ИДИЛЛИЯ БЕЛОГО ЛОТОСА

[«Теософист», июль и август 1886, с. 656-66 и 705-8. Этот роман Мэйбл Коллинз (1851–1827) был опубликован в Лондоне в 1884 г.
М. Коллинз рассказала Олкотту, что эта история была записана ею в трансе или под диктовку какого-то таинственного человека, которого она ему описала. По этому описанию они с Блаватской узнали своего старого друга грека, который был адептом, но не махатмой. Книга посвящалась «Истинному Автору, вдохновителю этого труда».]


Интересная история, опубликованная под вышеуказанным названием, уже привлекла значительное внимание. Она поучительна, и не в одном отношении. Там верно описывается вера египтян и египетское жречество, когда их религия уже начала утрачивать свою чистоту и вырождаться в систему тантрического поклонения, заражённую чёрной магией, неразборчиво использовавшейся в эгоистичных и безнравственных целях. Также вероятно, что эта история подлинная. Сенса представлен как последний великий иерофант Египта. Точно так, как дерево оставляет свое семя, чтобы оно развилось в подобное дерево, даже если оно должно будет погибнуть полностью, так и каждая великая религия, по-видимому, оставляет свою жизнь и энергию в одном или нескольких великих адептах, которым суждено сохранить её мудрость и возродить её в какие-то будущие времена, когда цикл эволюции свернёт на курс преобразований, чтобы вызвать желаемый результат. Великой древней религии Хеми суждено вновь появиться на этой планете в более высокой и благородной форме, когда придёт назначенное время, и нет ничего неразумного в предположении, что Сенса из этой истории теперь, вероятно, очень великий адепт, который ждёт, чтобы исполнить поручения Дамы Белого Лотоса. Но если даже оставить в стороне эти умозрения, обсуждаемая история учит очень благородному уроку. В своём аллегорическом аспекте она описывает испытания и трудности неофита. Однако простому читателю непросто поднять завесу аллегорий и ясно понять, чему она учит. И в помощь таким читателям здесь я дам следующее объяснение персонажей этой истории и рассказанных в ней событий.

1. Сенса, главный герой повести, представляет собой человеческую душу.

Это кутастха чайтанья,* или зародыш праджни, в котором сохраняется индивидуальность человеческого существа. Он соответствует высшему и постоянному элементу пятого принципа человека. Это “Я” воплощённого существования.

__________
* Неизменное сознание. — Здесь и далее, если не указано иначе, — прим. сост. собр. соч.

2. Себуа, садовник, — это интуиция. Они не могут сделать из меня призрака, заявляет Себуа; и говоря так, неискушённый, но искренний крестьянин по-настоящему раскрывает свою собственную тайну.

3. Агамад, Камен-Бака и девять других жрецов храма, преданные слуги тёмной богини, которой они поклоняются, представляют соответственно следующие сущности:

1) Кама — Желание
2) Кродха  — Ненависть
3) Лобха — Алчность
4) Моха — Невежество
5) Мада — Высокомерие
6) Матсарья — Ревность
7, 8, 9, 10, 11) — Пять чувств и их удовольствия

4. Женские персонажи, фигурирующие в истории, следующие:

1) Тёмная и таинственная богиня, которой поклоняются жрецы.
2) Девочка, которая играла с Сенсой.
3) Девушка, встреченная им в городе.
4) И наконец, Дама Белого Лотоса.

Надо заметить, что здесь вторая и третья тождественны. О прекрасной женщине в городе, которую он по-видимому встретил первый раз, Сенса говорит, что когда он взглянул в её милые глаза, ему показалось, что он её очень хорошо знал и её чары ему знакомы. Из этого заявления ясно, что она никто иная, как девочка, которая бегала с ним возле храма.

У пракрити, как говорят индусские философы, есть три качества — саттва, раджас и тамас. Последнее из этих качеств связано с более грубыми удовольствиями и страстями, переживаемыми в стхула-шарире. Раджо-гуна — причина неуёмной деятельности ума, тогда как саттва-гуна близко связана с духовным разумом человека и его высшими и благородными устремлениями. Так что майа появляется в этой истории в трёх различных формах. Это видья, духовный разум, представляемый Дамой Белого Лотоса. Это Гуань-инь и праджня буддийских авторов. Она представляет свет или ауру Логоса, который есть мудрость, и она — источник потока сознательной жизни, или чайтаньи. Вышеупомянутая девочка — это ум человека, и благодаря ей Сенса постепенно ведом в присутствие тёмной богини, помещённой во святое святых для восхищения вышеописанного жречества.

