456. Видят ли духи все, что мы делаем?
"Они могут видеть это, поскольку вы постоянно окружены ими: но все же каждый видит лишь то, на что он обращает внимание: ибо что до тех вещей, которые ему безразличны, то он о них не заботится."
457. Могут ли духи знать наши самые заветные мысли?
"Нередко они знают и то, что вам бы хотелось скрыть от самих себя; ни поступки, ни мысли не могут быть от них сокрыты."
— Получается, что легче утаить что-либо от человека, пока он жив, и уж совсем невозможно сделать этого после того, как он умер?
"Именно так, и когда вы полагаете, что надежно укрыты от посторонних глаз, то в эту-то самую минуту вы довольно часто оказываетесь в окружении толпы духов, которые на вас смотрят."
458. Что думают о нас духи, окружающие нас и на нас смотрящие?
"Всякое бывает. Озорным духам весело, когда они устраивают вам мелкие лроделки, в особенности если вы теряете из-за этого терпение. Духи же серьезные жалеют вас в ваших невзгодах и стараются помочь вам."
459. Влияют ли духи на наши мысли и действия?
"В этом отношении влияние их более велико, чем вы полагаете, ибо часто именно они направляют вас."
460. Наши мысли, они свойственны нам или нам внушены?
"Ваша душа есть дух, коий мыслит. Вам известно, что по одрому и тому же предмету вам приходит в голову несколько мыслей, зачастую друг другу противоречащих: Так вот! Среди них всегда есть те, что идут от вас, и те, что приходят от нас; и в неуверенность вас приводит то, что в вас находятся две идеи, сражающиеся одна с другой."
461. Как отличать мысли, присущие нам, от тех, что нам внушены?
"Когда мысль вам внушается, то вам как бы говорит некий голос. Собственные мысли — это, как правило, мысли первого побуждения. Впрочем, для вас это и неважно, и зачастую вам полезно и не знать этого вовсе, человек поступает тогда с большей свободой; если он определяется в сторону добра, то делает это тогда с большей охотой; если же он избирает дурной путь, то тогда и ответственность его за это становится больше."
462. Гении и просто умные люди, всегда ли они черпают свои идеи в собственных глубинах?
"Иногда идеи приходят им от собственного духа, но часто они внушаются им другими духами, которые сочли их способными идеи эти понять и достойными того, чтобы их им сообщили. Когда эти люди не находят идей в себе, они взывают к вдохновению: тем самым они совершают вызывание, ничего не подозревая об этом."
+ Если б было полезно, чтобы мы могли с ясностью отличать
наши собственные мысли от тех, что внушаются нам. Бог дал бы нам средство
для этого, как Он дает нам средство отличать день от ночи. Когда же какая-либо
вещь оказывается в неопределенности, то
это значит лишь, что так оно Должно быть в интересах
добра.
463. Говорят иногда, что первое движение души всегда хорошо: точно ли это так?
"Оно может быть как хорошим, так и плохим, все определяется природой воплощенного духа. Оно всегда хорошо у того, кто лушается благих вдохновений."
464. Как различить, идет ли внушаемая мысль от хорошего или плохого духа?
"Рассмотрите ее повнимательнее: советы хороших духов всегда благи и ведут к благу: различать же вам."
465. С какой целью несовершенные духи толкают нас на зло?
"Чтобы вы страдали так же, как они."
—Уменьшаются ли от того их собственные страдания?
"Нет, делают же они это просто из зависти, что другие могут быть счастливее их."
—Каков характер страданий, которые они хотят причинить?
"Это такие страдания, которые связаны с тем, чтобы принадлежать к низшему роду существ и быть далеко от Бога."
466. Почему Бог позволяет духам подстрекать нас ко злу?
"Несовершенные духи суть орудия, инструменты, предназначенные для того, чтобы испытать веру людей в добро и постоянство их в этом. Ты, будучи Духом, должен идти дальше в науке о Беспредельности, ради этого ты и проходишь через испытания злом и приходишь к добру. Наша задача поставить тебя на добрый путь, а когда на Тебя действуют дурные влияния, то это просто означает, что ты сам навлекаешь их на себя своим желанием, ибо низшие духи приходят к тебе на помощь всякий раз, как у тебя есть желание творить зло; они могут помочь тебе во зле, лишь когда ты сам хочешь зла. Если в тебе есть склонность к убийству, ну что ж! вокруг тебя будет роиться целая туча духов, которые станут поддерживать в тебе мысль об убийстве: но рядом с тобой будут также и другие, которые постараются повлиять на тебя в хорошую сторону, что и восстанавливает равновесие и делает тебя хозяином свежей судьбы."
+ Таким вот образом Бог оставляет на нашей совести выбор пути, которым нам должно следовать, и свободу уступить тому или другому из противоположных влияний, на нас оказываемых.
467. Можно ли освободиться от влияния духов, подстрекающих ко злу?
"Да, ибо они привязываются лишь к тем, кто вызывает их своими желаниями или привлекает их своими мыслями."
468. Духи, влияние которых отвергается волей их жертвы, отказываются ли они от своих посягательств?
"А что же они по-твоему, должны делать? Если ничего нельзя поделать, место уступается другим; однако они ждут удобного случая, чтобы напасть вновь, как кот подстерегает мышь."
469. Каким образом можно нейтрализовать влияние злых духов?
"Творя добро и во всем полагаясь на Бога, вы отвергнете всякое влияние низших духов и разрушите власть, которую они желали бы иметь над вами. Воздержитесь от того, чтобы слушать внушения и советы духов, вызывающих в вас дурные мысли, сеющих меж вами раздор и возбуждающих в вас скверные страсти. Особенно же остерегайтесь тех, что раздувают вашу гордыню, ибо они берутся за вас с вашего самого слабого места. Вот почему Иисус говорит вам в „Отче наш": Господи, не дай поддаться нам искушению и избави нас ото зла!*»"
470. Духи, стремящиеся ввести- нас во зло и таким образом испытывающие нашу твердость в добре, делают ли они это потому, что им дана такая задача, и если они выполняют ее, то несут ли за нее ответственность?
"Ни один дух не получает назначения делать зло; когда он творит зло, то делает это лишь по собственной воле, и, следовательно, испытывает на себе все последствия этого. Бог может позволить ему делать это, дабы испытать вас, но его Он не побуждает к этому, а уж отвергнуть его — это ваше дело."
471. Когда мы испытываем какое-то неопределенное чувство тоски, волнения или внутренней удовлетворения без ведомой причины, то связано ли это только с физическим состоянием?
"Это почти всегда некоторое последствие сообщений, которое вы, без нашего ведома, в данную минуту имеете с духами или которое вы имели с ними во время сна."
472. Духи, желающие возбудить нас ко злу, пользуются ли они обстоятельствами, в которых мы находимся, или могут также и способствовать возникновению этих обстоятельств?
"Они пользуются oбcтоятельствами, но часто и вызывают их, толкая вас, без вашего ведома, к предмету вашего вожделения. Так, например, человек находит на дороге некоторую сумму денег: не думай, будто это духи их там положили, но они могут дать человеку побуждение пойти именно по этой стороне улицы и тогда уже внушают ему мысль присвоить эти деньги, но в то же время другие из них будут внушать ему мысль деньги эти вернуть тому, кому они действительно принадлежат. Так же обстоит дело и со всеми иными искушениями."
* Перевод принципиально отличен от синодального. Здесь не Господь вводит нас у искушение, но мы просим у Него дать нам силы не поддаться соблазнам и устоять в испытании, а также помочь нам очиститься от скверны и изжить зло в себе самих. (И. P)
473. Может ли какой-либо дух временно вселиться в оболочку живого человека, т. е. в одушевленное тело, и действовать через него вместо того, кто воплощен в нем?
