В этой работе собран по крупицам материал, разбросанный в самых неожиданных изданиях и документах, относящихся к 1909–1930 годам. Здесь и калужские газеты (1909–1917), и адрес-календари Калужской губернии (1910–1917), и библиографические словари “Деятели революционного движения от предшественников декабристов до падения царизма”. В этом обилии информационного материала необходимо было найти крупицу нужного, хотя бы косвенно относящегося к теме. Большую помощь в работе оказали: старший научный сотрудник ГМИК им. Циолковского Т.Р.Большакова, зав. библиографическим отделом библиотеки им. Белинского Л.В.Калашникова, сотрудник архива ФСБ по Калужской области С.В. Милованов. Огромное им спасибо.
Составитель
В 1908 году в России существовало восемь теософских кружков: четыре в Петербурге, два — в Варшаве, по одному — в Киеве и Калуге. 20 сентября 1908 года эти кружки объединились в Российское теософское общество. 21 апреля 1909 года на основе Калужского теософского кружка было образовано Калужское теософское общество (ТО) как отдел Российского теософского общества. Оно оставило самый значительный и яркий след в истории теософского движения в России.
Калужское теософское общество возглавили: Е.Ф.Писарева (председатель), Н.И.Васильев (казначей), Н.В.Писарев (секретарь). Первоначально ТО располагалось в квартире Писаревых, живших в доме Фалеева (ныне дом 78/66 на пересечении улиц Ленина и Кирова). Осенью 1909 года чета Писаревых переехала в дом 11 на улицу Воскресенскую, где и разместилась штаб-квартира теософского общества, насчитывавшего около двадцати членов. Во флигеле дома Н.В. Писарев организовал книжное издательство “Лотос” и типографию.
В своей деятельности ТО придерживалось основных целей, изложенных Е.П.Блаватской и Г.Олькоттом еще в 1875 году при основании теософского общества в Нью-Йорке.
В годы дореволюционной деятельности Калужское теософское общество вело широкую просветительскую работу. Лекции и диспуты проводились в больших аудиториях (Дворянское собрание) при большом стечении публики. О времени проведения и теме мероприятия сообщалось заранее через газету “Калужский курьер”.
ТО вело большую издательскую деятельность через издательство “Лотос” и издательства Москвы, С.-Петербурга, Риги, поддерживало связи с другими теософскими обществами России, участвовало в международных конференциях теософов (например, Будапешт, 1909), имело огромный авторитет среди теософов России. Его председатель Е.Ф.Писарева была избрана вице-президентом теософского общества России.
В 1918 году местные власти распустили Калужское ТО, а в 1922 году Е.Ф.Писарева уехала в Италию.
Возродилось ТО в 1922 году. Его возглавил молодой инженер Валентин Митрофанович Лалетин. ТО состояло из 17 человек. Членами общества были люди зрелого возраста: до 40 лет — 10, до 50 — 2, до 60 — 4 и до 70 — 1. По социальному положению: рабочих — 1, служащих — 4, инженеров — 2. Мужчин — 9, женщин — 8.
Члены ТО были объединены в четыре кружка: хозяйственный, переводческий, связи с друзьями, переплетный.
Первоначально сборы проводились по субботам и воскресеньям. Последние годы — два раза в месяц. Собирались в доме В.М.Лалетина по проспекту Дж. Маклина, 21 (улица Воробьевка) или в доме Я.В. Беккаревич по улице Садовой, 34 (ныне улица Кирова).
Прием новых членов-неофитов проходил по специальному ритуалу-посвящению.
Ежегодно 9 мая особо торжественно проводился “День Лотоса”. К празднику готовились заранее. От руки рисовали программу праздника в двух отделениях. Были там доклады, чтения теософской литературы, декламация, музыка, чаепитие.
В 1926 году из Италии Е.Ф.Писарева прислала известное "Письмо к читателям”, которое было зачитано на одной из встреч ТО.
К концу двадцатых годов деятельность ТО постепенно стала затухать. Кроме редких встреч и бесед в узком кругу ничего другого не проводилось. Часть членов ТО отошла вообще и участия во встречах не принимала. Деятельность ТО прекратилась 13 ноября 1929 года в связи с арестом шестнадцати его членов. Кроме этого арестовано было четверо москвичей — всего 20 участников теософского движения.