Сама тёмная богиня — это авидья. Это тёмная сторона человеческой природы. Она получает жизнь и энергию из страстей и желаний человеческой души. Луч жизни и мудрости, который первоначально эманировал из Логоса и приобрёл определённую собственную индивидуальность, когда был запущен процесс дифференциации, способен более или менее полно превратиться в настоящую Кали, если свет Логоса полностью исключён плохой кармой человека и голос интуиции не слышен и не замечается, и человек живёт просто для удовлетворения своих страстей и желаний.

Если учитывать эти замечания, смысл этой истории становится ясен. Сейчас моей целью не является писать исчерпывающий комментарий. Я отмечу только некоторые важные эпизоды и их значение.

Посмотрите на Сенсу как на человеческое существо, которое, пройдя ряд перевоплощений и получив довольно серьёзную духовную подготовку, рождается снова в этом мире c сильно развитыми силами духовного восприятия, готовым уже на очень раннем этапе стать неофитом. Попав в физическое тело, он оказывается на попечении вышеперечисленных пяти чувств и шести эмоций, для которых оно является местом обитания. Человеческая душа сначала помещается под водительство своей собственной интуиции — простого и искреннего садовника храма, к которому высокие жрецы не имеют уважения и любви, и пока она ещё не потеряла свою первоначальную чистоту, мельком получает проблеск своего духовного разума — Дамы Белого Лотоса. Однако у жрецов была решимость не давать никакой возможности интуиции работать, так что они убрали ребёнка из её попечения и познакомили его со своим собственным тёмным божеством — богиней человеческих страстей. Поначалу сам её вид оказывается отталкивающим для человеческой души. Предложенный перенос человеческого сознания и привязанностей с духовного плана на физический — слишком резкий и преждевременный, чтобы ему последовать. Жрецы потерпели неудачу в своей первой попытке и начали строить планы для второй попытки в этом же направлении.

Прежде чем продвинуться дальше, я должен привлечь внимание читателя к настоящему смыслу лотосового пруда в саду. В индусских мистических книгах под лотосовым прудом часто понимается сахасрара-чакра в мозгу. Сладкозвучную воду этого пруда описывают как амриту, или нектар. Для дальнейших намёков о смысле этой магической воды смотрите «Разоблачённую Изиду», т. II, гл. VIII. Падма, белый лотос, как говорят, имеет тысячу лепестков, как и таинственная сахасрара йогов. У простого смертного она — нераскрытый бутон, и в точности, как лотос раскрывает свои лепестки в полном цветении и красоте, когда солнце поднимается над горизонтом и изливает свои лучи на этот цветок, так и сахасрара неофита открывается и расширяется, когда в этот центр начинает изливать свой свет Логос. Полностью раскрытая, она становится великолепным троном Дамы Лотоса, шестого принципа человека, и сидя на этом цветке, эта великая богиня изливает воды жизни и благодати для вознаграждения и возрождения человеческой души.

Хатха-йоги говорят, что душа человека в самадхи возносится в этот тысячелепестковый цветок через сушумну (даат* кабалистов) и получает проблеск великолепия духовного солнца.

__________
* Псевдо-сефира между сефиротами хокма и бина в каббалистическом дереве.

В этой части в жизни Сенсы происходит событие, заслуживающее внимания. Под маской неофита храма ему является элементал, который пытается вывести его из физического тела. Это опасность, которой подвергается человек, пока он не приобретёт достаточного искусства адепта, чтобы предохраняться от всех таких опасностей, особенно когда его внутреннее восприятие уже в некоторой степени развито. Ангел-хранитель Сенсы защищает его от этой опасности благодаря его невинности и чистоте.

Когда начинается умственная деятельность ребёнка и поглощает его внимание, он всё дальше и дальше отходит от света логоса. Его интуиция уже не в состоянии работать беспрепятственно, не скованно. К её внушениям примешиваются другие состояния сознания — в результате ощущений и интеллектуальной деятельности. Себуа, который не может видеть Сенсу и разговаривать с ним лично, через одного из неофитов храма тайком посылает ему его любимый цветок лотоса.