"Дух не входит в тело, как ты входишь в дом; он должен уподобиться воплощенному духу, иметь те же недостатки и те же свойства что и тот, для того чтобы действовать совместно с ним; но лишь воплощенный дух непосредственно влияет на материю, в которую он воплощен, так, как он того желает. Воплощенный дух не может быть заменен никаким иным, ибо дух и тело связаны друг с другом до времени, означенного как предел матерьяльного существования."
474. Если нет собственно одержимости, т. е. совместного проживания духов в одном и том же теле, то может ли душа находиться в зависимости от другого духа так, чтобы быть у него в подчинении или быть одержимой им до такой степени, чтобы ее собственная воля оказывалась в определенной мере парализована?
"Да, это и будут настоящие одержимые; но знай при этом, что подобное господство никогда не осуществляется без участия того, на кого оно распространяется, либо по его слабости, либо по его желанию. Часто также принимали за одержимых эпилептиков и сумасшедших, которые нуждались более во врачевании, нежели в экзорцизмах."
+ Слово «одержимый» в своем просторечном значении предполагает существование «демонов», т.е. особой категории злонамеренных существ, и их совместного с душою нахождения в теле конкретного человека. Поскольку в этом смысле демонов не существует и духи не могут жить одновременно в одном и том же теле, то нет и «одержимых» согласно идее, придаваемой этому слову. Слово «одержимый» должно пониматься лишь в смысле абсолютной зависимости, в которой может находиться воплощенная душа по отно шению к несовершенным духам, подчиняющим ее себе.
475. Можно ли самому удалить злых духов и освободиться от их господства?
"Всегда можно сбросить иго, когда есть на то твердая воля."
476. Не может ли быть такое, что ослепление, вызванное злым духом, окажется настолько сильным, что тот, кого поработили, ничего этого не замечает: может ли тогда третье лицо положить конец этому порабощению, и что в этом случае ему следует делать?
"Если это человек добра, то его воля может помочь, призвав содействие благих духов, ибо чем более благ человек, тем больше его власть над несовершенными духами, для того чтобы отдалить их, и над благими, чтобы привлечь их. Однако он оказался бы бессилен, если бы тот, кто порабощен, сам не стремился к освобождению: есть ведь такие люди, коим любо находиться в зависимости, такое состояние вполне соответствует их вкусами желаниям. Но во всех случаях не может иметь никакого влияния тот, чье сердце не чисто: благие духи пренебрегают им, а дурные его не боятся."
477. Формулы духоизгнания, обладают ли они какой-либо действенностью против других духов?
"Нет: когда эти духи видят, что кто-то принимает это дело всерьез, их это веселит и они упорствуют в своем."
478. Есть люди, воодушевляемые благими намерениями, но тем не менее все равно одержимые; каково наилучшее средство, чтобы освободиться от духов-одержателей?
"Истощить их терпение; никак не считаться с их внушениями: показать им, что они напрасно теряют время: тогда, увидав, что им ничего не добиться, они оставляют в покое."
479. Является ли молитва действенным средством для исцеления от одержания?
"Молитва является надежной опорой во всем: но будьте уверены, дело вовсе не в том, чтобы пробормо тать несколько слов и получить желаемое. Бог помогает тем, кто сам занят делом, а не тем, кто довольствуется одними прошениями. Нужно, стало быть, чтобы одержимый, со своей стороны, сделал все необходимое для того, чтобы разрушить в самом себе причину, привлекающую к нему злых духов."
480. Как следует понимать то изгнание бесов, о котором говорится в Евангелии?
"Это зависит от толкований. Если „бесом", „демоном" вы называете дурного духа, подчиняющего себе какого-либо человека, то когда влияние его будет преодолено, он действительно окажется изгнанным. Если вы «бесом» называете болезнь, то когда вы исцелите болезнь, вы также скажете, что изгнали беса. Всякая вещь может быть истинной или ложной в зависимости от смысла, который придают словам. Самые великие истины могут оказаться нелепостью, если усматривать одну только форму, оставляя суть в стороне, или если аллегорию понимать буквально. Усвойте себе это хорошенько и запомните, ибо это применимо повсеместно."
481. Играют ли духи какую-нибудь роль в явлениях, происходящих с теми, кто страдает судорогами?
"Да, и весьма немалую, так же как и магнетизм, являющийся первопричиной этого: но шарлатанство часто использовало и преувеличивало эти явления, что и довело до насмешек."
— Какова природа духов, содействующих этим явлениям?
"Весьма невысокая; или вы воображаете, будто сие может быть привлекательно для духов высших?"
482. Как происходит то, что ненормальное состояние судорог и припадков внезапно охватывает большую группу людей?
"Симпатический эффект: нравственные предпосылки в некоторых
случаях сообщаются очень легко: вам не настолько чужды магнетические влияния,
чтобы не понять этого, а также и долю участия 6 этом некоторых духов, которые
оказываются задействова
ны в силу симпатии к тем, кто влияния эти вызывает."
+ Среди необычных явлений, наблюдаемых у припадочных,
без труда отмечаются те, многочисленные примеры которых предлагают сомнамбулизм
и магнетизм: Таковы, среди прочих, физическая бесчувственность, чтение
мыслей, симпатическая передача болевых ощущений и т. д. Стало быть, не
приходится сомневаться, что припадочные находятся в своего рода состоянии
пробужденного сомнамбулизма, вызванного влиянием, которое они оказывают
один на другого. Они, без своего ведома, являются одновременно
магнетизерами и магнетизируешлми.
483. Какова причина физической бесчувственности, отмечаемой либо у некоторых припадочных, либо у тех, кого подвергают самым жестоким пыткам?
"У некоторых из них это последствие исключительно магнетическое, воздействующее на нервную систему тем же образом, что и некоторые химические вещества. У других мысленное возбуждение притупляет чувствительность, потому как жизнь словно бы ушла из тела, чтобы сосредоточиться в духе. Разве вы не знаете, что когда дух чем-то сильно озабочен, то тело ничего не чувствует, не видит и не слышит?»
+ Фанатическая экзальтация и энтузиазм при пытках нередко
являют пример такого спокойствия и хладнокровия, торжествующих над острой
болью, все это может быть понятно, если допустить, будто чувствительность
оказывается нейтрализованной неким родом анестезирующего влияния. Как известно,
в разгаре боя человек часто не замечает, что он получил тяжелую рану, тогда
как в обычных обстоятельствах простая царапина вызвала бы у него дрожь.
Поскольку явления эти зависят от некой физической причины и от действия
некоторых духов, то можно спросить себя, как внешнее влияние могло остановить
их в некоторых случаях. Причина тому
проста. Действие духов здесь лишь вторично: они просто
пользуются естественной предрасположенностью. Влияние не устраняет этой
предрасположенности, оно устраняет лишь поддерживающую и возбуждающую их
причину: из активной она становится потенциально возможной, и влияние это
право, поступая так, ибо в противном случае из этого бы вышло лишь злоупотребление
и скандал. Впрочем, известно, что вмешательство здесь бессильно, когда
духи действуют напрямую и стихийно.
484. Питают ли духи особое расположение к определенным людям?
"Благие духи симпатизируют людям добра или тем, кто способен к самосовершенствованию: низшие духи симпатизируют людям порочным или тем, кто может ими стать: отсюда и их привязанность как следствие сходства ощущений."
485. Симпатия духов к некоторым людям, основана ли она на исключительно нравственном чувстве?
