НАПРАВЛЕНИЯ В ТЕОСОФИЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ

Поскольку часто возникают вопросы о идентификации различных теософических или "теософских"* обществ, возникла необходимость составить следующую справку:

Существует в целом четыре типа организаций, имеющих отношение к теософии:

Международное Теософическое Общество со штаб-квартирой в Адьяре, Индия, которое, собственно, считается тем самым обществом, которое некогда было основано Е. П. Блаватской. Оно наиболее широко распространено и имеет отделения во многих странах мира.

Теософическое общество со штаб-квартирой в Пасадине, США, которое также является международным, и происходит от американской секции, возглавлявшейся одним из основателей Теософического Общества, Уильямом Джаджем, и отделившейся вскоре после смерти Е. П. Блаватской. Отделения этого общества также можно встретить в разных странах мира, однако, они не так распространены.

Национальные теософические общества, по разным причинам не входящие ни в одну из этих структур; как правило, они являются ветвями Международного Теософического Общества, утерявшими с ним связь, или организациями, созданными энтузиастами на местах.

Структуры, созданные в качестве альтернативы теософическим обществам и не носящие такого названия, напр. Объединённая Ложа Теософов, Theosophy International, различные рериховские и антропософские общества.

Наш сайт не принадлежит ни к одной из этих организаций и старается давать самую разностороннюю информацию. Основные принципы, изложенные на заглавной странице, взяты главным образом из документов Международного Теософического Общества с штаб-квартирой в Адьяре, но они являются общими, и как правило, их придерживаются и все прочие теософические организации. Целью составления данной справки никоим образом не является подчеркнуть различия между обществами, но лишь разрешить недоразумения, которые иногда в связи с этим возникают.

См. также про лиц, не имеющих отношения к теософии

__________
* Название "теософское общество", вообще-то, неправильно, так как Е. П. Блаватская в тех книгах и письмах, которые были написаны ею на русском языке, использует исключительно термин "теософический". Им же пользовались русские теософы дореволюционной эпохи, а также Н. К. и Е. И. Рерих.