23 февраля 1930 года Особое совещание коллегии ОГПУ приговорило к трем годам лишения свободы восемь человек и на три года ссылки в Северный край девять человек. Трое москвичей были оправданы и из-под стражи освобождены.
В настоящее время все осужденные реабилитированы.
ЧТО ПИСАЛИ ГАЗЕТЫ
“Открытие нового отдела” Калужский курьер, 1909, 28 апреля, №46, стр. 3
21 апреля 1909 г. состоялось открытие в Калуге отдела Российского теософического общества. Председатель общества в Калуге — Е.Ф.Писарева, уже несколько лет изучающая теософию, бывшая на теософских конгрессах, знакомая с теософским движением за границей. Она принимает активное участие в “Вестнике Теософии”. Ей принадлежат талантливые переводы нескольких изданных в России теософических книг.
...Теософическое Общество было основано в 1875 г. Е.П.Блаватской и американским полковником Г.Олькоттом в Нью-Йорке. В 1876 г. устроители общества переехали в Индию, где основали главный центр в окрестностях Мадраса. Цели Теософского общества:
1. Основать ядро международного братства без различия расы, вероисповедания, касты, пола и т.д.
2. Поощрять сравнительное изучение религий, философий и наук.
3. Исследовать необъяснимые законы природы и скрытые силы человека.
...Российское теософское общество легализовано 30 сентября 1908 г. Председатель — Анна Алексеевна Каменская. Ее знанию и энергии обязаны своим сформированием четыре Петербургских кружка. Ею же с 1908 г. издается в С.-Петербурге “Вестник Теософии”. Русский отдел Теософского общества состоит из 8 кружков: 4 — в С.-Петербурге, 2 — в Варшаве, 1 — в Киеве, 1 — в Калуге.
Калужский курьер, 1909, 2 июня, № 59, стр. 2-3
Александра Васильевна Унковская, член калужского отдела Тесофского общества вместе с Е.Ф. Писаревой участвовала в теософическом конгрессе в Будапеште. Представила доклад о своем методе цвето- звуко-чисел.
“Лекция А.В. Унковской”
Калужский курьер, 1909, 9 октября, №121, стр. 2
Известная калужская скрипачка А.В. Унковская 1 ноября 1909 года прочтет лекцию в зале Дворянского собрания о методе одновременного развития в детях зрительных и слуховых способностей, мысли, памяти и наблюдательности посредством цвета, звука и числа.
“Теософия в Калуге” Калужский курьер, 1912, 16 февраля, №19, стр.3
В субботу, 11 февраля в помещении художественного кружка А.Ф.Ментин выступил с докладом-критикой теософического учения. Побудительной причиной этого выступления послужил тот факт, что в Калуге теософия свила себе довольно прочное гнездо и будто бы имеет растущий круг своих адептов. Собралось много публики, но сторонников учения было мало. Докладчик тщательно проштудировал предмет доклада, разобрал основы теософии, проанализировал подоплеку индусских фокусов Блаватской и закончил полным отрицанием теософии в смысле ценности для человечества.
С возражениями выступили сторонники теософии: учитель Гагарин, Е.Ф. Писарева. Хотя последняя и не смогла разбить докладчика, все же ее приятно было слушать. И тон, и утонченная форма вежливости, и видимая искренность убеждений — все это подкупает, говорит в пользу цельности личности, хотя бы и увлеченной ложным учением.
А. С — ов
Голос Калуги, 1917, 16 мая, №124, стр.2
В воскресенье в зале Шахмагоновского реального училища состоялась лекция Е.Ф. Писаревой на тему о том, как смотрит теософия на современные мировые события. Лекция привлекла почти полный зал публики, особенно той ее части, которая интересуется теософическим учением.