"Истинная симпатия, привязанность, любовь не содержат в себе ничего плотского; но когда какой-либо дух оказывается привязан к какому-то человеку, то это не всегда основано на симпатии, сюда может примешиваться и воспоминание о человеческих страстях."
486. Интересуются ли духи несчастьями нашими и благополучием? Тех, кто желает нам добра, огорчают ли наши несчастья, которые мы претерпеваем в жизни?
"Добрые духи делают столько добра, сколько могут сделать, и счастливы всеми вашими радостями. Они огорчаются вашими бедами, когда вы не переносите их со смирением, потому как беды эти оказываются для вас бесплодными; с их точки зрения, в этом случае вы всего более похожи на больного, отвергающего горькое лекарство, которое бы сразу поставило его на ноги."
487. Какой характер зла более всего огорчает духов, сочувствующих нам; физическое то зло или нравственное?
"Всего более огорчительны ваш эгоизм и ваша черствость: все зло идет от них; но им смешны все воображаемые несчастья, порождаемые гордыней и честолюбием: они радуются тем вашим бедам, которые сокращают время ваших испытаний."
+ Духи, ведающие, что жизнь физическая лишь временна и что терзания, ее сопровождающие, суть средство к тому, чтобы достичь лучшего состояния, огорчаются за нас более по нравственным причинам, каковые нас от состояния этого отдаляют, нежели от наших физических бед, которые всего лишь преходящи.
Духи мало озабочены нашими мирскими несчастьями, затрагивающими лишь наши мирские идеи, подобно тому как мы оставляем позади свои детские печали, когда вырастаем.
Дух, усматривающий для нас в тяготах жизни лишь средство продвижения, расценивает эти тяготы как исцеляющий криз, призванный спасти больного. Он сочувствует нашим страданиям, как мы сочувствуем страданиям своего друга: но поскольку он смотрит на вещи с несколько иной и более верной точки зрения, то и расценивает он их несколько иначе, чем мы: но, в то время как сторонники добра укрепляют нашу храбрость в интересах нашего будущего, другие стремятся ввергнуть нас в отчаяние для того, чтобы будущее это от нас максимально отдалить.
488. Наши родные и друзья, перешедшие в иную жизнь, питают ли они к нам большую симпатию, чем духи для нас посторонние?
"Несомненно, и часто они вас охраняют как духи по мере своих сил."
—Чувствительны ли они к привязанности, которую мы к ним питаем?
"Очень чувствительны, но они забывают тех, кто их забыл."
489. Есть ли духи, которые проникнуты привязанностью к какому-либо конкретному человеку, для того, чтобы защитить его?
"Да, это его духовный брат, тот, кого вы называете „добрым духом" или „добрым гением"."
490. Что следует разуметь под „ангелом-хранителем"?
"Дух-защитник высокого ранга."
491. В чем назначение духа-защитника?
"В том же, в чем и назначение отца по отношению к своим детям: вести подопечного своего путем добра, помогать ему советами, утешать его в печалях, поддерживать мужество его в жизненных испытаниях."
492 Дух-защитник, привязан ли он к человеку от самого его рождения?
"От рождения до смерти, и часто он следует за ним и после смерти в жизни духовной, и даже в последующих его воплощениях, ибо воплощения эти суть не более как весьма краткие мгновения по отношению к собственно жизни духа."
493. Становится ли дух хранителем-защитником, потому что таково было его собственное желание, или же это просто его бязанность?
"Дух обязан бдеть над вами, потому что он взял на себя, эту задачу, но у него есть выбор, и он берет под свою защиту тех, кто ему симпатичен. Для одних духов все это удовольствие, для других — назначение или обязанность."
— Привязываясь к какому-то одному человеку, не отказывается ли дух тем самым защищать других людей?
"Нет, но для них он дедает это не таким исключительным образом."
494. Бессменно ли дух-защитник остается связан с человеком, вверенным его опеке?
"Часто случается, что некоторые духи оставляют свой пост, чтобы исполнить иные назначения: но тогда происходит замена."
495. Бывает ли так, что дух-хранитель отказывается от своего подопечного, если тот упорно отвергает все его советы?
"Он отдаляется от него, когда видит, что советы его бесполезны, а в подопечном более сильно желание поддаться влиянию низших духов: но он никогда полностью не покидает его и всегда дает себя услышать; именно человек тогда закрывает свой духовный слух. Но дух-хранитель возвращается всякий раз, как его позовут.
Есть такое учение, которое должно бы убедить самых неверующих своим обаянием и добротой: это учение об ангелах-хранителях. Думать, что рядом с тобой постоянно есть существа высшие, которые всегда рядом с тобой и готовы дать тебе совет, поддержать тебя и помочь тебе в восхождении на крутую вершину добра и которые суть твои более надежные и преданные друзья, чем все те, которых ты можешь встретить на земле, не правда ли, идея эта в высшей, степени утешительна и ободряюща? Высшие существа эти находятся здесь по приказу Божьему: это Он поставил их рядом с тобой, они возле тебя по любви Его и исполняют подле тебя прекрасную, но мучительную задачу. Да, где бы ты ни был, этот друг всегда будет с тобою: в застенке, в больнице, в распутном доме, в одиночестве; ничто не сможет разлучить тебя с этим другом, коего ты не можешь видеть, но коего нежные побуждения и мудрые советы душа твоя ощущает.
Если б только вы действительно знали эту истину! Сколько бы раз она помогла вам в критическую минуту; сколько бы раз она спасла вас от злых духов! Но при свете дня этому ангелу добра сколько бы раз пришлось вещать вам: „Разве я тебе не говорил этого? А ты не сделал; разве не показал я тебе, перед какой бездной ты стоишь? Но ты устремился в нее; разве я не взывал к твоей совести словами истины, а ты последовал наветам лжи?" Эх! расспросите своих ангелов-хранителей; установите между ними и вами ту нежную близость, какая царит меж лучшими друзьями. Не думайте ничего скрыть от них, ибо у них глаз Божий, и вам не обмануть их. Задумайтесь о грядущем; старайтесь продвинуться в этой жизни, испытания ваши станут от этого только короче, а существования более счастливы. Смелее же, люди! Отбросьте прочь от себя, раз и навсегда, предрассудки и задние мысли! Встаньте на новый путь, развернувшийся теперь перед вами: идите по нему вперед! Идите! У вас есть проводники, ступайте за ними: Вы не сможете пройти мимо цели, ибо цель сия — это сам Господь.
Тем же, кто подумал, будто действительно высоким духам невозможно заниматься задачей столь трудоемкой и ежемгновенной, мы скажем, что мы влияем на ваши души, находясь и за много миллионов километров от вас: пространство для нас не преграда, дух наш сохраняет свою связь с вашим. Мы обладаем способностями, которые вы не можете ни осознать, ни понять, но будьте уверены, что Бог не назначил нам задачи, превышающей наши силы, и что Он не оставил вас на земле одних, без друзей и без поддержки. У каждого ангела-хранителя есть свой подопечный, за коим он наблюдает, как отец наблюдает за своим ребенком: он счастлив, когда видит его на верном пути: он страдает, когда тот советами его пренебрегает.
Не бойтесь надоедать нам своими вопросами: вы станете более сильными и счастливыми. Именно общение каждого человека со своим дружественным духом превращает всех людей в медиумов, медиумов, неведомых сегодня, но которые проявятся позднее и заполнят собой все, словно безбрежный океан, чтобы сокрушить неверие и невежество. Люди ученые, учите других: люди талантливые, воспитывайте, возвышайте братьев ваших! Вы не ведаете, какое дело вы тем совершаете: дело Христа, дело, которое вам назначает Бог. Для чего же еще Бог вам дал ум и знания, как не для того, чтобы вы поделились ими с братьями своими, дабы помочь продвижению их по пути счастья и вечного блаженства?