Как только ум начинает употреблять свои функции, удовольствия чувств быстро прокладывают путь для сильных и яростных эмоций человеческой души. Сенса спустился на одну ступень с духовного плана, когда он перестал видеть возвышенной цветок лотоса и его великолепную богиню, и его начинает забавлять шаловливая девочка. «Ты будешь жить среди цветов, питаемых землей» — говорит ему девочка, открывая ему перемену, которая уже произошла. Поначалу внимание Сенсы поглощает простая красота природы. Но скоро его ум приводит его к тёмной богине храма. Место, где по-настоящему сидит авидья — в уме, и её влиянию невозможно сопротивляться, пока ум ничем не ограничен в своих действиях. И как только душа раз попадает под влияние этой тёмной богини, высокие священники храма начинают использовать её способности для своей пользы и собственного удовлетворения. Богине требуется всего двенадцать жрецов, включая Сенсу, чтобы помогать её делу. Если вышеперечисленные шесть эмоций и пять чувств не соединены вместе, она не сможет полностью употреблять свою власть. Они поддерживают и укрепляют друг друга, как ясно показывает опыт каждого человека. По отдельности они слабы и могут быть легко подчинены, но когда они соединены вместе, их совместная сила достаточно сильна, чтобы держать душу под контролем.

Падение Сенсы теперь было бы полным, если бы он не получил заслуженный упрёк от садовника и слово предупреждения от Дамы Лотоса. Обращаясь к Сенсе, Себуа сказал следующие слова: «Сначала ты взялся за дело и был для меня работником, теперь всё изменилось. Ты играешь, а не работаешь, я буду относиться к тебе, как к маленькому принцу. Дитя, они избаловали тебя, что ли?»

Эти слова многозначительны и в свете предыдущих замечаний их смысл становится ясен. Надо заметить, что когда Сенса последний раз пришёл в сад, он был взят не к лотосовому пруду, а к другому, получающему воду из него.

Из-за произошедшей с ним перемены Сенса уже не мог видеть свет Логоса прямым восприятием, ему было необходимо распознавать его через деятельность своего пятого принципа. Он плавает в астральном флюиде, а не в магической воде лотосового пруда. Всё же он видит Даму Лотоса, которая с жалостью говорит: «Скоро ты меня покинешь, а как я могу тебе помочь, если ты совсем меня забываешь?»

После этого происшествия Сенса становится совсем мирским человеком, живущим для удовольствий физической жизни. Ум становится его товарищем, и жрецы храма пользуются этой переменой. Прежде чем двигаться дальше, я должен привлечь внимание читателя к возможности извлекать из ребёнка любую желаемую информацию, вызывая некоторых элементалов и другие силы с помощью магических ритуалов и церемоний. После того, как душа полностью попадает под влияние авидьи, она может либо совсем поддаться этому влиянию и быть поглощённой тамогуной пракрити, либо рассеять своё невежество светом духовной мудрости и стряхнуть в себя это губительное влияние. В истории Сенсы наступает критический момент, когда в день праздника лодок само его существование на время сливается с тёмной богиней человеческих страстей. Такое поглощение, хотя и краткое, — первый шаг к окончательному уничтожению. В этот критический момент он должен или быть спасён, или погибнуть. Дама Белого Лотоса, его ангел-хранитель, делает последнюю попытку спасти его и достигает успеха. В самóм святом святых она раскрывает тёмную богиню, и Сенса, осознав это безумие, молит об избавлении от этого проклятого ярма ненавистного жречества. Его молитва услышана, и полагаясь на поддержку светлой богини, он восстаёт против власти жрецов и направляет внимание народа на неправедность авторитетов храма.

В связи с этим, чтобы учения этой книги запечатлелись в уме читателя, необходимо сказать несколько слов о настоящей природе смерти души и конечной судьбе чёрного мага. Душа, как было объяснено выше, это отдельная капля в океане космической жизни. Поток космической жизни — всего лишь свет и аура Логоса. Помимо него есть бесчисленные другие существа, духовные и астральные, причастные этой жизни и живущие в ней. У этих существ есть сродства с особыми эмоциями человеческой души и некоторыми характеристиками человеческого ума.

