения, ни даже Ложи Международного Теософского Общества, а желание провести подобную школу в суровую русскую зиму выглядело совсем необычным. Но Президент, г-жа Радха Бернье, нашла это предложение очень интересным и сразу же поддержала его. Проведение Школы было предложено г-ну Курту Бергу, Председателю Европейской Федерации Теософического Общества, и его заместителю, г-же Тран-Тхи-Ким-Дью.

Отсутствие в России теософских организаций; официально признанных Международным Теософским Обществом, поставило нас перед дилеммой: назвать предстоящее событие школой или семинаром? Школа в нашем понимании ассоциируется с процессом обучения, после которого обязательно выдается свидетельство, подтверждающее определенную квалификацию и необходимый минимум знаний. А семинар—это обмен мнениями уже достаточно подготовленных людей. Ни того, ни другого у нас не предполагалось. Поначалу мы склонялись к семинару, потом решили назвать предстоящее событие школой-семинаром, и, наконец, все-таки остановились на первоначальном варианте — «Зимняя Школа». А поскольку темой ее должен был стать «Вводный курс в Теософию», то и сама школа получила название теософской. Событие это действительно беспрецедентно, поскольку никогда ранее Международное Теософское Общество не проводило в России подобных школ. Организаторами этой первой теософской «Зимней Школы» в России стали Европейская Федерация Теософского Общества, Международная ассоциация «Мир через Культуру» и Общество друзей Е. П. Блаватской.

19 и 20 декабря в ДК им. А. С. Серафимовича состоялись публичные лекции: «Мир как динамичное целое» и «Теософский взгляд на эволюцию», которые прочитали г-н Берг и г-жа Ким Дью. Они также ответили на многочисленные вопросы, отметив при этом достаточно высокий уровень подготовки аудитории. А вечером 20 декабря комфортабельный автобус отвез гостей и участников Школы на подмосковную туристическую базу «Боровое», что в 60 км от Москвы.

Здание турбазы расположено в живописном месте на берегу озера, окруженного лесом. Атмосфера углубленной сосредоточенности и духовного подъема, возникшая в первый же день занятий, сохранялась на всем протяжении обучения. Лекции, скорее похожие на беседы, перемежались часовыми сериями вопросов и ответов, продолжавшимися и в перерывах между занятиями, и во время вечерних собраний, когда за чашкой чая в свободной форме происходило столь ценное для нас общение. Когда 27 декабря Курт Берг объявил о закрытии Школы, многие из нас не хотели расставаться, вдруг осознав не только ценность полученных знаний, но и уникальность духовного общения с нашими учителями.

«Зимняя Школа» в России стала первым значительным шагом в непосредственном обучении и подготовке людей, желающих изучать теософию. И кто знает, может быть в недалеком будущем им и предстоит сформировать первые структуры Теософического Общества в России. А пока мы подводим итоги и намечаем будущие планы. Участники «Зимней Школы» составят первую учебную группу по систематическому изучению основ теософского знания с использованием рекомендованных источников. Они смогут проверить свои достижения во время проведения в 1993 году следующей теософской Школы, в которой, кстати, смогут принять участие и другие члены Общества друзей Е. П. Блаватской, после необходимого собеседования допущенные к занятиям в группе. Также в нынешнем году намечается проведение тематических вечеров, посвященных Е. П. Блаватской, возобновление мемориальной выставки, выпуск «Вестника» и других печатных изданий, продолжение методической работы по отысканию и изучению архивных материалов о Е. П. Блаватской, а также по истории Российского Теософического Общества.

(«Вестник Общества друзей Блаватской», №4)


ХРОНИКА
деятельности Общества друзей Е. П. Блаватской

1991 год

22 февраля — Международный год Е. П. Блаватской; визит Председателя Европейской Федерации Теософского Общества г-на К. Берга; учреждение Общества.

— мемориальная выставка Е. П. Блаватской в библиотеке Иностранной Литературы.

8 мая — день Белого Лотоса; визит в Москву Генерального Секретаря Финского Отделения Т. О. г-жи Кирсти Эло; торжественное собрание в Колонном зале Дома Союзов.