+ В учении об ангеле-хранителе, бдящем над своим подопечным
независимо от расстояния, разделяющего миры, нет ничего, что должно удивлять;
оно, напротив, величественно и возвышенно. Разве не видим мы здесь, у нас,
как отец следит за своим ребенком,
пусть даже- вдали от него, помогает ему в письмах своими
советами? А значит, что удивительного в том, что духи могут направлять
тех, кого они взяли под свою защиту, вести из одного мира в другой, поскольку
для них расстояние, разделяющее миры, менее значительно, нежели расстояние,
разделяющее на земле материки? Разве нет у них вселенского флюида, связующего
все миры и сливающего их в единое целое этого беспредельного передатчика
мыслей, подобие тому, как для нас воздух — передатчик звуков?
496 Поскольку дух, оставляющий своего подопечного, не делает ему добра, может ли он причинить ему зло?
"Добрые духи никогда не делают зла: они предоставляют это тем, кто заступает их местом тогда вы вините судьбу в гнетущих вас несчастьях, хотя на самом деле вы сами тому виной."
497. Может ли дух-защитник оставить своего подопечного во власти такого духа, который мог бы желать ему зла?
"Существует союз злых духов, чтобы нейтрализовать действие хороших: но если сам подопечный того хочет, то он отдает всю силу своему доброму духу. Может и такое случиться, что благой дух встретил где-либо в ином месте добрую волю, нуждающуюся в его помощи: и он пользуется этой возможностью творить добро в ожидании того, пока его подопечный не ощутит в нем действительной потребности."
498. Когда дух-охранитель позволяет своему подопечному идти в жизни по неверной дороге, то не обнаруживает ли это его бессилие в борьбе против зло намеренных духов?
"Не то чтобы его бессилие, но его нежелание, ведь в итоге его подзащитный, выйдя из этих испытаний, окажется более совершен и более просвещен; дух помогает ему своими советами через благие мысли, каковые он ему внушает и подсказывает, но которые тот, к сожалению, не всегда слушает. Лишь слабость, легкомыслие и гордыня человека придают силы злым духам: их вдасть над вами основана на том, что вы не оказываете им сопротивления."
499. Постоянно ли дух-охранитель находится вместе со своим подопечным? Не бывает ли таких обстоятельств,. когда он, не оставляя его насовсем, всё же на какое-то время теряет его из виду?
"Бывают такие обстоятельства, когда в присутствии духа-охранителя подле подопечного нет никакой необходимости."
500. Наступает ли однажды такой миг, когда дух больше уже не имеет нужды в ангеле-хранителе?
"Да, это происходит тогда, когда он достиг такого уровня развития, — что в состоянии сам вести себя, подобно тому как наступает миг, когда школьник более не имеет нужды в учителе: но этого не бывает у вас на Земле."
501. Почему действие духов на наше существование оккультно и почему, когда они нас защищают, то не делают этого более ощутимым образом?
"Если бы вы рассчитывали на их поддержку, вы бы не действовали сами и дух ваш не развивался бы. Для его развития нужен опыт, и часто требуется, чтобы он приобретал его за собственный счет; нужно, чтобы он упражнял свои силы, без этого он уподобился бы ребенку. которому не позволяют ходить самому, но все время его поддерживают. Действие духов, желающих вам добра, всегда отлажено таким образом, чтобы сохранить свободу вашей воли, ибо если у вас нет ответственности, то вы не продвигаетесь по пути, коий должен привести вас к Богу. Не видя же оказываемой ему поддержки, человек целиком полагается на свои собственные силы; его проводник, однако, наблюдает за ним и время от времени предупреждает его о подстерегающей опасности."
502. Дух-охранитель, которому удается провести своего подзащитного по пути добра, испытывает ли он какое-либо благо для себя самого?
"Это заслуга, которая ему зачтется, и это повлияет и на его продвижение, и на его счастье. Он счастлив, когда видит, что заботы его увенчались успехом; он радуется этому, как наставник радуется успехам своего ученика."
— Несет ли он ответственность, если не справился со своей задачей?
"Нет, поскольку он и так сделал все, что от него зависело."
503. Дух-защитник, который видит, что подопечный его, вопреки всем советам, идет дурным путем, испытывает ли он от этого учения, и разве это не будет причиной, смущающей его блаженство?
"Он скорбит о его заблуждениях, он его жалеет; но печаль эта не обладает терзаниями земного отцовства, потому как он знает о том, что недугу сему есть свое лекарство и что то, что не делается сегодня, сделается завтра."
504. Можем ли мы узнать имя нашего заступника или ангела-хранителя?
"Как хотите вы знать имена, каковые для вас не существуют? Или вы полагаете, что среди духов есть лишь те, с кем вы знакомы?"
—Как же тогда вызвать его, если не знаешь, какего звать?
"Дайте ему то имя, которое вам нравится, имя высшего духа, к которому вы питаете симпатию или которого вы почитаете; ваш дух-хранитель придет на этот зов; ибо все духи добра суть братья и помогают друг другу."
505. Духи-заступники, называющиеся именами известными, всегда ли они действительно те, чьи имена они носят? ,
"Нет, но они носят имена духов, которые им симпа тичны и по приказу которых они часто и приходят. Вам нужны имена, вот они и берут себе такое имя, какое внушает вам доверие. Ведь когда вы не можете сами лично выполнить какую-то задачу, вы посылаете вместо себя кого-то иного, который будет действовать от вашего имени."
506. Когда мы будем в духовной жизни, то узнаем ли мы там своего духа-покровителя?
"Да, ибо зачастую вы знали его и прежде, до своего воплощения."
507. Все ли духи-покровители принадлежат обязательно к классу духов высших? Могут ли среди них быть те, что относятся к классу среднему? Может, например, отец стать духом-хранителем своего ребенка?
"Он может это, но покровительство предполагает определенную степень возвышения, а также, сверх того, некую власть или добродетель по отпущению Божию. Отцу, оберегающему своего ребенка, самому может при этим помогать дух более высокий."
508. Духи, покинувшие землю в условиях сравнительно благоприятных, всегда ли они могут защититьтех, кого любят и кто остался жить на земле после них?
"Их силы более или менее ограничены: положение, в котором они находятся, не всегда предоставляют им полную свободу действий."
509. Люди нравственно неполноценные и дикари также имеют своих духов-хранителей? Если да, то принадлежат ли эти духи к столь же высокому рангу, как и духи-хранители людей достаточно продвинутых?
"При каждом человеке есть дух, недремно бдящий над ним, но орудие должно соответствовать матёрья лу, коий ему обрабатывать. Ведь вы же не поручите ребенка, задача которого всего лишь научиться читать, преподавателю философии? Прогресс духа-покровителя следует за прогрессом духа его подопечного. Так сами вы, имея при себе высшего духа, бодрствующего над вами, можете, в свою очередь, стать духом-храни телем того духа, что стоит ниже вас, и успехи, которых вы поможете ему добиться, будут способствовать также и вашему продвижению. Бог не требует от духа большего, нежели то, что могут дать его природа и степень развитости, коией он достиг."
510. Когда отец, опекающий своего ребенка, сам вновь воплощается, то продолжает ли он опекать его?
"Это уже труднее, но в миг высвобождения он просит одного из симпатизирующих ему духов посодействовать ему в этом деле. Духи, однако, берут на себя лишь те задачи, коие они могут довести до конца. Воплощенный дух, особенно в мирах, существование в которых матерьяльно, весьма сильно подчинен своему телу, чтобы смочь целиком отдаться подобной задаче, т. е. оказывать личное содействие; и поэтому те, кто недостаточно продвинуты, сами оказываются пособляемы духами, стоящими выше их, таким образом, что если один из них по какой-либо причине отсутствует, то его замещает другой."