Ф.И.О. |
Год рождения |
профессия |
||
1. |
Беккаревич Александра Васильевна |
1883 |
химик |
1909–1929 |
2. |
Беккаревич Ярослав Владимирович |
1882 |
врач |
1909–1929 |
3. |
Беляев Петр Иванович |
1892 |
экономист |
1922–1929 |
4. |
Васильев Николай Иванович |
— |
— |
1909–неизв. |
5. |
Гагарин Гавриил Артемьевич |
1868 |
учитель |
1909–1929 |
6. |
Гралевская Анна Сергеевна |
1869 |
пенсионер |
1909–1929 |
7. |
Глаголин Дмитрий Наумович |
1871 |
рабочий |
1909–1929 |
8. |
Добромыслова Вера Генриховна |
1887 |
служащая |
1909–1929 |
9. |
Ергомышева Варвара Васильевна |
1864 |
домохоз. |
1909–1929 |
10. |
Ергомышев Константин Константинович |
1903 |
военносл. |
1922–1929 |
11. |
Закс Дмитрий Николаевич |
1869 |
учитель |
1909–1929 |
12. |
Лалетина Татьяна Константиновна |
1898 |
— |
1909–1929 |
13. |
Лалетин Валентин Митрофанович |
1876 |
инженер |
1909–1929 |
14. |
Макашева Вера Генриховна |
1891 |
домохоз. |
неизв.–1929 |
15. |
Писарева Елена Федоровна |
1853 |
переводч. |
1909–1922 |
16. |
Писарев Николай Васильевич |
1848 |
инженер |
1909–1919 |
17. |
Потехин Александр Иванович |
1863 |
служащий |
1909–1922 |
18. |
Унковская-Захарьина Александра Васильевна |
— |
музыкант |
1909–неизв. |
19. |
Фомин Александр Александрович |
1859 |
пенсионер |
1909–1929 |
20. |
Харитонов Михаил Федорович |
1886 |
врач |
1909–1929 |
21. |
Цибаровская |
— |
— |
неизв.–1929 |
22. |
Шереметьева |
— |
— |
неизв.–1929 |
23. |
Писарев Лев Николаевич |
1885 |
инженер |
неизв. |
Елена Федоровна Писарева
Е.Ф.Писарева (Е.П.) — философ, переводчик, председатель Калужского теософского общества, вице-президент теософского общества России, — родилась в 1853 году. Девичья фамилия Рагозина. Получила хорошее образование. Свободно владела несколькими языками, в том числе английским, французским.
После брака с дворянином Николаем Васильевичем Писаревым жила по месту работы мужа на заводе Роше Шлиссельбургского уезда Петербургской губернии. Вела просветительскую работу среди рабочих, высказывала критические мысли о существующих порядках, за что попала в поле зрения полиции. С сентября 1878 года Е.П. "подчинена негласному надзору полиции".
С мая 1879 года Е.П. живет в имении мужа в с. Подборки Перемышльского уезда (ныне Козельского района) Калужской губернии. Здесь она пытается сблизиться с крестьянами, общается с политически неблагонадежными лицами и за “вредный образ мыслей” вновь попадает под негласный надзор полиции.
В 80-е годы Е.П. увлекается теософией. Она читает в подлиннике на английском языке “Тайную доктрину” Е.Блаватской, сочинения А.Безант. Сила и новизна мысли захватили не только Е.П., но и широкие слои русской интеллигенции.
Е.П. перевела на русский язык огромное количество теософской литературы. Ко многим изданиям она давала обширные примечания, предисловия, вступления, являющиеся самостоятельными произведениями.
В конце прошлого века Писаревы переехали в Калугу, где снимали квартиру в доме Фалеева, что на углу Московской и Садовой (ныне дом 78/66 на углу улиц Ленина и Кирова). Известно, что Писаревы еще жили на Воскресенской улице, дом 4, а в 1909 году обосновались в доме 11 на той же Воскресенской.
Е.П. нашла и объединила единомышленников: уже в 1908 году в Калуге действовал теософский кружок.
Теософские кружки Петербурга, Варшавы, Киева и Калуги 30 сентября 1908 года образовали Российское теософское общество.
21 апреля 1909 года в Калуге было образовано Калужское теософское общество. Председателем общества стала Е.Ф.Писарева.
Е.П. ведет большую лекционную работу, участвует в диспутах с противниками теософии. Она все больше переводит на русский язык и издает теософические произведения, одновременно изучая их и совершенствуясь. Участвует в международных теософских конгрессах.
В результате такой активной деятельности Е.П. становится ключевой фигурой теософского движения в России.
Е.П. ведет научно-исследовательскую деятельность и пишет ряд исследовательских работ, которые проникнуты идеей влияния Космоса на человека и человека на Космос. Высказывает предположение о материальности мысли и души. Многие ее работы связаны с сокровенными древними знаниями о Человеке, Космосе и Жизни. В статьях Е.П. вопросы нравственного, духовного совершенствования рассматриваются на основе космических законов, действующих в видимых и невидимых мирах.
