Обычное "я" вовсе ещё не находится в таком положении, чтобы выбирать для себя тело. Место его рождения обычно определяется тремя факторами, или, возможно, лучше сказать, совместным действием трёх сил. Во-первых, это закон эволюции, заставляющий "я" рождаться в условиях, которые дадут ему возможность развить именно те качества, в которых оно больше всего нуждается. Однако, действие этой силы ограничивается вторым фактором — законом кармы. "Я" могло не заслужить наилучшую из возможностей, и ему даётся вторая или третья по годности. Оно может вообще не заслужить какой-либо большой возможности, и тогда его судьбой может оказаться суматошная жизнь, дающая лишь небольшой прогресс.
И тут вступает в игру третий фактор — сила любых личных уз любви или ненависти, созданных этим "я" ранее. Это может внести изменения в действие первой и второй сил, ведь она иногда ставит человека в положение, которого он не заслужил бы любым иным путём, кроме сильной личной любви к кому-либо стоящему выше по эволюции.
Человек, вышедший намного за пределы посредственности — то есть уже вступивший на Путь, ведущий к адептству — уже в некоторой мере может делать выбор относительно страны и семьи своего рождения, но такой человек первым отметёт свои личные желания и полностью отдаст себя в руки великого вечного закона, будучи уверен, что куда бы он его ни поместил, это будет для него куда лучше, чем любое его собственное решение.
Родители не могут выбирать душу, поселяющуюся в теле, которому они дают рождение, но своей жизнью, которая может дать хорошую возможность для прогресса развитого "я", они делают приход такового к ним чрезвычайно вероятным.
Вся наша Солнечная система — проявление её логоса, и каждая частичка в ней определённо является частью его проводников. Вся физическая материя солнечной системы, взятая в совокупности, составляет его физическое тело; вся астральная материя — астральное тело; вся ментальная материя — ментальное тело, и так далее. Выше и за пределами своей системы он обладает куда более широким и великим собственным существованием, но это нисколько не меняет истинности только что сделанных заявлений.
Этот солнечный логос содержит в себе семь планетарных логосов, являющихся внутри него как бы центрами сил, каналами, через которые его сила изливается. И в то же время в некотором смысле можно сказать, что они его составляют. Материя, которую мы только что описали, как составляющую его проводники, также составляет и их тела, поскольку во всей системе нет и частицы материи, которая не была бы частью того или иного из них. Всё это верно для каждого плана, но давайте на время возьмём для примера астральный план, поскольку его материя достаточно текуча, чтобы отвечать целям нашего исследования, и в то же время достаточно близка к физической, чтобы не быть всецело за пределами нашего физического понимания.
Каждая частица астральной материи в системе — часть астрального тела солнечного логоса, но это также и часть астрального тела того или иного из семи планетарных логосов. Помните, что это включает и ту астральную материю, из которой состоят наши астральные тела. У нас нет ни одной частички, которая была бы исключительно нашей. В каждом астральном теле есть частицы, принадлежащие каждому из семи планетарных логосов, но пропорции варьируются бесконечно. Тела тех монад, которые первоначально пришли через какой-либо планетарный логос, на протяжении всей своей эволюции будут содержать больше частиц этого логоса, чем любого другого, и таким образом людей можно различать по принадлежности к той или иной из семи этих великих Сил.
В этих семи планетарных логосах периодически происходят некоторые психические изменения; возможно, они соответствуют нашим вдохам и выдохам, или биению сердца на физическом плане.
Как бы то ни было, представляется, что число их возможных комбинаций и изменений бесконечно. А поскольку наши астральные тела построены из той самой материи их астральных тел, то очевидно, что ни один из этих планетарных логосов не может как-либо астрально измениться, не подействовав этим на астральные тела всех людей в мире, хотя, конечно особенно он подействует на тех, в ком преобладает материя, выражающая именно этот логос. Если же вспомнить, что мы взяли астральный план просто для примера, то начнём получать представление, насколько важны для нас эти движения планетарных духов.
Е. П. Блаватская пишет об определённом разряде высших существ, которых она называет липиками или владыками кармы. Нам сказано, что их агентами в управлении кармой являются четыре великих правителя, известные как дэвараджи или регенты Земли (на самом деле их семь). Каждый из них является главой обширной группы дэв и природных духов, которая включает даже элементальную сущность. Для удобства объяснения давайте ещё раз ограничимся астральным планом, помня при этом, что то же самое точно так же относится и к другим. Вся астральная материя в целом находится под особым управлением одного из этих Великих, но второй [считая снизу] подплан каждого плана также в некоторой мере находится под его управлением, поскольку состоит к плану, частью которого он является, в том же отношении, в каком астральный план состоит ко всему набору планов. Потому на каждый подплан действуют два влияния — правителя плана в целом и дополнительное влияние правителя подплана.
И вот из этой астральной материи, каждая частица которой принадлежит к одеянию того или иного из семи планетарных логосов, в то же время находясь под преобладающим влиянием дэвараджи астрального плана и дополнительным влиянием другого дэвараджи, управляющего её подпланом косвенно, и должны быть построены наши астральные тела. Чтобы легче понять это, давайте условно представим деление на подпланы как горизонтальное, а на типы материи, принадлежащие к семи планетарным логосам, как вертикальное. (Есть и дальнейшие подразделения, но мы пока их не учитываем ради ясности передачи общей идеи). Уже это нам даст 49 ясно различимых разновидностей астральной материи, потому что материя, принадлежащая каждому из планетарных логосов, есть на каждом из подпланов.