511. Помимо духа-хранителя, не прикреплен Ли к каждому человеку также и какой-либо злой дух, ради того, чтобы подталкивать его ко злу и тем доставить ему возможность делать выбор между добром и злом?
"„Прикреплен" не то слово. Правда то, что злые духи стремятся отвратить от верного пути всякий раз, как им к тому представляется случай; но когда один из них прикрепляется к какому-либо человеку, то делает он это по собственному почину, так как надеется, что тот будет его слушать; тогда и происходит борьба между добрым и злым, и тот в ней побеждает, кому человек позволяет взять верх над собой."
512. Может ли у нас быть несколько духов-заступников?
"У каждого человека всегда есть симпатизирующие ему духи, более или менее продвинувшиеся, которые питают к нему ривязанность и интересуются им и его делами, равно как имеются при нем и такие духи, кои пособляют ему во зле."
513. Симпатизирующие духи, действуют ли они в силу некоего назначения?
"Иногда они могут иметь некоторое временное назначение; но чаще всего их привлекает сходство мыслей и чувств, как в добре, так и во зле."
—Так выходит, что симпатизирующие духи могут быть как благими, так и злыми?
"Да, человек всегда найдет симпатизирующих ему духов, каков бы ни был его характер."
514. Близкие, родственные духи, те ли это самые духи, которые симпатизируют человеку и оберегают его?
"Есть много оттенков как в оберегании, так и в симпатии; так что называйте их как хотите. Близкий, родственный дух — это скорее друг дома."
+ Из этих объяснений, а также замечаний, сделанных по поводу природы духов, привязанных к человеку, можно сделать следующие выводы:
1) дух-заступник, ангел-хранитель или добрый гений — это тот, кто имеет своей задачей следовать за человеком по жизни и помогать ему в развитии его; природа этого духа всегда превосходна в отношении природы подопечного;
2) близкие, родственные духи связаны с определенными людьми узами более или менее длительными для того, чтобы быть им полезными в пределах своих сил, часто довольно ограниченных; они добры, но иногда мало продвинуты и даже немного легкомысленны; они охотно занимаются потребностями личной жизни и действуют лишь по приказу и с позволения духов-хранителей;
3) симпатизирующие духи — это те, которых привлекают к нам какие-то особые привязанности и определенное сходство вкусов и чувств в добре, как и во зле; продолжительность их отношений почти всегда подчиняется обстоятельствам;
4) злой гений есть несовершенный или извращенный дух, привязавшийся к человеку с целью отвратить его от добра; но он действует по собственному побуждению, а не в силу того, что перед ним была поставлена такая задача; его упорство находится в прямой зависимости от степени легкости, с которой он добивается своего: человек же всегда волен слушать его голос или духа этого от себя оттолкнуть.
515. Что следует думать о людях, которые словно бы привязываются к некоторым лицам с тем, чтобы неуклонно подталкивать их к их гибели, или с тем, чтоб вести их по пути блага?
"Некоторые люди действительно словно бы зачаровывают других, и чары их кажутся необоримы. Когда это происходит ради зла, то это суть духи злые, коих пользуют другие злые духи, чтобы лучше порабощать. Бог может позволить это, дабы испытать вас."
516. Наш добрый и злой гений, могли бы они воплотиться, для того чтобы сопровождать нас в жизни более прямым образом?
"Это имеет место иногда; но часто также они нагружают этой задачей других воплощенных духов, каковые им симпатичны."
517. Есть ли такие духи, которые привязываются к целой семье с тем, чтобы оберегать ее?
"Некоторые духи питают привязанность к членам одной и той же семьи, которые живут вместе и связаны любовью, но не верьте в духов-хранителей национальной гордости."
518. Так как духов привлекает к людям их симпатия, то не происходит ли с ними то же в отношении собраний людей, вызванных какими-либо конкретными делами?
"Духи в основном бывают там, где находятся подобные им; там они ощущают себя более в своей стихии и более уверены, что их послушают. Человек привлекает к себе духов в зависимости от своих склонностей, будь он один или составляет некое коллективное целое, как, например, общество, город или народ. Есть, стало быть, общества, города и народы, которым пособляют духи, более или менее высокие в зависимости от характера и страстей, в них господствующих. Несовершенные духи отдаляются от тех, кто их отвергает: из этого следует, что нравственное совершенствование всех коллективов, как и нравственное совершенствование отдельных людей, ведет к удалению злых духов и привлечению духов благих, кои возбуждают и поддерживают чувство добра в массах, как другие могут раздувать в них дурные страсти."
519. Скопления людей, такие, как общества, города, нации, имеют ли они своих особых духов-хранителей?
"Да, ибо эти собрания суть коллективные индивидуальности, идущие к общей цели и нуждающиеся в высшем руководстве."
520. Духи-водители масс, более ли они высокой природы, нежели духи, опекающие отдельных людей?
"Все относительно степени развитости как масс, так и этих отдельных людей."
521. Могут ли некоторые духи способствовать прогрессу искусства, покровительствуя тем, кто занимается им?
"Есть особые духи-хранители, пособляющие тем, кто вызывает их. когда эти духи сочтут вызывающих такой помощи достойными: но что бы они стали делать с теми, кто почитают себя за то, чем они никак не являются? Духи не отверзают ни глаз слепым, ни ушей глухим."
+ Древние делали их особыми божествами: Музы были не чем иным, как аллегорическими олицетворениями духов-хранителей науки искусств, подобно тому как под ларами и пенатами они разумели духовхранителей домашнего очага и семьи. У современных народов искусства, различные роды деятельности, города, страны также имеют своих покровителей-заступников, каковые суть не кто иные как высшие духи, хотя и выступают они под иными именами.
Так как у каждого человека есть симпатизирующие ему духи, то из этого следует, что в коллективных целых общность симпатизирующих духов находится в связи с общностью индивидов;, что посторонние духи привлекаются туда сходством мыслей и вкусов: словом, следует сказать, что эти объединения, так же как и отдельные люди, более или менее хорошо окружены, пособляемы и подвержены влияниям в зависимости от характера мыслей большинства.
У народов причинами, привлекающими духов, являются их нравы, привычки, преобладающий в народе характер, в особенности же законы, потому как характер нации отражается в ее законах. Люди, устраивающие меж собой торжество справедливости, побеждают тем сайым влияние злых духов. Повсюду, где законы освящают вещи несправедливые, противоположные человечности, там благие духи находятся в меньшинстве, а все притекающая масса, злых поддерживает нацию в плену господствующих над нею идей и парализует частичные благие влияния, кои рассеиваются в толпе, словно редкие зерна, разбросанные среди шипов. Изучая нравы народов или собраний людей, нетрудно составить себе понятие об оккультном населении, каковое вторгается в их мысли и дела и через них проявляется.*
_______
* Данные строки, в частности, прекрасно описывают то,
что в течение семи десятков лет творилось в стране серпа и молота. (И.
P.)
522. Всегда ли предчувствие является неким предупреждением, исходящим отдуха-заступника?
"Предчувствие — это задушевный и оккультный совет, подаваемый каким-либо духом, желающим вам добра. Он также и в интуиции выбора, который делается человеком; это голос инстинкта. Дух, пред тем как воплотиться, имеет знание основных фаз своего существования, т. е. рода испытаний, в которые он вступает; если эти последние имеют характер ярко вы раженный, то он внутри себя сохраняет об этом опре деленное впечатление, и впечатление это, будучи голосом инстинкта, пробуждаясь перед наступлением назначенного часа, становится предчувствием."
