ДЕКЛАРАЦИЯ ТРЕХ

(ДЕКЛАРАЦИЯ РОССИЙСКОГО ТЕОСОФА)

Две тысячи лет назад Спаситель человечества призывал: "Будьте как дети." И великая основательница Международного Теософского Общества Елена Петровна Блаватская, говоря о молодом поколении, о тех же детях, писала:

"Мы должны стремиться создавать свободных людей, свободных умственно, свободных морально, свободных от всякого рода предрассудков и особенно свободных от эгоизма."

Эти слова актуальны для нашей страны как никогда. И не только в отношении детей, но и взрослых, в том числе и тех взрослых, которые пришли к современному космическому осмыслению происходящего на планете, посчитали себя Теософами, но так до конца и не изжили пороки и предрассудки тоталитарного мышления, столь долго сопутствовавшего России.

А ведь Россия не просто страна, а материк, которому Великие Учителя завещали великое будущее. Именно на Россию возлагались да и пока еще возлагаются надежды Тех, Кто ведет и любит человечество. Россия, призванная стать мостом между Востоком и Западом, Россия давшая миру имена Блаватской и Рерихов, теперь вынуждена решать вопрос самого своего выживания. И ее большие возможности — это аванс, но вовсе не аксиома, не право на легкое получение важнейшего духовного места на планете. Право надо заслужить, и если этого нет, то Космические Законы Высшей Целесообразности перераспределят атомы Истории, иными словами отдадут пальму первенства другому.

В подавляющем большинстве стран мира Теософия далека от политики, ей не приходится бороться с постоянными попытками невежд отправить ее на костер нетерпимости. Наконец, сами члены зарубежных теософских обществ не стремятся стать излишне активными участниками внешней жизни своих стран, а ограничиваются в основном изучением сугубо эзотерического наследия древних ученых, книг Блаватской и других Теософов.

Иная картина в России сейчас. Здесь уместно говорить о стихийном Теософском движении, где Российское Теософское Общество, возрожденное в 1991 году, является далеко не основной и не единственной частью движения.

Существуют многочисленные Теософские общества и группы, имеющие свои самостоятельные Уставы, свои требования к вступающим, свое отношение к их участию или неучастию в социально-политической и духовной жизни России в целом и своих регионов в частности. И в этом нет ничего плохого, потому что Теософия — это соединение свободных сознаний. Но все-таки есть безусловно общие признаки и вехи того духовного пространства, которое и называется современной Теософией в России, как называется оно и во всем мире. И, наверное, настала необходимость такое пространство определить, чтобы лучше осознать и самих себя, и помочь тем, кто, приближаясь к Теософии, тем не менее имеет явные приметы каких-то иных взглядов, подчас очень далеких от того, что входит в понятие Теософии, в то, что завещала Елена Петровна Блаватская. Именно потому мы и посчитали своим долгом в условиях современной России, стоящей на историческом и духовном распутии, да еще и в эпоху Армагеддона заявить в ДЕКЛАРАЦИИ ТРЕХ (ДЕКЛАРАЦИЯ РОССИЙСКОГО ТЕОСОФА) следующее:

1. Необходимо вспомнить те фундаментальные пункты, на которых строилась Теософия во времена Блаватской. Вспомнить, чтобы на уровне новой ответственности подойти к ним:

1.1. Основать ядро международного братства без различия расы, вероисповедания, пола, касты и т.п.

Сейчас, когда Россия раздирается кровавыми национальными, социальными и криминальными конфликтами, это положение следует подчеркнуть особо. Потому что часто встречаются люди, которые хотели бы приспособить Теософию к своим узко корыстным, откровенно националистическим целям. В соответствии с этим мы, Теософы России хотели бы заявить, что тем более настаиваем на строительстве братства без различия расы, вероисповедания, пола, касты и т.п. И любая двойная мораль здесь недопустима, тем более такая мораль, когда красивые слова Устава не отвечают уровню мышления того, кто эти слова писал.

1.2. Поощрять сравнительное изучение религий, философий и наук.

И этот пункт приобретает в современной России особое значение. И прежде всего потому, что самая большая конфессия страны, Православная Церковь, практически предала анафеме имена Блаватской и Рерихов, а значит, и всех их последователей, которые в российском Теософском движении являются по большей части православными людьми.

Мы хотели бы напомнить слова, сказанные Экзархом Грузии, впоследствии митрополитом Петербургским Отцом Исидором Блаватской: "Нет силы не от Бога! Смущаться ею Вам (Е.П.Б.) нечего, если Вы не злоупотребляете даром, данным Вам... Мало ли неизведанных сил в природе? Всех их далеко не дано знать человеку, но узнавать их ему не воспрещено и пользоваться ими. Он преодолеет и со временем сможет употребить эти силы на благо человечеству... Бог да благословит на все хорошее и доброе."

Теософы России всегда были и будут рады видеть в своих рядах представителей всех религий, всех конфессий, кроме участников откровенно мракобесно-тоталитарных сект, где привалирует подавление свободы личности и нет права на инакомыслие.

