Н. Шри Рам

ЧТО ЕСТЬ ТЕОСОФИЯ?

N. Sri Ram. What is Theosophy?
Theosophy and Theosophical Society, Varanasi. 1991.

Теософия — это Мудрость, включающая в себя все вещи, сущностью которых является лежащее в их основе единство. Единство это — не шаблонное; оно принадлежит единой всеобъемлющей жизни. Чтобы понять природу этой Мудрости, подходить к ней надо как объективно, так и субъективно, поскольку в одном своем аспекте она демонстрирует определенный план, в другом же нам открывается духовный смысл жизни, в этом плане выраженный.

План этот включает в себя множество второстепенных проектов и замыслов, каждый из которых имеет самостоятельное существование. В большом, равно как и в малом, во Вселенной и в атоме, в дереве, в растении и в чем угодно проявляется замысел, приспособленный для выражения текущего через него потока жизни, — замысел, который находится в состоянии непрерывной эволюции. Чтобы постичь это явление во всей его целостности, требуется всеохватное понимание, которое, воспринимая сам план, все его многообразие и систему связей, в то же время было бы открыто проявлениям той жизни, тоньше которой ничего нет.

Каждый отдельный такой замысел и все они в своей совокупности предназначены для того, чтобы выявить вечную красоту и смысл жизни. Так что, с одной стороны, существует план, который можно изобразить в виде диаграммы или представить с помощью уравнений; однако вместе с тем есть и нечто, неподдающееся никакому определению, но проявляющееся во всех жизненных формах и в каждом движении эволюционного процесса. Поэтому нам необходим такого рода интеллект, который мог бы постичь неопределимое, т. е. истину и красоту всего процесса.

Наша концепция Вселенной в целом включает в себя (или же распадается на) ряд различных отделов, определенным образом связанных друг с другом. Е. П. Б. описывает эволюцию как процесс объективации того, что вначале было исключительно субъективным. Иными словами, существует истина, которую мы можем почувствовать, пережить и познать лишь в самих себе, и существует та природа, из которой постепенно развилась вся необъятная предметная Вселенная. Между истиной сознания, или жизни, и материей нет непроходимой пропасти. Лишь в области объективного можно открыть наивысшие, истинные ценности жизни.

Всё сущее находится на четырех уровнях, первый из которых — материя (субстанция) и все созданные из нее формы. Затем существует пребывающая в этих формах жизнь, которая, с теософской точки зрения, универсальна и обретает во всем свое индивидуальное выражение. Слово "жизнь" подразумевает собирание опыта, реагирование на стимулы, а также совершение различного рода действий. Третье — это неотделимое от жизни сознание, которое наиболее глубокое и полное свое выражение находит в человеке. Человеческое сознание дает начало мысли, которая многообразна и проявляется в самых разных видах деятельности. И, наконец, за пределами всего этого — материи, жизни (или сознания) и человеческой мысли — существует то, что возникает в сознании, свободном от любых реакций и всех привязанностей.

Мысль — это всего лишь проекция тех индивидуальных накоплений, которые есть у каждой личности. Сталкиваясь с различными людьми, вещами и ситуациями, мы определенным образом на них реагируем. Эти реакции не проходят бесследно: благодаря им у каждой личности создается определенный стереотип, в соответствии с которым она мыслит и формирует свои представления. Но то, что возникает в сознании, абсолютно свободном от всех привязанностей и реакций, имеет принципиально иной характер. В этом состоянии находят свое проявление истинные ценности жизни. Ценности эти заключаются не в нашем познании на опыте тех или иных вещей, а в способе действия человеческого сознания, потому что разум (или сознание) испытывает на самом себе способ своего функционирования. Функционируя каким-то одним образом, он испытывает счастье, другим — красоту. Точно так же сознание может познать на опыте любовь и истину (причем под истиной имеется в виду истина его собственной природы). Опытное постижение сознанием способов своего действия дает начало подлинным ценностям жизни. Существуют ценности истинные и ложные, временные и вечные, и т.д. Но ценности истинные, высшие — это те, которые пережиты сознанием в самом способе его действия, в его истинной, неподдельной, неизменной природе.

Мы можем сказать — и истина эта была высказана уже давно — что всё происходящее есть на самом деле раскрытие тайны, заключенной в индивидуальности каждой вещи — тайны, которая раскрывается в процессе контактов и взаимоотношений этой вещи с другими объектами.