523. Предчувствия и голос инстинкта всегда несколько смутны, неопределенны: что должны мы делать, когда у нас нет уверенности?
"Когда ты в неопределенности, обратись к своему благому духу или молись господу, единому для нас всех отцу, о том, дабы он ниспослал тебе одного из вестников своих, т. е. одного из нас."
524. Предупреждения наших духов-хранителей, имеют ли они своей единственной целью нашу духовную жизнь или же также поведение, коего нам следует держаться в делах частной жизни?
"Все это; как бы вы могли разделить эти вещи? Они стараются сделать так, чтобы вы жили наилучшим из всех возможных образом, но вы часто предпочитаете не слышать благих предупреждений, и вы несчастны по собственной вине."
+ Духи-покровители помогают нам своими советами через голос совести, которым они говорят в нас: но так как мы не всегда придаем этому должное значение, то они дают нам и более прямые указания, пользуясь для этого людьми, нас окружающими.
Пусть каждый проанализирует различные обстоятельства своей жизни, как счастливые, так и несчастные, и он увидит, что всегда получал советы, коими, однако, не всегда пользовался и которые могли бы уберечь его от множества неприятностей, если б он им последовал.
525. Оказывают ли духи какое-либо влияние на события жизни?
"Конечно, ведь они же подают тебе советы."
—Оказывают ли они влияние это как-нибудь еще, помимо мыслей, коие они внушают, т. е. обладают ли они непосредственным, прямым влиянием на совершающиеся события?
"Да, но они никогда не действуют за пределами законов природы."
+ Мы ошибочно представляем, себе, будто действие духов должно проявляться только посредством чрезвычайных феноменов: нам бы хотелось, чтобы они приходили с помощью чудес, и мы всегда воображаем их себе вооруженными волшебной палочкой. Между тем ничего подобного нет: вот почему вмешательство их и представляется нам оккультным, и то, что делается при их содействии, кажется нам совершенно естественным. Так, например, они производят встречу двух людей, которым покажется, будто они встретились случайно: они внушают кому-то, мысль пройти по такому-то или такому-то месту; они привлекут его вни мание к тому или иному обстоятельству, если это должно привести к результату, коего они желают добиться; и в итоге окажется, что человек, будучи уверен, что он следует своему собственному побуждению, сохраняет тем самым свободу своей воли.
526. Поскольку духи оказывают воздействие на материю, то могут ли они оказать определенное влияние с тем, чтобы вызвать совершение какого-либо события? Например, какой-либо человек должен погибнуть: он поднимается по лестнице, лестница обламывается и человек погибает; не духи ли вызывают облом этой лестницы для того, чтобы исполнилась судьба этого человека?
"Совершенно верно то, что духи имеют действие на материю, но они имеют его ради исполнении законов природы, а не для того, чтобы нарушать их, заставив в какой-то определенный миг свершиться событие, неожиданное и противоположное этим законам. В примере. который ты приводишь, лестница треснула оттого, что была трухлява, или оттого, что прочность ее была недостаточна, чтобы выдержать вес данного человека; если судьба этого человека —погибнуть таким образом, то они внушат ему мысль подняться по этой лестнице, которая должна будет обломиться под его весом, и смерть его будет иметь вид самый естественный и не окажется надобности делать ради этого какое-то чудо."
527. Возьмем другой пример, где естественное состояние материи ни при чем, такой случай, когда человека убивает молния: он прячется от дождя под деревом, вспыхивает молния — и он оказывается убит. Могли ли духи вызвать молнию и направить ее на него?
"Это то же самое. Молния вспыхнула над этим деревом ив этот самый миг, потому что так должно было случиться по законам природы: молния не была направлена на это дерево, потому что под ним нахо дился человек, но человеку была внушена мысль укрыться под тем деревом, в которое должна будет ударить молния: ибо дерево было бы поражено молнией независимо от того, стоял или не стоял под ним человек."
528. Злонамеренный человек бросает в кого-либо какой-то предмет, который лишь слегка задевает его, но не поражает. Может ли это произойти оттого, что некий благожелательный дух отклонил этот предмет в сторону?
"Если человек не должен быть поражен, то благожелательный дух внушит ему мысль отойти в сторону или же он сможет так повлиять на зрение его недруга, что тот прицелится плохо; ибо предмет, будучи брошен, летит по той траектории, которой он должен пролететь."
529. Что следует думать о заколдованных пулях, упоминаемых в некоторых легендах, каковые будто бы всегда попадают в цель?
"Чистейший вымысел; человек обожает чудеса и не довольствуется одними только чудесами природы."
—Духи, направляющие события жизни, могут ли они встретить противодействие со стороны тех духов что желают противоположного?
"То, чего желает Бог, должно быть; если происходит задержка или возникла помеха, то это по воле Его."
530. Не могут ли все эти мелкие затруднения, выступающие наперекор нашим планам, а также разлад наших предвидений быть вызваны легкомысленными и насмешливыми духами; словом, не являются ли они творцами того, что в обиходе называется „мелкими невзгодами жизни человеческой"?
"Они весьма любят эти дрязги, которые для вас объективно являются испытаниями, упражняющими ваше терпение: но они оставляют это дело, когда видят, что ничего не добиваются. Однако было бы несправедливо и неточно возлагать на них все ваши просчеты, главными изготовителями коих являетесь вы пособственной ветрености и оплошности, ибо можешь быть уверен, что коль твоя посуда бьется, то это скорее проявление твоей личной неловкости, нежели ловкости духов."
—Духи, вызывающие различные неприятности, поступают ли они так в силу враждебности к данному человеку, или же они просто нападают на первого встречного, без определенной причины, из одной только злобы?
"И то, и другое; иногда это бывают враги, которых вы наживаете себе в этой жизни или в какой иной и кои преследуют вас: в иной раз это происходит и без всякого повода."
531. Недоброжелательство тех, кто причинял нам зло на земле, угасает ли оно вместе с их физической жизнью?
"Часто они признают свою несправедливость и то зло, которое они причинили; но часто также их враждебность к вам сохраняется, и тогда они продолжают преследовать вас, если Бог дозволяют это для дальнейшего испытания вашего."
—Можно ли положить этому конец, и каким образом?
"Да, можно молиться за них, и если воздавать им добром за зло, то они в конце концов начинают понимать свою неправоту: в общем же, если суметь поставить себя выше их происков, то они оставляют в покое, как только видят, что ничего преследованиями своими не добиваются."
+ Опыт показывает, что некоторые духи продолжают свою месть из одного существования в другое и что, таким образом, обидчик рано или поздно искупает те обиды, которые он кому-либо нанес.
532 Есть ли у духа сила отводить несчастья т некоторых людей и привлекать к ним благополучие?
"Не целиком, ибо есть несчастья, возложенные на них Провидением: но они ослабляют ваши муки, сообщая вам терпение и смирение. Знайте также, что часто от вас зависит отвернуть oт себя все эти несчастья и беды или по меньшей мере ослабить их: Бог даровал вам ум, чтобы вы им пользовались, и именно в этом духи в особенности приходят вам на помощь, Внушая мысли благие: но они помогают лишь тем, кто умеет сам помочь себе; в этом смысл слов: „Ищите да обретете: толцыте, да отверзется вам".
Знайте еще и то, что кажущееся вам злом не всегда есть зло: зачастую из него выходит добро, большее этого зла, и вот как раз этого-то выи не понимаете, ибо помышляете лишь о наличествующем миге или о собственной персоне.»