Конечно, у них есть собственное индивидуальное существование, продолжающееся до конца манвантары. Есть три способа, которыми душа может прекратить сохранять эту особую индивидуальность. Отделившись от своего логоса, который и есть её источник, она может не приобрести сильной и сохраняющейся  собственной индивидуальности и со временем может быть поглощена в поток вселенской жизни. Это настоящая смерть души. Она также может войти в раппорт с духовным или элементальным существом, вызвав его и сосредоточив на нём своё внимание и расположение в целях чёрной магии и тантрического поклонения. При этом она переносит свою индивидуальность в такое существо и как бы засасывается в него. В таком случае чёрный маг живёт в этом существе и как такое существо он продолжит существование до конца манвантары.

Это иллюстрирует судьба Банасены. Как говорят, после смерти он жил в виде Махакалы, одного из самых могущественных духов среди прамадаганов.* В некоторых случаях это означает обретение бессмертия во зле. Но в отличие от бессмертия Логоса оно не длится за пределы манвантары.  В связи с этим прочитайте восьмую главу Бхагавад-гиты, и то, что я имею в виду, в свете учения Кришны станет ясно.

__________
* Или праматхаганов, спутников Шивы.

Происшествие на лодке Исиды, описанное в рассматриваемой нами книге, даёт некоторое представление о природе этого поглощения и последующем сохранении индивидуальности мага.

Когда центр притяжения — Логос, а не какая-то другая сила или элементал, человек обретает мукти, или нирвану, и становится един с вечным Логосом без всякой необходимости рождаться опять.

В конце книги описывается заключительная борьба души с её застарелыми врагами, её посвящение и окончательное избавление от тирании пракрити. Поскольку эта часть очень важна, я приберегу свои замечания по ней для следующего выпуска этого журнала.


____________________


Убеждение, которое дала Дама Белого Лотоса Сенсе в святом святых и данный ею совет отмечают великий поворотный пункт в его жизненном пути. Он воспринял свет божественной мудрости и поместил себя в пределы его влияния. Этот свет Логоса, представленный в повести в виде прекрасной богини священного цветка Египта — это узы союза и братства, которые поддерживают цепь духовного общения и симпатии, проходящую через долгую последовательность великих иерофантов Египта и распространяющуюся на всех великих адептов этого мира, получающих приток духовной силы из того же источника. Это Святой Дух, который поддерживает апостольское преемство или гурупарампару, как называют это индусы. Вот этот духовный свет и передаётся от гуру к ученику, когда наступает время настоящего посвящения. Так называемая передача жизни — это ничто иное, как передача этого света. И затем Святой Дух, который как бы покров или тело Логоса, а потому его плоть и кровь, является основой святого причастия. Каждое братство адептов связано  этими узами, и ни время, ни пространство не могут их разорвать. Даже если в цепи преемственности на физическом плане есть видимый разрыв, то неофит, следующий священному закону и стремящийся к высшей жизни, в должное время не останется без совета и водительства, хотя может быть последний гуру умер несколько тысяч лет назад до его рождения. Каждый будда при своём последнем посвящении встречается со всеми великими адептами, достигшими уровня будды за предыдущие века, и аналогично у каждого класса адептов есть свои узы духовного сообщения, соединяющие их вместе в правильно организованное братство. Единственный возможный и эффективный способ войти в любое такое братство, или принять святое причастие, — это поместить себя под влияние духовного света, который излучается из нашего собственного логоса. Дальше я мог бы здесь указать, не вдаваясь в  подробности, что такая сопричастность возможна только между людьми, души которых получают свою жизнь и поддержку от того же самого божественного луча, и что поскольку из Центрального Духовного Солнца излучаются семь разичимых лучей, то все адепты и дхьяни-чоханы делятся на семь классов, каждый из которых ведом, управляем и осеняем одной из семи форм или проявлений божественной мудрости.

