Т. Субба Роу Гару родился 6 июля 1856 года в Коканаде, в округе Годавари,
на восточном побережье Индии. Его родным языком был телугу. Интересно,
что сам он помнил о своём младенчестве и рассказывал о нём. Будучи высокоразвитой
индивидуальностью, он сохранил воспоминания высших миров, и придя в
новое воплощение, сразу же ощутил те ограничения, которые в сравнении
с ними налагает физический план. Он старался по возможности уменьшить
их эффект, погружая своё тело в сон. Тем не менее, ему не удавалось
заставить тело спать более двадцати часов в сутки. Но и оставшееся время
бодрствования он старался проводить вне этого тела, со стороны наблюдая
его бессмысленный лепет. Особенно невыносимым был процесс кормления
разными безвкусными и тошнотворными кашами. Должно быть, многие дети
переживают такие мучения, но не все могут потом рассказать об этом.
Подобно другим детям, Субба Роу впоследствии уже не помнил всех этих подробностей, равно как и своих прошлых жизней. Хотя его отец умер вскоре после его рождения, он остался на попечении родственников, занимавших неплохое положение на государственной службе, так что ему удалось получить хорошее образование. В школе он не проявлял особых способностей, но колледж штата Мадрас, в который он поступил в 1872 году, окончил с отличием и получил степень бакалавра искусств.
Ему была предложена должность архивариуса Верховного Суда штата Барода, которую он занимал около года, после чего вернулся в Мадрас, где сдал экзамен на бакалавра права. В 1880 г. Субба Роу был принят на должность адвоката Верховного Суда. Тем не менее, он оставил весьма успешную адвокатскую практику ради занятий философией, к которой, как он признался полковнику Олькотту, его тянуло с неодолимой силой.
Он вступил в переписку, а в 1882 г. и лично познакомился с Е. П. Блаватской и Дамодаром Маваланкаром. Это по его инициативе они были приглашены в Адьяр, куда впоследствии и была перемещена штаб-квартира Теософического общества (там она находится и до сих пор). Он вспомнил свои прежние жизни и процесс своего воплощения, а главное — узнал своего учителя, знакомого ему ещё по прошлым жизням. Это был махатма Морья, бывший также и учитлем Блаватской. Субба Роу быстро восстановил и прежние знания санскритской литературы, и о любом стихе из из Бхагавадгиты, Брахмасутр или Упанишад сразу же мог сказать, откуда он и в связи с чем написан. "Мы не знаем большего авторитета в Индии в области эзотерической стороны философии адвайты", писала о нём Блаватская. Он был блестящим и интересным собеседником, а разговоры с ним могли заменить чтение самых глубоких книг. Но интересно, что литературная деятельность давалась ему хуже — он не оставил после себя ни одной большой работы, а лишь много небольших статей.* Cамое большое его произведение — "Философия Бхагавад-гиты" — представляет собой лишь серию лекций. "Субба Роу — самый лучший советчик, но он не очень сильный корреспондент. Чему бы вы ни учились у него, это следует получать устно" — заметил о нём учитель Кут Хуми.
_________
* Статьи эти были изданы в сборнике "Эзотерические труды Т. Субба Роу,
члена Теософического Общества, бакалавра искусств, бакалавра права",
Бомбей, 1895 г. (Переиздано: T. Subba Row, "Esoteric Writings", TPH, 1980).
Первоначально планировалось, что "Тайная Доктрина" должна была быть
написана двумя авторами — Е. П. Блаватской и Суббой Роу. Но просмотрев
первоначальный вариант, он отказался работать над ней — текст показался
ему хаотичным и он счёл невозможным привести всё написанное в порядок
и свести к единой терминологии.
Примерно тогда же, в 1885 году, Суббой Роу и Е. П. Блаватской начались разногласия, главным образом, по второстепенным философским вопросам, связанным, в первую очередь, с классификацией составляющих человека принципов, что нашло отражение и в упомянутых лекциях о Бхагавад-гите. Однако доказательством незначительности разногласий и того, что они не имели под собой серьезного основания, служит тот факт, что по указанию учителя М. оба варианта были изложены на страницах "Теософиста".
Необходимо указать и на другое его отличие Суббы Роу от ученицы того же учителя — Е. П. Блаватской. Это его глубокая убеждённость в том, что оккультные знания не следует выдавать европейцам. Блаватская писала о нём: "Такие бескомпромиссные посвященные брахманы, как Субба Роу, никогда ничего не обнародуют — даже если им разрешат. Они слишком ненавидят европейцев." Это вообще была одна из значительных линий размежевания между индийскими и европейскими членами теософического общества. Субба Роу очень переживал из-за вульгарной профанации имен учителей, происходившей среди англичан, живших в Индии. Доходило до того, что именами учителей называли котов! Трудно было ему, как брахману, примириться и с мыслью, что тайны, многие века хранившиеся в святилищах храмов, были раскрыты женщиной европейского происхождения. Он говорил Блаватской: "Вы повинны в самых ужасных преступлениях. Вы выдали самые священные и сокровенные оккультные тайны. Лучше принести в жертву вас, чем вещи, никогда не предназначавшиеся для европейских умов. Люди слишком в вас верили. Пора зародить у них сомнение. Иначе они вытянут из вас всё, что вы знаете". Как представитель Шрингери-матхама в Мадрасе, Субба Роу пользовался у ортодоксальных индусов большим авторитетом, и потому его выпады оказали на многих из них существенное влияние. Тем не менее сам он никогда не ставил под сомнение знания и способности Блаватской.
Вообще отношения представителей традиционных течений и религий с Теософическим Обществом и другими подобными организациями обычно складывались не очень хорошо, но всё же отношения теософов с брахманами были не так уж плохи, как можно было этого ожидать, учитывая приверженность последних к своим традициям. Тому можно найти две основных причины — во первых, подход теософов представлял разительный контраст отношению англичан, совершенно не уважавших и старавшихся всячески принизить не только индийскую религию и философию, но и историю, а во-вторых, в индуизме не было столь же фиксированной доктрины, отклонение от которой считалось бы ересью, как это обстоит во многих других религиях. Расхождение намечалось, скорее, в другой области — будучи довольно либеральными в религиозных взглядах, брахманы цеплялись за кастовые традиции, что входило в противоречие с официально провозглашёнными принципами и практической деятельностью Теософического Общества. Однако, многие брахманы сами были недовольны кастовыми порядками, поскольку это во многом сковывало их жизнь, и некоторые видные деятели общества даже официально вышли из касты, как например Дамодар Маваланкар, считавший, что соблюдение кастовых обычаев делает его "эгоистичным и невнимательным к нуждам своих собратьев". Но, как показал опыт, не все, даже будучи учениками махатм, способны на такой шаг.
В 1888 году Субба Роу вышел из Теософического Общества. Вскоре он тяжело заболел, но природу этой болезни никому не удавалось выяснить. Всё его тело с ног до головы покрылось нарывами. Сам он считал, что оказался жертвой элементалов, чью враждебность он вызвал ритуалами, совершенными им для своей жены. Хенри Олкотт, практиковавший лечение магнетизмом и достигший в этом немалых успехов, пытался его лечить, но лечение приводило лишь к временным облегчениям и не давало радикальных результатов. Однажды, 24 июня 1890 года, Субба Роу сообщил членам своей семьи, что его призвал его учитель, и попросил не беспокоить. В тот же день, в возрасте 34 лет, он скончался.