§6. ДУХ И МАТЕРИЯ
21. Материя, так же ли извечна она, как Бог, или же была она сотворена Им?
“Одному Богу это ведомо. Но все же есть одна вещь, коию разум ваш должен вам указать, это то, что Бог, средоточие любви и милосердия, никогда не был бездеятелен. Сколь бы отдаленным вы ни представляли себе начало Его действия, можете ли вы, хоть на мгновенье, помыслить себе Его в праздности?”
22. Обыкновенно материю определяют как то, что обладает протяженностью: как то, что может воздействовать на наши органы чувств, вызывая ощущения, как то, что непостижимо; точны ли эти определения?
“С вашей точки зрения, точны, потому что вы говорите лишь о том, что вы знаете: но материя существует и в таких состояниях, которые вам неизвестны; она, например, может быть столь эфирна и утончена, что не оказывает никакого воздействия на ваши органы чувств: и, однако, все это материя, но для вас это было бы не так.”
Какое определение могли бы вы дать материи?
“Материя есть цепь, в которую закован дух; это орудие, ему служащее и на которое, в то же время, он оказывает свое действие.”
+ С этой точки зрения можно сказать, что материя есть агент, посредник, с помощью коего и на который воздействует дух. 23. Что есть дух? “Разумное начало Вселенной.” — Какова сокровенная природа духа? “Дух 'нелегко анализировать на вашем языке. Для вас это — ничто, потому что дух не есть что-то такое, что можно пощупать; но для^ нас это нечто. Усвойте себе хорошенько: ничто — это небытие, небытия же нет.”
24. Дух, есть ли это синоним ума?
“Ум есть главное свойство духа, но тот и другой смешиваются в общем принципе таким образом, что для вас это одно и то же.”
25. Дух, независим ли он от материи, или же он свойство ее, как цвета суть свойства света и звук свойство воздуха?
“Тот и другая различны; но нужен союз духа и материи, чтобы оразумить материю"
Этот союз, так ли он необходим для проявления ума?
“Он необходим для вас, потому что вы не способны воспринять ум без материи; ваши органы чувств не предназначены (не сделаны) для того.”
26. Можно ли представить дух без материи и материю без духа?
“Несомненно, можно, мысленно.”
27.Таким образом, оказалось бы две основополагающих стихии мирозданья: материя и дух?
“Да, и надо всем этим Бог, творец, отец всего сущего; эти три вещи суть принцип всего существующего, вселенская троица. Но к матерьяльному элементу можно добавить вселенский флюид, коий играет роль посредника между духом и собственно материей, слишком грубой, чтобы дух мог влиять на нее. Хотя, с некоторой точки зрения, его можно было бы отнести к матерьяльному элементу, он отличается от него особыми свойствами; если бы он. был в полном смысле материей, то не было бы причин, чтобы также и дух не был бы ею. Элемент этот помещен между духом и материей; он есть флюид, как материя есть материя, способный, в своих бесчисленных сочетаниях с этой последней и под действием духа, произвесть бесконечное разнообразие вещей, коих вам ведома лишь незначительная часть. Вселенский, или изначальный, либо же простейший, флюид этот, будучи агентом, коим пользуется дух, является началом,. без которого материя была бы в состоянии постоянного деленья и никогда бы не приобрела свойств, кои дает ей сила тяготения.”
Является ли этот флюид тем, что Мы называем электричеством?
“Мы сказали, что он подвержен бесчисленным сочетаниям: то, что вы называете электрическим флюидом, магнетическим флюидом, суть видоизменения (модификации) этого самого вселенского флюида, который есть нечто иное, как более совершенная, более утонченная материя, коию можно рассматривать как самостоятельную.”
28. Поскольку сам дух есть нечто, то не точнее ли будет обозначить эти две основополагающие стихии словами: материя инертная и материя разумная?
“Слова нас мало интересуют; это уж вам строить свою речь так, чтобы понять друг друга. Споры ваши почти всегда происходят оттого, что вы по-разному понимаете смысл слов, так как язык ваш неполон и несовершенен для выраженья вещей, не восприемлёмых вашими органами чувств.”
+ Очевидный факт господствует надо всеми гипотезами: мы видим материю, коия неразумна; мы видим разумное начало, независимое от материи. Происхожденье и взаимосвязь этих двух вещей нам известны. Имеют ли они или нет общий источник, необходимые точки соприкосновенья: является ли ум самосущностью или же он некоторое свойство, некое следствие; не является ли он даже, как то полагают некоторые, эманацией Божества'— все это нам неизвестное они представляются нам раздельными, вот почему мы •допускаем их, как составляющие два основополагающих начала Вселенной. Поверх всего этого мы видим некоторый ум, господствующий над всеми другими, управляющий ими всеми, отличающийся от них главнейшими свойствами (атрибутами): этот-то верховный ум и называют Богом