Мы также можем сказать, что все ценности заключены в красоте, которая является истинной природой души. В каждом живом существе присутствуют различные уровни. Для обозначения самого сокровенного из них можно использовать слово "душа"; истинная природа души тождественна с красотой, проявляющейся в ее действии. Отблеск этой "природы души" есть во всём, что существует в природе: во всяком дереве, в листочке, в алмазе, в любой субстанции. Всё обладает скрытой красотой, обнаруживающейся в процессе эволюции, и всё, что происходит во Вселенной, имеет своей целью выявление в каждой индивидуальности того, что поначалу в ней скрыто — её внутренней тайны.

Единственное, что может принести человеку истинное удовлетворение — это прозрение в "природу души" всех вещей или же соприкосновение с ней. Человек может получить всё, что он хочет, может удовлетворить любое желание; он в состоянии достичь учёности, стать умным и приобрести вес в глазах других людей, но ничто не даст ему постоянного удовлетворения до тех пор, покуда его собственная глубинная, скрытая природа не найдет для себя выхода и выражения. В современных условиях эта сторона человеческой природы большей частью остается в тени — потому и испытывают такую неудовлетворенность богатые и бедные, наивные и невежественные.

Лишь в свете истинных ценностей души (в отличие от той ценности, которую невежественный ум склонен приписывать вещам) всё остальное способно стать действительно интересным. Вы можете внимательно прочесть не одну энциклопедию, запоминая множество вещей, но вы не найдете в них и капли того счастья, которое необходимо для действительного роста. Если меркнет свет истинных ценностей, сияние которого исходит из души или еще более глубокой сущности, то всё вокруг становится бессмысленным.

Определенное чувство этих глубинных ценностей необходимо для того, чтобы понять теософию, План, циклы, круги и даже ту сторону теософии, которая находит свое выражение в самых разнообразных замыслах. Мы должны знать о целом и о той жизни, которая принадлежит целому и объединяет все его части, — знать для того, чтобы должным образом оценить эти части и выполняемые ими функции. Нужно знать ход всей драмы, чтобы стал очевидным смысл отдельных её частей. Драма — это эволюция, которая является процессом более значительным и глубоким, чем мы или обычные ученые в состоянии себе представить, изучая лежащие на поверхности факты. Только в конечном продукте эволюции, а именно — в сознании, в котором заключены высшие ценности, — может быть постигнут весь смысл эволюционного процесса.

Если вы можете испытывать сочувствие миллионом способов, то каждый из этих способов представляет собой ценность. Ценности эти могут проявляться и во внешних формах, таких, как архитектура, музыка, литература или же общественные институты, Даже в манерах человека, в качестве его поведения присутствует подход, обладающий красотой. Таким образом, ценности могут присутствовать в самых разных движениях. Нет в жизни движения, в котором нельзя было бы выразить эти сокрытые ценности, принадлежащие истинной природе человека и составляющие в совокупности красоту души.

Средоточие всех ценностей, выраженных или могущих быть выраженными, находится в индивидууме — капле, которая соприродна океану. С одной стороны, эволюция — это процесс индивидуализации, независимо от того, кто эволюционирует: дерево, камень или что-то еще в природе. Всё постепенно принимает форму, всё в большей и большей степени соответствующую определенному замыслу, который изначально существует в Высшем Разуме. Но параллельно с созданием индивидуальности совершается и эволюция взаимоотношений, каждое из которых меняется.

Эволюция взаимоотношений представляет собой определенный порядок; следовательно, это эволюция нового порядка, возникающего на основе порядка уже существующего — эволюция порядка, который будет иметь высшее значение. Таким образом, эволюция выявляет гармонию и красоту, так же как и интеллект и способности высшего уровня. В Природе постоянно проявляются новые возможности и способности, совершается непрерывное утончение и развитие интеллекта. Но одновременно с этим эволюционирует и глубоко духовное качество красоты, гармонии, то есть способа, определяющего отношения, в которых находятся друг к другу все вещи,

При таком всестороннем рассмотрении теософия приобретает значение, которое обычно ускользает от новичка, усвоившего лишь некоторые детали. Он убежден в существовании процесса реинкарнации и закона кармы и полагает, будто уже приобрел определенное понимание теософии. Конечно, нельзя презирать ничье понимание, но теософия — это нечто неизмеримо большее.