В связи с этим необходимо обратить внимание читателя на ещё один общий закон, управляющий прохождением духовной жизни и энергии через несколько адептов, принадлежащих к тому же братству. Каждого адепта можно считать центром, в котором генерируется и запасается эта духовная сила, и через который она используется и распределяется. Эта таинственная энергия — нечто вроде духовной электрической силы, и её передача из одного центра в другой  представляет собой одно из явлений, замеченных в связи с электрической индукцией. Следовательно, есть тенденция к выравниванию количеств энергии, запасённой в разных центрах. Количество флюида в конкретном центре зависит от кармы человека и святости и чистоты его жизни. Будучи пробуждена к деятельности сообщением с его гуру или посвятителем, она становится динамичной и у неё есть склонность передаваться в более слабые центры. Иногда утверждают, что во время последнего посвящения либо иерофант, либо «новорождённый», более достойный из двух, должен умереть. (См. «Теософист» за ноябрь 1882 г., с. 38). Какова бы ни была природа этой таинственной смерти, она происходит в силу действия этого закона.

__________
* Автор ссылается на «Примечания к “крупицам из Элифаса Леви”» Е.П. Блаватской: «В момент высшего посвящения, когда посвятитель открывает последнее таинственное слово, либо иерофант, либо новорождённый — тот, кто более достоин из двух — должен умереть, поскольку два адепта равной силы не должны жить, и тому, кто совершенен, нет места на земле». В «Письмах махатм» сказано, что перевод этих выдержек из «Учения и ритуала высшей магии» Элифаса Леви, к которым были приложены эти сноски, был выполнен А.О. Хьюмом.

Далее будет видно, что новопосвящённый, если его духовная энергия слаба, укрепляется принятием святого причастия, и для получения этого преимущества ему нужно оставаться на земле и использовать свою силу на благо человечества, пока не  придёт время окончательного освобождения. Это устроение, которое гармонирует с законом кармы. Начальная слабость неофита может быть в силу его кармических недостатков, а они требуют более долгого периода физического существования. И этот период он должен будет потратить, помогая делу прогресса человечества, в возмещение вышеуказанных благ. Более того, карма, накопленная за этот период, производит укрепляющий эффект на его душу, и когда он наконец займёт место в Священном Братстве, он внесёт в его работу столько же духовного капитала, как и другие.

С учётом этих замечаний эпизоды, рассказанные в последних пяти главах, быстро откроют своё настоящее значение. Когда Сенса по милости своего ангела-хранителя обретает способность духовного восприятия и начинает применять её со знанием и по своей воле, ему не предоставляется случая полагаться на мерцающий свет интуиции. «Теперь ты должен выстоять один», — сказал ему садовник и доверил ему свой любимый цветок, полный смысл которого Сенса начинает понимать. Так, приобретя основание духовного ясновидения, Сенса воспринимает иерофантов, предшествовавших ему, в чьё братство он теперь вступил. Гуру всегда готов, когда готов ученик. Посвящение, предшествующее последней битве за свободу от рабства у материи, описано очень ясно. Высший чохан открывает ему тайны оккультной науки, а другой адепт Братства указывает ему настоящую основу и природу его собственной личности. Затем ему приходит на помощь его непосредственный предшественник и открывает ему тайну его собственного логоса. «Покрывало Исиды» теперь снято, и Сенса открывает, что в Даме Белого Лотоса скрывается его настоящий Спаситель. В его душу входит свет Логоса, и он проходит через «крещение Божественным Огнём». Он слышит последние указания своей Царицы и распознаёт, какой долг возложен на его плечи.

Его предшественнику, чья душа так бела и незапятнанна, приказано дать ему часть своей духовной энергии и стойкости. Тогда его учат трём великим истинам, которые стоят за каждый религией, пусть и искажённые невежеством, суеверием и предрассудками, чтобы он широко провозгласил их миру. Мне нет нужды объяснять эти истины здесь, поскольку они провозглашены в книге достаточно ясно. Так укреплённый и обученный, Сенса готовится последней битве. Во время этих подготовительных этапов страсти физического человека как бы дремлют, и Сенсу на время оставляют одного. Но они ещё не полностью подчинены. Решающая битва ещё предстоит, и ему надо победить. Сенса начинает входить в высшую духовную жизнь как проповедник и духовный водитель людей, направляемый светом мудрости, вошедшим в его душу. Но он не может достаточно долго это продолжать, не покорив своих врагов. Быстро приходит момент этой последней битвы заключительного посвящения. Природу этого посвящения очень мало понимают. Его иногда представляют в смутных понятиях, как страшное испытание, через которое посвящённый должен пройти, прежде чем он станет настоящим адептом. Его также характеризуют как «крещение кровью». Эти общие заявления нисколько не указывают на точный характер результата, которого нужно достичь неофиту, и на трудности, с которыми ему приходится столкнуться.

