ГЛАВА ТРЕТЬЯ
ЗАКОН ТРУДА
Необходимость труда — Границы труда — Отдых
§ 97. НЕОБХОДИМОСТЬ ТРУДА
674. Необходимость труда, является ли она законом природы?
"Труд есть закон природы хотя бы потому, что он есть необходимость, и цивилизация обязывает человека больше трудиться, потому что она увеличивает его нужды и наслаждения."
675. Должно ли понимать под "трудом" только лишь материальную работу?
"Нет; дух трудится, как и тело. Всякая полезная деятельность есть труд."
676 Почему труд вменен человеку в обязанность?
"Это следствие его телесной природы. Это искупление и одновременно средство к совершенствованию его ума. Без труда ум человеческий остался бы ребячлив; именно поэтому своей пищей, безопасностью и благосостоянием человек обязан лишь своему труду и активности. Тому, кто слишком слаб телом, Бог дал в помощь ум; но это всегда труд."
677. Почему сама природа заботится обо всех нуждах животных?
"Всё трудится в природе; животные трудятся, как и ты, но их труд, как и их ум, ограничен заботой о самосохранении; вот почему у них он не влечет за собой прогресса, тогда как у человека он имеет двойную цель: сохранение тела и развитие мысли, что также является некоторой потребностью и возвышает его над самим собой. Когда я говорю, что работа животных ограничена заботой о самосохранении, я разумею цель, которую они ставят перед собой, когда трудятся: но, удовлетворяя свои материальные нужды, они, неведомо для себя, являются еще и действующей силою, споспешествующей планам Создателя, и труд их тем самым содействует конечной цели природу, хотя вы очень часто и не обнаруживаете немедленного тому результата."
678. В мирах более совершенных человек также подчинен необходимости труда?
"Природа труда связана с природой человеческих потребностей; чем менее материальны эти потребности, тем менее материален и труд; но не думай, будто из-за этого человек становится бездеятелен и бесполезен: праздность была бы для него пыткой вместо того, чтобы быть благодеянием."
679. Человек, владеющий богатствами, достаточными, чтобы обеспечить его существование, оказывается ли он освобожден от закона труда?
"От материальной работы, может быть, и да, но не от обязанности быть полезным в меру своих способностей, совершенствовать свой ум или ум других, что также является трудом. Если человек, коему Бог отмерил благ достаточных, чтобы обеспечить свое существование, не принужден работать в поте лица своего, то обязанность быть полезным своим ближним тем более велика для него, так как доля, данная ему авансом, предоставляет ему более досуга, чтобы творить добро."
680. Нет ли таких людей, которые не в силах работать над чем-либо и существование коих бесполезно?
"Господь справедлив: он осуждает лишь того, чья бесполезность добровольна: ибо таковой живет за счет других. Господь желает, чтобы всяк делал себя полезным в меру своих способностей." (См. № 643).
681. Налагает ли закон природы на детей обязанность работать за своих родителей?
"Определенно, как и родители должны работать ради своих детей; именно поэтому Бог и сделал из сыновней любви и любви отеческой природное чувство, с тем чтобы чрез эту взаимную привязанность члены одной и той же семьи-имели влечение помогать друг другу: как раз именно это слишком часто и не признается в нынешнем вашем обществе." (См. № 205).
§ 98. ГРАНИЦЫ ТРУДА. ОТДЫХ
682. Так как отдых является потребностью после работы, то не будет ли и он выражением закона природы?
“Несомненно, отдых служит тому, чтобы восстановить силы тела, и он необходим также для того, чтобы оставить немного более свободы, уму, дабы тому подняться над материей.”
683. Каковы пределы труду?
“Предел сил: впрочем, Бог оставляет человека свободным.”
684. Что думать о тех, кто злоупотребляет своей властью, чтобы навязать своим подчиненным какой-то избыток работы?
“Это одно из самых плохих действий. Каждый человек, обладающий властью повелевать, ответствен за тот избыток работы, коий он навязывает своим подчиненным, ибо он преступает закон Божий.” (См. № 273).
685. Имеет ли человек право на отдых в старости?
“Да, он обязан трудиться лишь по мере сил.”
— Но какой источник существования может быть у старика, которому нужно трудиться, чтобы жить, и который этого не может?
“Сильный должен трудиться для слабого; если же у того нет семьи, общество должно ему ее заменить: это закон милосердия.”
+ Недостаточно просто сказать человеку, что он должен трудиться, нужно еще, чтобы тот, кто зарабатывает на жизнь трудом, мог найти себе работу, а это не всегда происходит. Когда растет безработица, она принимает размеры настоящего бедствия, подобно неурожаю. Экономическая наука ищет панацею от этого в равновесии между производством и потреблением; но равновесие это, если и предположить его возможным, все равно всегда будет прерывисто, а рабочему и во время этих перерывов точно так же нужно жить. Но есть и еще звено, недостаточно учитываемое в этом уравновешивании, но без которого экономическая наука оказывается всего лишь теорией: это воспитание; не интеллектуальное воспитание, а именно моральное: и опять-таки, моральное воспитание не по книгам, но то, которое заключается в искусстве формировать характеры, то, которое сообщает навыки, ибо воспитание есть совокупность приобретенных навыков. Как подумаешь только, что масса индивидов без принципов, без тормозов, предоставленных собственным инстинктам, ежедневно извергается в поток человечества, так стоит ли удивляться гибельным последствиям всего этого? Когда искусство это будет узнано, понято и осуществлено, человек будет приносить с собою в мир навыки порядка и предусмотрительности, как для самого себя, так и для близких, уважения к тому, что достойно уважения, навыки и привычки, которые позволят ему с меньшими мучениями пережить плохие дни, неизбежные в земном нашем существовании. Беспорядок и непредусмотрительность суть две язвы, исцелить каковые может одно лишь воспитание, верно понятое, такова отправная точка, истинное ядро всеобщего благосостояния, залог безопасности для всех и каждого.