533. Могут ли духи помочь в получении тех даров, которые доставляет богатство, если их об этом просят?
"Иногда да, и в качестве испытания, но чаще всего они отказывают в этом, как вы отказываете ребёнку, захотевшему того, чего не следует."
— Благие или же злые духи удовлетворяют такие просьбы?
"И те, и другие; это зависит от намерения: но чаще всего это духи, желающие вовлечь вас во зло и обретшие для этого легкое средство в тех наслаждениях, какие доставляет богатство."
534 Когда обстоятельства словно роковым образом противятся нашим планам, то не происходит ли это из-за влияния какого-либо духа?
"Иной раз это духи, другой, и чаще всего, ваша собственная неловкость. Ваши положение и характер имеют большое влияние. Если вы упорствуете не на своем поприще, то духи здесь ни причем: вы сами себе злые гении."
535. Когда с нами случается какое-либо счастливое событие, то нашего ли духа-хранителя должны мы благодарить?
"Благодарите в особенности Господа Бога, без позволения Его ничего не происходят, затем благих духов, Его исполнителей."
. — Что происходит, если не поблагодарить Его?
"То, что происходит с неблагодарными."
— И однако есть люди, которые и не молятся, и не благодарят, но во всем преуспевают?
"Да, но нужно видеть конец: они весьма дорого заплатят за мимолетное счастье, которого не заслуживают. ибо чем более они получают, тем более им придется отдавать."
536. Великие явления природы, какими являются, например, волнения стихий, вызваны ли они случайными причинами или же у них у всех есть цель, определенная Провидением?
"У всего сущего есть своя причина, благодаря которой оно и есть, и ничего не происходит без соизволения Божьего."
— Всегда ли явления эти имеют объектом своим человека?
"Иногда возникновение их непосредственно связано с человеком, но часто также у них нет иной цели, кроме как восстановление равновесия и гармонии физических сил природы."
— Мы прекрасно понимаем, что воля Божия является первопричиной как в этом, так и во всем прочем; но поскольку нам известно, что духи оказывают воздействие на материю и что они являются проводниками Божьей воли, то мы спрашиваем, не оказывают ли некоторые из них какого-то влияния на стихии, чтобы возбуждать эти последние, успокаивать и направлять.
"Но ведь это-же совершенно ясно; или вы полагаете, будто может быть как-то иначе? Бог не занимается прямым влиянием на материю; у Него есть преданные исполнители на всех ступенях иерархии миров."
537. Мифология древних целиком основана на спиритических идеях с той лишь разницей, что они рассматривали духов как богов; и они представляют нам этих богов или духов наделенными особыми правами и обязанностями; так, одни заведовали ветрами, другие — молнией, третьи покровительствовали земледелию и т. д.: лишена ли такая вера основания?
"Она настолько не лишена основания, что даже еще не охватывает всей истины целиком."
— По этой же причине могут быть и духи, обитающие внутри Земли и направляющие геологические процессы?
"Эти духи не живут буквально в подземелье, но они направляют и руководят в согласии со своими обязанностями теми вещами и процессами, кои находятся в их ведении. Однажды у вас будет объяснение этих явлений, и тогда вы сможете лучше понять их."
538. Духи, направляющие явления природы, составляют ли они особую категорию в духовном мире; являются ли они существами отдельными от всех прочих или же это духи, которые были воплощены, как и мы?
"Это духи, которые будут или уже были воплощены."
— Принадлежат ли эти духи к высшим или же к низшим рангам духовной иерархии?
"Это определяется. тем, насколько роль их матерьяльна или разумна; одни приказывают, другие исполняют; те, кто производят матерьяльные явления, принадлежат всегда к низшему рангу, как среди духов, так и среди людей."
539. В производстве некоторых явлений, бурь например, участвует ли какой-то один дух или же они соединяются всей массой?
"Неисчислимыми массами."
540. Духи, оказывающие влияние на природные явления, действуют ли они со знанием дела по собственной воле или в силу какого-то инстинктивного и бездумного побуждения?
"Одни —- да, другие — нет. Возьму такое сравнение: представь себе мириады животных, что строят в море острова и архипелаги; думаешь ли ты, будто за всем этим не стоит цель, намеченная Провидением, и что это преобразование поверхности земного шара не является необходимым для всеобщей гармонии? Между тем вещи эти совершаются животными, которые стоят на самой низшей ступени развития и заботятся лишь о собственных нуждах, не имея ни малейшего понятия о том, что они суть орудия Божьи. Так вот! Так же точно самые низшие духи полезны целому; в то время как они примеряются к жизни, и прежде чем у них возникнет полное сознание своих поступков и свободы своей воли, они воздействуют на некоторые явления, студиями для исполнения коих они являются, не подозревая об этом; сначала они просто исполнители: позднее, когда разовьется их ум, они будут приказывать и направлять вещи мира матерьяльного; еще позднее они смогут направлять вещи мира морального. Таким вот образом все служит, все связуется в природе, от изначального атома до архангела, который сам начинал, будучи ато•мом; изумительный закон гармонии, всеохватывающую целостность коего пока что не может охватить ограниченный дух ваш."
541. Когда происходит сражение, то с каждой ли стороны присутствуют духи, которые ей пособляют и ее поддерживают?
"Да, и которые укрепляют ее бесстрашие."
+ Именно так когда-то древние изображали богов, принимающих сторону того или иного народа. Боги эти были не чем иным, как духами, изображаемыми в аллегорических образах.
542. На войне справедливость ведь находится всегда только с одной стороны: как же духи могут встать на сторону того, кто не прав?
"Вам же прекрасно известно, что есть духи, стремящиеся лишь к разладу и разрушению; для них война есть война: правота дела их мало трогает."
543. Могут ли некоторые духи повлиять на полководца в его замыслах и планах кампании?
"Без всякого сомнения, духи могут влиять на эти замыслы, как и на всякие иные."
544. Могли бы злые духи подтолкнуть полководца на осуществление операций, ведущих к его поражению?
"Да, но разве у него нет своей воли и свободы? Если его рассудок не позволяет ему отличить идею истинную от ложной, то он испытывает на себе последствия этого, и ему было бы лучше не отдавать приказы, но быть рядовым исполнителем."
545. Может ли полководец быть иногда направляем своего рода „вторым зрением", наитивным зрением, каковое заранее показывает ему результат его операций?
"Именно так оно часто и происходит у гения: это то, что он называет „вдохновением" и что позволяет ему действовать с определенного рода уверенностью; это вдохновение приходит ему от духов, руководящих им и использующих для дела способности, коими он одарен."
546. Что становится с духами тех, кто погибает в пылу боя? Интересуются ли они еще сражением после своей смерти?
"Некоторые из них интересуются, другие же удаляются от этого места."
+ На поле битвы происходит то же, что имеет место во всех случаях насильственной смерти: в первый миг дух удивлен и как бы оглушен, ему не верится, что он мертв — ему все кажется, будто он все еще участвует в сражении: лишь понемногу действительность открывается ему.
547. Духи, которые сражались друг с другом, будучи людьми, признают ли они врагов друг в друге и после смерти и все так же ли исполнены они взаимного ожесточения?
"В такие минуты дух никогда не сохраняет хладнокровия. В первый миг он мож.ет еще яриться на своего неприятеля и даже преследовать его; но когда он собирается с мыслями, то видит, что возбуждение его более беспредметно: однако он все еще более или менее сохраняет следы его в зависимости от своего характера."
— Слышит ли он еще шум оружия?
"Да, вполне."
548. Дух, невозмутимо присутствующий при сражении как зритель, был бы он свидетелем отделения души от тела, и в каком виде явление это ему бы представилось?