Июль — получение «Тайной Доктрины» Е. П. Блаватской (юбилейное репринтное издание, Адьяр, Индия) в дар от Международного Теософского Общества.

Август — мемориальная выставка Е. П. Блаватской в Ленинской библиотеке; экспозиция архивных материалов.

12—14 сентября — Международная конференция в г. Днепропетровске, посвященная 161-й годовщине со дня рождения Е. П. Блаватской; визит Президента Международного Теософского Общества г-жи Р. Бернье и г-на К, Берга; открытие мемориальной доски на доме, где родилась Елеча Петровна.

— Мемориальная выставка, посвященная Е. П. Блаватской, в Ленинской Библиотеке. Посещение библиотеки г-жой Р. Бернье; преподнесение «Тайной Доктрины» в дар библиотекам России, Молдовы, Узбекистана, Армении, Прибалтики.

1992 год

Март — подведение итогов конкурса «Теософия для каждого из вас», проводившегося с осени 1991 года.

Июль — участие в Международном теософском семинаре в Голландии.

Август — выход в свет первого выпуска «Вестника Общества друзей Е. П. Блаватской».

Октябрь — участие в подготовке и проведении Всемирного Конгресса Духовного Согласия в Алма-Ате.

Декабрь — визит г-на К. Берга и г-жи Тран-Тхи-Ким-Дью; публичные лекции; первая теософская «Зимняя Школа» в России.

(«Вестник Общества друзей Блаватской», №4)


О ТЕОСОФСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ В РОССИИ

В адрес Ассоциации «Мир через Культуру» и Общества друзей Е. П. Блаватской поступают многочисленные вопросы: есть ли в России Теософское Общество и как в него вступить; как вступить в Международное Теософское Общество; является ли Общество друзей Е. П. Блаватской и Ассоциация «Мир через Культуру» теософскими организациями и т. д.

Считаем необходимым разъяснить, что Международная ассоциация «Мир через Культуру» не отождествляет себя с каким-то одним духовным направлением, а стремится объединить в себе все истинные религиозные, философские и иные духовные школы. Это, к примеру, не христианская, не буддийская, не теософская и не рериховская организация, — а и христианская, и буддийская, и теософская, и рериховская. Относительно Общества друзей Е. П. Блаватской, входящего в состав Ассоциации, и вступления в него, можно узнать из материалов, помещенных в четвертом выпуске «Вестника».

Что же касается существования в России теософских организаций и вступления в Международное Теософское Общество, то мы приводим официальное послание Президента Европейской Федерации Международного Теософского Общества г-на К. Берга, от 29 января 1993 года которое, на наш взгляд, очень ясно дает ответ на эти вопросы.

«Дорогие друзья! В случае, если вы об этом не осведомлены, я хотел бы четко заявить, что Международное Теософское Общество до сих пор не имеет в России никакой организации, которая бы входила в его состав, а имеет лишь несколько «свободных членов», т. е. индивидуальных членов, непосредственно прикрепленных к Штаб-Квартире в Адьяре.

Хотя два года назад «Российское Теософское Общество» и было основано Дмитрием Поповым и другими, заимствовавшими прежние правила Русской Секции Международного Теософского Общества (Адьяр), которая существовала с 1908 по 1918 год, — это было сделано без какого-либо контакта с нашим Обществом. Этой группе неоднократно уже было разъяснено, что Русская Секция Т. О. должна быть создана на основе Устава и Правил Т. О., т. е. что индивидуальные члены, непосредственно прикрепленные к Адьяру — их должно быть не менее семи — могут образовать ложу, и в свое время не менее чем семь лож смогут образовать Секцию. Процесс этот до сих пор не начался.

Таким образом, так называемое «Российское теософское Общество» не принадлежит к Международному Теософскому Обществу.»

(«Вестник Общества друзей Блаватской», №5)


Письмо президента Теософического Общества Радхи Бернье Д.Н. Попову

Адьяр, 31 марта 1994 г.