1.3. Исследовать необъяснимые законы природы и скрытые силы человека.

Казалось бы, тут можно только радоваться: сколько сейчас исследований в области парапсихологии и биоэнергетики! Но сколько и чудовищной спекуляции на этом.

Теософы России с теми учеными, которые смело взялись проникать за границы физического мира и начали изучать явления Тонких Миров, как бы сближая миры, без чего невозможна дальнейшая эволюция человечества планеты. Но Теософы России категорически против присутствия в своих рядах новоявленных "властителей душ человеческих", подавляющих сознание и тянущих из обманутых почитателей вполне конкретные материальные блага!

2. Невозможно представить современную российскую Теософию в отрыве от Рериховского движения, в связи с чем хочется вспомнить слова из книг Учения Живой Этики, а именно из "Мира Огненного": "Могут спросить, в каком отношении находится Наше Учение к Нашему же, данному через Блаватскую? Скажите — каждое столетие дается после явления подробного изложения кульминации заключительной, которая фактически движет миром по линии человечности. Так Учение Наше заключает "Тайную Доктрину" Блаватской."

3. Теперь важно остановиться и на тех пунктах, которые можно было бы назвать рожденными только нашим временем:

3.1. Теософия и политика.

Безусловно, человек Теософских взглядов может интересоваться политикой и иметь при этом свое мнение о происходящем, и даже принимать определенное личное участие в жизни политических партий и движений. Это скорее право гражданина, но не позиция Теософа. Мы еще раз заявляем о своей полной терпимости в этом вопросе, но категорически настаиваем на неучастии в Теософской деятельности людей, прямо или косвенно состоящих в экстремистских организациях, ставящих своей целью насильственное достижение своих программ.

3.2. Теософия и другие общественно-духовные движения.

Современную Теософию невозможно представить без сотрудничества с организациями, борющимися за сохранение памятников культуры, за чистую окружающую среду, за нравственный подъем, терпимость, за всеобщее братство, за мир. Вспомним, что именно Теософы еще во время Первой Мировой войны на одном из своих конгрессов предложили оказывать помощь военнопленным всех воюющих сторон. Это было существенно раньше Лиги Наций и тем более ООН. Теософы России хотели бы сделать эту старую Теософскую традицию действующей снова.

3.3. Теософия и творческие сообщества.

Современное космическое мировоззрение все больше охватывает носителей культуры, потому сотрудничество с творческими сообществами и отдельными творческими личностями является естественной потребностью участников Теософского движения.

3.4. Теософия и наука.

Этот пункт можно было бы не рассматривать, т.к. он входит в фундаментальные основы, разработанные во времена Блаватской. Тем не менее нужно вспомнить о нем еще раз потому что, выражаясь словами Великих Учителей, "будущее грядет в лучах лабораторных".

3.5. Теософия и средства массовой информации.

Вопрос специфический, но крайне необходимый. Мало говорить о своих проблемах внутри Общества — надо, чтобы всем стало ясно, во имя чего существует в России Теософия — иначе, вместо не полученных квалифицированных ответов появятся, да и появляются уже фантастические и клеветнические утверждения в адрес тех, кто поднял голову в защиту синтеза науки, философии и религии.

3.6. Теософия и международное Теософское движение.

Мы заявляем, что будем поддерживать добрые и конструктивные отношения со всеми международными Теософскими организациями.

3.7. Теософы России считают необходимым поддерживать просветительскую деятельность, направленную на распрастранение Теософских идей.

3.8. Отдельным пунктом стоит вопрос о приеме в члены Теософского Общества, потому что любая самостоятельная Теософская организация несет ответственность за тех, кого принимает в свои ряды. Прием не должен быть легкой прогулкой в "экзотические дебри всевозможных тайн". Мы считаем, что прием в члены Теософских организаций должен быть крайне ответственным и ориентироваться надо на то, что любая Теософская организация — это Община свободных индивидуальностей, где тем не менее существует ядро и с другой стороны люди, находящиеся в стадии размышления, решения, посильной помощи, но не активного участия в жизни такой Общины. Мы еще раз хотели бы подчеркнуть, что речь идет только об Общине Духа, а не о принудительной коммуне, где у человека отнимается право на все, что называется личной жизнью. Завершая эту Декларацию, хочется обратится к духу Елены Петровны Блаватской, о которой так прекрасно сказала другая великая женщина России Елена Ивановна Рерих:

"Я преклоняюсь перед великим духом и огненным сердцем нашей соотечественницы и знаю, что в будущей России имя ее будет поставлено на должную высоту почитания. Е.П.Блаватская, истинно, наша национальная гордость... Вечная слава ей!".

Мария Дроздова-Черноволенко, ветеран Теософского Движения

Екатерина Лебедева, ответственный секретарь Теософского Общества Москвы

Леонид Володарский, заместитель председателя Российского Теософского Общества