Необходимо исследовать природу психических изменений или преображения, совершаемого этим посвящением, прежде чем его тайна будет понята. Согласно обычной ведантической классификации, есть четыре состояния сознательного существования, т.е. вишва, тайджаса, праджня и турия. Современным языком их можно описать как предметное, ясновидческое, экстатическое и ультраэкстатическое состояния сознания. Местопребывания, или упадхи, связанные с этими состояниями, — физическое тело, астральное тело, карана-шарира или монада, и логос. Душа — это монада. Она как бы нейтральная точка сознания. Это зародыш праджни. Будучи полностью изолирована, она не испытывает никакого сознания. Потому её психическое состояние сравнивается индусскими авторами с сушупти — состоянием сна без сновидений. Однако она находится под влиянием физического и астрального тел с одной стороны, и шестого и седьмого принципов — с другой. Когда притяжение первых преобладает, джива становится баддха* и подвержена всем страстям воплощённого существования. По мере приближения к указанной нами нейтральной точке сила этих страстей становится всё слабее и слабее. Но пока этот нейтральный барьер не пересечён, их притяжение ещё чувствуется. А вот как только это совершено, душа как бы переходит под контроль и притяжение другого полюса — логоса, и человек становится освобождён от плена материи. Короче, он становится адептом. Борьба за верховенство между этими двумя силами притяжения происходит на этой нейтральной границе. Но во время неё человек, в чьих интересах ведётся эта борьба, находится в  неподвижном, бессознательном состоянии, почти не в силах помочь своим друзьям или поразить своих врагов, хотя для него результат этой борьбы — вопрос жизни и смерти. В этом состоянии оказывается Сенса, проходя через это последнее испытание, и описание этого состояния в исследуемой нами книге в свете предыдущих объяснений становится ясным. Можно легко увидеть, что результат этой борьбы в основном зависит от латентной энергии души, её предыдущего обучения и её прежней кармы. Наш герой успешно проходит это испытание; его враги полностью повержены. Но в этой борьбе Сенса погибает.

__________
* Баддха-джива — связанная индивидуальная душа. (J. Grimes, “Concise dictionary of Indian Philosophy”, Madras, 1988).

Как ни странно, когда враг побеждён, личность Сенсы на поле битвы уничтожается. Это последняя жертва, которую он приносит, и его мать — пракрити, мать его личности, — оплакивает утрату, но радуется перспективам воскресения его души. Это воскресение скоро происходит; его душа как бы поднимается из могилы под оживляющим влиянием его духовного разума, чтобы изливать на человечество свои благословения и работать для духовного развития своих собратьев. Здесь заканчивается так называемая трагедия души. Последовавшее просто имело целью привести исторический аспект повествования к должному завершению.

Солнечный Сфинкс



__________
* Применённая Суббой Роу система толкования вполне применима к целому ряду известных произведений — от «Волшебника страны Оз» (автор был теософом и мог написать так намеренно; не исключено, что он был знаком с этой статьёй) и до «Гарри Поттера».
«Недостающие звенья и необходимые объяснения, нужные для медленного и верного понимания природы этих мистерий, стали возможными благодаря неспешным повествованиям, даваемым в форме духовной беллетристики. Для этого умами, действующими под влиянием Учителя, или непосредственно учениками, будут написаны некоторые романы, и даже материалистически настроенные читатели будут привлечены и захвачены чувством тайны и чудесности, которыми окружены эти сюжеты. Они будут читать эти книги лишь как воображаемые истории, положительно не веря в истинность существования чего-либо подобного, однако впечатления, производимые этим на их умы, будут действовать через их бессознательную природу и вызовут припоминание того, с чем эти души были связаны ранее (а многие из них неизбежно были атлантами), подготовив им путь либо для этой жизни, либо для следующей. Таким образом, имеется сознательно и хорошо составленный план по линии литературы и изящных искусств.» (Э. Кришнамачарья, «Трактат о ритуалах»). — Прим. пер.



Перевод K. Z.