Уважаемый г-н Попов,

В декабре мисс Чан-Тхи-Ким-Диэу привезла английский перевод Устава и Правил Российского Теософского Общества вместе с неподписанным меморандумом, про который было сказано, что он был одобрен центральным советом РТО 30 сентября 1993 г. Это было рассмотрено членами генерального совета Теософического Общества и меня попросили сообщить вам единодушное мнение совета, которое состоит в следующем:

Устав и Правила РТО не соответствуют Уставу и Правилам Теософического Общества. Даже цели ТО были расширены и изменена их формулировка. Сказано, что членство в РТО открыто для граждан России, тогда как по правилам ТО членство во всякой секции должно быть откртыто для каждого, проживающего в этой области. И так далее, и тому подобное.

Потому если РТО стремится быть признанным и в конечном счёте утверждённым как секция Теософического Общества, Устав и Правила РТО должны быть изменены до полного согласия с Международными Правилами, и все отделения тоже должны соответствовать этим условиям.

Другая альтернатива состоит в том, чтобы РТО распустилось, и те, кто заинтересован в этом, подали бы заявления на приём в качестве неприсоединённых членов Теософического Общества, что откроет возможность к тому, что в конце концов нами будут утверждены ложи, а когда будет достаточное количество лож, можно будет сформировать секцию.

РТО не может быть зарегистрированным в российском Министерстве Юстиции как независимая организация и в то же время быть составляющей частью Международного Общества, аффилированной с ним по Международным Правилам. Такова наша позиция, и мы сожалеем, что сделать исключения, как было предложено, невозможно.

С наилучшими пожеланиями, искренне ваша, Радха Бернье


ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПРЕЗИДИУМА ЦЕНТРАЛЬНОГО СОВЕТА РОССИЙСКОГО ТЕОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА
от 8 октября 1996 года

8 октября 1996 года, Президиум ЦС РТО в составе члена Президиума, Заместителя Председателя ЦС РТО Володарского Л.А. и члена Президиума, Ответственного Секретаря ЦС РТО Журавлева В.А., заседавший в г. Москве постановил:

1. Создать специальный комитет из числа членов РТО с целью определения дальнейшего статуса и нового руководства РТО посредством проведения в сроки до 31 марта 1997 года заочной конференции с участием всех без исключения членов РТО.

2. Созданный комитет должен приступить к выполнению поставленной перед ним задачи не позднее 8 октября 1996 года.

3. В его компетенцию входит исключительно организация заочной конференции и оглашение ее решений, после чего вся полнота полномочий перейдет ко вновь избранному руководящему органу РТО.

4. Утвержден состав комитета: Зам.Председателя ЦС РТО — Володарский Л.А., Ответственный секретарь ЦС РТО — Журавлев В.А., Международный секретарь — Дроздова-Черноволенко М.Ф.,секретарь Московского ТО — Лебедева Е.С., секретарь Донского ТО — Стряпков Л.Н.

5. Также в состав комитета могут свободно войти по желанию все руководители региональных отделений РТО.

г. Москва, 8 октября 1996 г.

Зам.Председателя ЦС РТО ______ Володарский Л.А.
Отв. секретарь ЦС РТО _______ Журавлев В.А.



Членам Центрального Совета,
Руководителям региональных Отделений,
всем членам Российского Теософского Общества
от члена Президиума ЦС, Ответственного секретаря РТО
ЖУРАВЛЕВА В.А.


З А Я В Л Е Н И Е

В связи с прекращением полномочий Председателя ЦС РТО по его собственному желанию, Президиум ЦС РТО в составе: зам. Председателя ЦС РТО — Володарского Леонида Александровича и Ответственного Секретаря ЦС РТО — Журавлева Владислава Александровича, принял решение создать специальный комитет, состоящий из числа членов РТО с целью определения дальнейшего статуса и нового руководства РТО.

В состав комитета на основании "Постановления Президиума ЦС от 8 октября 1996 года" включены: Зам.Председателя РТО — Володарский Л.А., Отв.Секретарь РТО — Журавлев В.А., Международный секретарь РТО — Дроздова-Черноволенко М.Ф., секретарь Московского ТО — Лебедева Е.С. и секретарь Донского ТО Стряпков Л.Н. Также в состав комитета могут войти по желанию все руководители региональных отделений РТО.