Изучая теософию, мы должны жить так, чтобы наша истинная природа находила свое выражение даже в самых обыденных ситуациях. Теософия — это не что-то умозрительное, что можно понять из книг и лекций. Лишь тому знакомо её благоухание и лишь тот ощущает её красоту, кто старается в какой-то мере внести в свою жизнь, во все свои отношения нечто от самого духа и души Мудрости. Только тот, кто пытается это сделать, познает сердце Мудрости.

С точки зрения жизни теософия — это поиск и постоянное открытие; она никогда не может устареть. Когда люди говорят, что хотят чего-нибудь нового, — это значит, они ищут каких-то стимулирующих переживаний. Если им дают новые книги, они тоже теряют к ним интерес. И снова возникает вопрос: "Что дальше?" Мне кажется, что каждый член Теософического Общества должен избрать подход куда более творческий. Он должен не стремиться к поиску новых стимулов и удовольствий, а подходить к теософии творчески, так, чтобы — пусть даже в бесконечно малой степени — он воплощал в себе больше Мудрости. Если мы рассматриваем теософию как Мудрость, которая должна проявляться в жизни, как красоту, которая должна воссиять, то путь нашей жизни станет ясен для нас.

Совершенно ни к чему забивать себе голову деталями. Они полезны лишь постольку, поскольку разъясняют или выявляют истинную природу той вещи, частью которой они являются. Важно, чтобы теософия стала живым опытом, чтобы каждый говорил, основываясь не на книгах, а на собственной жизни, на собствеиных внутренних чувствах, на том, что, по его мнению, есть истинно ценного в жизни. Не важно, как выражает человек свое понимание теософии; если оно искренно, если идет от сердца, то оно будет излучать те ценности и качества, которые принадлежат тебе как индивидуальности, отличной от всех остальных. Это действительно ты сам, и в свое представление о теософии ты должен внести нечто от себя самого.

Мир сейчас уже не тот, что был прежде. Изменились отношения между ним и человеком, да и сам мир теперь организован иначе. В нем появилось обширное собрание научных знаний; возникло иное отношение к Вселенной и тем явлениям, которые имеют место в мире. Следовательно, должны возникать и иные отношения между нами и миром, как это сейчас и происходит. Нам предназначено открыть эти отношения, обрести новый взгляд на Вселенную и на те проблемы, которые в последнее время встали перед человеком.

Новое понимание человека как существа духовного распространяется не только среди теософов, но и среди многих думающих людей, которые осознали, что в человеке есть нечто, выходящее за пределы ума. Мы переживаем действительно критическое время в истории человечества. Думаю, что действительному восхождению человека только еще предстоит начаться, несмотря на всю его интеллектуальную проницательность и способность раскрывать секреты, которые долгое время были сокрыты в Природе. Если говорить, используя теософическую терминологию, то манас должен обратиться ввысь, вместо того, чтобы быть руководимым личностным "я" со всей его мелочностью, напористостью и предрассудками, и установить связь с высшей природой человека. Тогда манас действительно изменится. Когда разум части человечества обратится к истинным ценностям — пусть даже они и не станут неотъемлемой частью всех аспектов жизни — тогда в мире наступит истинная перемена, Вместо того, чтобы переоценивать важность технологии, мы должны приступить к раскрытию секрета счастья и жить так, чтобы всем приносить пользу.

————————————

Несколько слов об авторе этой статьи. Шри Рам родился в Южной Индии в 1889 году. Окончив Мадрасский Университет, он некоторое время работал учителем, а затем посвятил себя журналистике. На протяжении многих лет он был сотрудником газет, поддерживавших различные движения за независимость Индии. Немалый вклад в дело освобождения своей родины внес Шри Рам и на других постах, в частности, будучи председателем Лиги Новой Индии.

Став в 1908 году членом Теософического Общества, он в разное время занимал многие ответственные посты, исполняя обязанности и казначея, и международного секретаря, и вице-президента. В 1953 году он был избран Президентом Т. О. и оставался на этом посту вплоть до своей смерти 8 апреля 1973 года.

Как лектор, а впоследствии и как президент, он много ездил по миру. Во время его пребывания на президентском посту в Адьярском поместье было построено помещение для типографии "Васанта Пресс", а также новое здание знаменитой Адьярской библиотеки.

Те, кто работал со Шри Рамом в близком сотрудничестве, высоко ценили широту и интернационализм его взглядов, подлинный идеализм и глубину его философской мысли, уравновешенность его суждений, его проникнутое сочувствием понимание человеческой природы и, прежде всего, — его светлую искренность.


О президенте теософического общества — back
Теософия в России — загл. страница
Библиотека теософической литературы