Е.П. в 1922 году выехала с дочерью Н.Н.Бокка в Италию (г.Ундино).
Сочинения Е. Писаревой
Е. Писарева. Перевоплощение. Калуга, 1913.
Е.Писарева. Человек, его видимый и невидимый состав. Калуга, 1912.
Е.Писарева. Закон причин и следствий. Калуга, 1911.
Е.Писарева. Сила мысли и мыслеобразы. Калуга, 1912; Минск, 1991.
Переводы и предисловия Е.Писаревой
Свет на пути. 1–4 изд. Москва, 1905, 1912.
Брахман Чаттарджи. Сокровенная религиозная философия Индии. Калуга, 1906.
Э.Баркер. Письма живого усопшего. Барнаул, 1991.
А.Безант. Теософия и новая психология. Петроград, 1915.
Е.Блаватская. Голос Безмолвия. Калуга, 1912.
Николай Васильевич Писарев
Дворянин, землевладелец (помещик). Имение в с.Подборки Перемышльского уезда (ныне Козельского района) Калужской области.
Окончил Московский Кадетский корпус и в 1863 году выпущен офицером в Первую гренадерскую артиллерийскую бригаду. В 1866 году вышел в отставку в чине подпоручика и поступил в технологический институт в Петербурге. Затем перешел в Петербургский земледельческий институт, который и закончил. В 1870 году назначен учителем в Мариинское земледельческое училище.
С 1873 года работал химиком на заводе Роше Шлиссельбургского уезда Петроградской губернии, где вел “политическую пропаганду среди рабочих завода”. По распоряжению III отделения с сентября 1878 года подчинен негласному надзору полиции, т.к. обратил внимание “вредным образом мыслей” и знакомством с политическими неблагонадежными лицами.
В 1879 году вместе с женой Е.Ф.Писаревой переехал на жительство в свое имение с. Подборки.
С 1880 по 1884 год служил химиком на Константиновском заводе своего шурина Рагозина в Романово-Борисоглебске Ярославской губернии.
В 1885 году поступил на службу в Калужское отделение Государственного дворянского земельного банка.
Освобожден от надзора полиции 19 февраля 1890 года согласно циркуляру департамента полиции.
В Калуге Н.В. Писарев снимал квартиру в доме Фалеева на углу Московской и Садовой улиц (ныне улица Ленина и Кирова, дом 78/66, напротив кинотеатра “Центральный”).
В 1909 году Писаревы поселились в доме 11 по улице Воскресенской (ныне улица Софьи Перовской). Во флигеле дома Н.В.Писарев организовал издательство “Лотос” и типографию, где печаталась теософская литература.
С апреля 1909 года Н.В. Писарев был секретарем Калужского теософского общества.
Умер Николай Васильевич в 1919 году в возрасте 71 года.
Лев Николаевич Писарев
Родился 15 ноября 1885 года в с. Бедрище, Тутаевского района Ярославской области.
Отец — дворянин, землевладелец, работал инженером и чиновником в различных учреждениях. Мать занималась активной общественной и просветительской деятельностью.
Л.Н.Писарев окончил Калужское реальное училище, а в 1914 году Петроградский институт инженеров железнодорожного транспорта и сразу же был призван в армию. Демобилизован в 1917 году.
С 1918 года работал инженером, архитектором в различных учреждениях. В 1922 году судим за халатность.
В 1920 году женился, имел двух детей. Жена Мария Р. Писарева 1896 года рождения, уроженка города Вильно, в Калуге жила с 1916 года. В 1929 году семья Л.Н. Писарева проживала по проспекту Бухарина, дом 35 (ныне улица Гагарина).
По словам Л.Н. Писарева, теософией он не интересовался и в ТО не состоял, или дословно:
“Я членом теософского общества не был, т.к. считал занятием для старух”. В то же время в уголовно-архивном деле хранится на имя Л.Н. Писарева членский билет № 874/XIX “Союза воспитания свободного человека”, работавшего при Калужском ТО.
В 1926 году в письме к сыну Е.П. прислала сыну свое “Письмо к читателям”, которое было передано через Владимира Константиновича Ергомышева председателю Калужского ТО В.М.Лалетину.
Л.Н.Писарев был арестован 13 ноября 1929 года. При обыске на чердаке флигеля дома 11 по улице Воскресенской, где раньше жили Писаревы, было найдено большое количество теософской литературы (более 500 единиц).