Довожу до вашего сведения, что данный комитет приступает к выполнению своей задачи с 8 октября 1996 года и в его компетенцию входит исключительно организация заочной конференции и оглашение ее решений, после чего вся полнота полномочий перейдет ко вновь избранному руководящему органу.

Т.к. избрание нового руководителя Общества не входит в компетенцию ЦС, я, пользуясь доверенными мне уставными полномочиями Ответственного секретаря, обращаюсь напрямую к конференции РТО, в чем надеюсь найти достаточную поддержку со стороны большинства из Вас.

Также ставлю в известность, что назначение подобного комитета является крайней мерой и связано с многочисленными фактами нарушений Устава РТО и этических норм, принятых в Обществе, со стороны сложившего свои полномочия Председателя РТО — Попова Д.Н. и директора издательства "Сфера" — Пилишека С.В., которые допустили факт незаконного и, с точки зрения Устава РТО, необоснованного присвоения печати, символики и названия Общества, используя их в своих личных целях. На сегодняшний день имеет место факт незаконного удержания печати Общества, учредительных и регистрационных документов Общества и журнала "Вестник Теософии" несмотря на все требования и согласие со стороны Попова Д.Н. передать их мне, о чем он публично заявил на нашей встрече с членом ЦС РТО, директором музея Н.К.Рериха в Нью-Йорке — Даниилом Энтиным. Об этом свидетельствуют письменный протокол встречи, трое присутствовавших членов РТО и произведенная магнитофонная запись. Эти и другие факты, препятствующие на протяжении последних лет оздоровлению обстановки в РТО и его выходу из затяжного кризиса, на мой взгляд, должны получить незамедлительную оценку со стороны каждого члена РТО, после чего, я надеюсь, большинство из Вас примет участие в заочной конференции и найдет мужество и духовные силы для преодоления вставших перед нами трудностей и решения задач, стоящих перед Братством Российских Теософов.


г. Москва, 8 октября 1996 год.
Отв.Секретарь ЦС РТО ____ Журавлев В.А.



ОБРАЩЕНИЕ
учредителей Московской конфедерации Теософских Лож


Дорогие друзья!

24 октября 1996 года мы, ваши единомышленники из Москвы, приняли важное решение о принципиально новом подходе к жизни и деятельности Московского Теософского Общества.

Отныне жизнь нашего общества, преобразованного в Московскую конфедерацию Теософских Лож (МКТЛ), строится на конфедеративной основе, когда каждая Теософская группа имеет свой Устав, свою символику, не противоречащие основному Уставу и основной символике всего Общества. Это и позволяет любой группе, входящей в Общество, идти своим путем и вносить при этом свой вклад в дело, завещанное нам великой Блаватской.

В связи с конфедеративностью нашего устройства, мы упразнили пост председателя МТО и создали орган общей координации — Координационный Совет. Такой Совет назначает на определенный срок одного из своих членов исполнительным секретарем, осуществляющим связь между членами Совета и их группами, когда возникает нужда в решении общих вопросов. Исполнительный секретарь не имеет властных полномочий.

Нам представляется, что подобная реорганизация наиболее полно отвечает положению дел в МТО, если рассматривать его как движение: сложное и многообразное.

Думаем, что конфедеративное устройство годится и для всего Российского Теософского Общества в целом. А потому расчитываем на наши с вами горизонтальные связи, основанные на принципах дружбы и духовного братства. Надеемся, что вы поддержите такой подход, одобрите наше решение и примете наше предложение о том, чтобы и РТО стало Конфедерацией Теософских Обществ России.

Учредители МКТЛ: Дроздова М.Ф., Володарский Л.А., Баннова А.К., Лебедева Е.С., Арманд А.Д., Авруцкий Г.Д., Михайлов В.В., Мухин Л.В.


См. также: Декларация трёх
Доклад об истории ТО в России
На страницу об истории ТО