"Мало бывает смертей совершенно мгновенных. Большую часть времени дух, тело которого получило смертельное ранение, пока что не сознает этого; когда он начинает узнавать самого себя, то тогда можно различить дух, двигающийся рядом со своим трупом: это представляется столь естественным, что вид мертвого тела не производит никакого неприятного впечатления, поскольку вся жизнь переносится в дух, то он один и привлекает внимание; с ним именно ведется беседа или ему отдаются приказы*."
________
* См. у А. Дюма («Десять лет спустя») описание смерти
виконта де Бражелона. Мимоходом надо отметить, что этот автор, равно как
и многие другие писатели (В. Гюго, Т. Готье, Г. Р. Хаггард, Р.Л. Стивенсон,
А. Конан-Дойль), был сторонником спиритизма, и поэтому соответствующие
события и описания встречаются на страницах его романов. (И. Р.)
549. Есть ли доля истины в рассказах о договорах, которые заключаются с духами зла?
"Нет, таких договоров нет, но есть злая природа, симпатизирующая злым духам. Например: у тебя есть желание мучить своего соседа, но ты не знаешь, как за это. взяться: тогда ты призываешь к себе низших духов, которые, как и ты, жаждут лишь зла, и за свою помощь тебе они желают, чтобы ты служил им в их злых замыслах; но из этого не следует, что твой сосед не сможет освободиться от них с помощью противоположных заклинаний и своей воли. Тот, кто хочет совершить злое дело, тем самым призывает себе на омощь духов злых; и тогда он вынужден служить им, как и они служат ему, ибо они также нуждаются в нем ради зла, какое они хотят совершить. В этом только и заключается „договор с темными силами"
+ Зависимость от низших духов, в каковой человек иногда оказывается, происходит от его приверженное ти дурным мыслям, коие они ему внушают, а не от ка ких-либо договорных обязательств между ними и им „Договор" в обиходном смысле, придаваемом этому слову, есть аллегория, обрисовырающая злую природу, симпатизирующую злотворным духам.
550. Каков смысл фантастических легенд, согласно которым некоторые люди якобы продали свою душу Сатане ради того, чтобы получить от него какие-то преимущества?
"Во всех сказках содержится некий урок и нравственный смысл; ваша же беда в том, что вы всегда понимаете их буквально. Данная же легенда есть аллегория, каковая может быть объяснена таким образом: тот, кто призывает на помощь духов, дабы получить от них дары фортуны или какое иное преимущество, поступая так, ропщет тем на Провидение: он отказывается от назначения, которое получил, от испытаний, коим он должен здесь подвергнуться, и последствия этого он испытает в своей грядущей жизни. Это не значит, что душа его будет навечно ввергнута в несчастье; но поскольку вместо того, чтобы освобождаться от материи, он все более и более погружается в нее, то того, что составляло радость его на земле, он не будет иметь в мире духов, пока не искупит все это новыми испытаниями, быть может, еще более внушительными и мучительными, нежели те, от которых он отказался. Из-за своей любви к матерьяльным наслаждениям он ставит себя в зависимость от нечистых духов: молчаливое соглашение между ними и им ведет его к „гибели", но ему всегда легко порвать это согла шение при содействии благих духов, коль скоро у него есть на то твердое желание."
551. Может ли злой человек с помощью верного ему злого духа причинить зло своему ближнему?
"Нет, Бог бы этого не дозволил."
552. Что думать о вере в силу сглаза, которою якобы обладают некоторые?
"У некоторых людей очень велика магнетическая сила, которой, однако, они могут давать весьма дурное применение, если их собственный дух дурен, и в этом случае они могут быть пособляемы иными злыми духами: но не верьте в некую мнимую „магическую" силу, каковая существует лишь в воображении суеверных людей, знать не знающих о подлинных законах природы. Факты же, приводимые в этой связи, суть факты естественные, но которые наблюдались плохо и еще хуже были поняты."
553. Каково может быть действие словесных формул и приемов, с помощью которых некоторые люди притязают подчинить себе волю духов?
"Действие их будет таково, что люди, действительно верящие во все это, будут смешны: в противном же случае это будут просто мошенники, заслуживающие наказания. Всякие словесные формулы не более чем фиглярство; нет ни одного сакраментального слова, ни одного кабалистического знака, никакого талисмана, который обладал бы каким-либо действием на духов, ибо они привлекаются лишь мыслью, а не матерьяль ными вещами."
— А разве некоторые из самих духов не диктовали каббалистических формул?
"Да, вам встречаются иногда такие духи, которые указывают вам разные знаки, странные слова или которые предписывают вам определенные действия, с помощью коих вы делаете то, что у вас называется „заговорами"; но можете быть вполне уверены, что духи эти смеются над вами и злоупотребляют вашей доверчивостью."
554. Тот, кто, справедливо или нет, верит в то, что он называет „силой" своего талисмана; не может ли он этой самой верой привлечь к себе некоего духа; ибо тогда действует ведь мысль, а талисман не более чем символ, помогающий ему направить эту мысль?
"Это верно: но природа привлекаемого духа зависит от чистоты намерения и высоты чувств вызывающего; между тем редко бывает, чтобы тот, кто настолько прост, чтоб верить в „силу" какого-то талисмана, не преследовал цель скорее материальную, нежели моральную; в любом случае это означает мысленную незначительность и слабость, а это уже само по себе привлекает духов несовершенных и проказливых."
555. Какой смысл следует вкладывать в понятие „колдун"?
"Те, кого вы называете „колдунами", суть люди, если они исполнены доброй воли, одаренные определенными способностями, каковы, например, магнетическая сила или второе зрение: и тогда, поскольку они делают вещи, которых вы не понимаете, вы верите, будто они одарены сверхъестественной силой. Разве ваши ученые зачастую не выглядели колдунами в глазах невежд?"
+ Спиритизм и магнетизм дают нам ключ к пониманию великого множества явлений, о которых невежество сочинило бесконечность самых невероятных небылиц, в каковых факты оказались утрированы силой воображения. Знание же, просвещенное двумя этими науками, образующими единое целое, поскольку оно показывает реальность этих вещей и их истинную причину, есть лучшая защита от идей суеверия, ибо оно показывает, что возможно и что невозможно, и то, что находится в пределах законов природы, и то, что есть не более как нелепое верование.
556. Действительно ли некоторые люди обладают даром целить простым прикосновением?
"Магнетическая сила может простираться и на это, когда ее поддерживают чистота чувств и горячее желание творить добро, ибо тогда благие духи приходят к вам на помощь*: но не следует доверять рассказам людей слишком доверчивых или чересчур увлеченных, всегда предрасположенных видеть чудеса в вещах самых простых и естественных. Следует также остерегаться заинтересованных рассказов тех, кто использует людскую легковерность ради своей корысти."
________
* «Если мы пожелаем однажды достичь великих целей, тот
час же не только все добродетели, но и боги придут к нам на помощь.» (Ф. Бэкон) (Примеч. И. Р.)
557. Могут ли благословение и проклятие привлечь добро и зло к тем, кто является их объектом?
"Бог вовсе не слушает несправедливого проклятия, и тот, кто произносит его, виновен в очах Его. Так как у нас имеются два противоположных гения: один благ, другой зол, то в этом может выразиться их временное влияние, распространяющееся даже на материю; но влияние это имеет место лишь по воле Божьей и как дополнительное испытание для того, на кого оно направлено. Впрочем, чаще всего проклинают именно злых и благословляют добрых. Но ни благословение, ни проклятие никогда не могут отвернуть Провидение от пути справедливости: оно поражает проклятого лишь потому, что он зол, и защита его распро