Л.Н.Писареву предъявлено обвинение: хранение нелегальной литературы в больших количествах, связь с заграницей и распространение нелегальной литературы, то есть, в преступлениях, предусмотренных ст. 58-10-11 УК РСФСР.
Виновным себя Л.Н.Писарев не признал. Осужден Особым совещанием коллегии ОГПУ 23 февраля 1930 года на три года, досрочно освобожден 2 сентября 1932 года. После освобождения работал в Тамбове и Людинове Калужской области.
24 июля 1933 года вновь арестован и выслан на три года в Архангельск. Досрочно освобожден 3 августа 1934 года. В Архангельске работал более 20 лет до сентября 1953 года, то есть до ухода на пенсию. Работал архитектором и построил в городе много зданий.
27 марта 1957 года реабилитирован.
ИЗ АВТОБИОГРАФИИ ПИСАРЕВА ЛЬВА НИКОЛАЕВИЧА
(написано Л.Н.Писаревым собственноручно и находится в архивно-уголовном деле № П 13158 за 1929–1930 годы)
Родился 15 ноября 1885 г. в с. Бедрище Тутаевского района Ярославской обл. В семье было трое детей, старший брат Борис, я и сестра Наталья. Старший брат Борис умер в 1908 г. Сестра в 1916 году овдовела. Отец умер осенью 1919 года.
Я окончил Калужское реальное училище.
В 1914 г. окончил Институт гражданских инженеров в Петрограде и сразу же был призван в Армию. Демобилизован в 1917 году.
ЧЛЕНСКИЙ БИЛЕТ № 874/ХIХ
Писарева Л.Н.
Союз воспитания свободного человека
ДЕВИЗ: “Свободная Родина нуждается в свободных сынах”. ПЛАТФОРМА.
1. Свобода и счастье народа зависят от внутренней культуры составляющих его людей.
2. Выработка методов для создания внутренней культуры, которая обнимает:
а) самодисциплину, долженствующую заменить внешнее принуждение; б) сознание долга перед ближними, Родиной и человечеством;
в) свободное самоопределение личности, ограничиваемое лишь сознанием права других на такое же свободное самоопределение.
3. Содействие лицам и учреждениям, проводящим идеи Союза в жизнь.
Председатель исполнительного комитета А. Каменская
(Отметка об уплате членских взносов — 5 рублей. Даты нет. Транскрипция шрифта дореволюционная)
Литература
1. Морозова Г.М. Калуга. Прогулки по старой Калуге. Калуга, 1993, стр. 187, 206, 207.
2. Адрес-календари Калужской губернии на 1910 год (стр. 58), на 1916 год (стр. 75). — Стат. комитет Калужской губернии.
3. “Открытие нового отдела”. Газета “Калужский курьер”, 28.04.1909, №46, стр.3.
4. Сообщение об участии Е.Ф.Писаревой и А.В.Унковской в международном теософском конгрессе в Будапеште. Газета “Калужский курьер”, 2.06.1909, №59, стр.2-3.
5. Сообщение о лекции А.В. Унковской. Газета “Калужский курьер”, 29.10.1909, № 121, стр. 2.
6. “Теософия в Калуге”. Информация о диспуте 11 февраля. Газета “Калужский курьер”, 16.02.1912, №19, стр.3.
7. Информация о лекции Е.Ф. Писаревой “О взгляде теософии на современные события”. Газета “Голос Калуги”, 16.05.1917, №124, стр.2.
8. Архивно-уголовное дело №П 13158 за 1929–1930 годы.
9. Деятели революционного движения в России от предшественников декабристов до падения царизма. Библиографический словарь. Изд. Всесоюзного общества политкаторжан и ссыльно-поселенцев, т. II, вып. 3, столб. 1189 и 1190. Москва, 1931.
10. Мария Карлсон. Нет религии выше истины (История теософского движения в России 1875–1922 годы) США, Нью-Джерси, 1993.
11. Автобиография Л.Н. Писарева. Архивно-уголовное дело № П 13158 за 1929–1930 годы.
12. Н.Пестова. Как вечный огонь на алтаре высшей истины. Интервью с председателем Калужского отделения РТО Сергеем Белковским. Газета “Знамя”, 17.12.1993, стр. 3
Журнал “Мир Огненный” N 1(16) за 1998 год