Даже не учитывая дальнейшие подразделения, мы увидим, что уже здесь имеется возможность почти бесконечного количества комбинаций, так что какими бы ни были характеристики "я", оно может найти для себя адекватное выражение.
Давайте рассмотрим случай "я", которое собирается спуститься в воплощение. Мы должны считать, что оно покоится на ментальном плане, в высшей его части, в своём каузальном теле, не имея более низкого проводника. С момента смерти своего прежнего физического тела оно всё удалялось внутрь, сначала в астральный, потом — в ментальный проводник, а в конце небесной жизни отбросило даже и последний. Затем некоторое время оно отдыхает на своём собственном плане — этот период меняется, согласно стадии развития, от двух-трёх дней бессознательности у обычного неразвитого человека до долгого периода нескольких лет великолепной сознательной жизни у людей сильно продвинувшихся. Затем оно снова начинает обращать своё внимание вниз и вовне. Когда в ходе своего движения вверх оно отвлекало своё внимание от физического и астрального планов, соответствующие постоянные атомы перешли в спящее состояние, прекратив энергичную вибрацию, которая обычно для них характерна. То же самое в конце небесной жизни происходит и с ментальной единицей, когда "я" отдыхает на своём собственном плане, эти три добавления находятся в нём в состоянии покоя.
Когда же оно снова обращает внимание к ментальному плану, ментальная единица тут же возобновляет свою активность и из-за этого вокруг неё сразу же собирается такая материя, какая необходима для выражения этой деятельности. Точно то же происходит, когда оно обращает своё внимание к астральному атому и вкладывает в него свою волю. Он притягивает к себе материал, который может обеспечить этому "я" астральное тело точно такого же типа, как было у него в последней астральной жизни. Здесь необходимо ясно понимать, что то, что оно приобретает в своём нисхождении — это не готовое астральное тело, а просто материал, из которого он должен его построить в ходе последующей жизни.
У монад более низкого класса, обладающих необычно сильными астральными телами и перевоплощающихся очень скоро, иногда бывает так, что тень или оболочка, оставшаяся от прежней астральной жизни, ещё сохраняется, и в этом случае она скорей всего притянется к новой личности. Когда это случается, она приносит с собой сильные старые привычки и стиль мышления, а иногда даже действительную память об этой прежней жизни.
Поначалу астральная материя равномерно распределена по всему овоиду, и лишь когда в середине овоида появляется маленькая физическая форма, астральная и ментальная материя к ней притягиваются и начинают по ней выстраиваться, а затем постепенно с ней растут. Одновременно с этим изменением ментальная и астральная материя вызываются к деятельности, и появляются чувство и мысль.
Аура младенца сравнительно бесцветна, и только по мере развития качеств начинают проявляться цвета. Это материал, которым он наделён для придания нужного вида своему астральному проводнику, тот материал, который он заслужил желаниями и эмоциями, которым он позволял действовать через него в своей прошлой жизни, но ему вовсе не обязательно использовать для строительства нового проводника весь этот материал. Если процесс будет оставлен на самотёк, то автоматическое действие постоянного атома будет склонно произвести для него тело в точности подобное тому, что он имел в прошлой жизни, но вовсе нет причины, по которой должны быть использованы все эти материалы, и если с ребёнком обращаются мудро и руководят им разумно, то это будет способствовать полному развитию в нём хороших задатков, принесённых им из прошлой жизни, в то время как зародыши зла будут оставлены в спящем состоянии. Если сделать это, последние постепенно атрофируются и выпадут, "я" сможет раскрыть в себе противоположные добродетели, и в следующих жизнях оно будет свободно от зловредных качеств, на которые указывали эти зародыши. Родители и учителя могут помочь ему в достижении этой желательной цели, причём не столько тем, чему они его учат, сколько поощрением и помощью, постоянным разумным и добрым отношением, и прежде всего — изливаемой на него любовью.
Нам следует помнить, что в то время как высшие проводники, ментальное и астральное тела, являются выражениями самого человека на нынешней стадии его развития (насколько его можно выразить в материи соответствующих планов), физическое тело — это проводник или органичивающий фактор, навязанный ему извне, а потому являющийся главным образом инструментом кармы. Сила эволюции вступает в действие лишь в выборе его материалов, но даже в этом она всюду ограничивается и сдерживается кармой прошлого. Родители выбираются по принципу способности дать тело, подходящее для развития вверенного им "я", но у каждой пары родителей множество возможностей. Каждый из них представляет долгую линию наследственности, и часто кто-то из родителей выбирается не потому, что он имеет в себе какие-то качества, но потому что это качество проявлялось в необычайной степени у кого-то из его предков, а сам он обладает способностью, которой никогда не пользовался, хотя в его теле она имеется латентно в силу физической наследственности. В этом человеке и во многих предыдущих поколениях способность выражения этого качества спала, не давая никакого эффекта, но когда приходит "я", обладающее этим качеством, способность выражать его пробуждается ото сна в активное состояние, и мы имеем случай того, что называют возвращением к отдалённому типу.
При формировании физического тела действуют три основные силы: первая — это влияние "я", которое собирается принять новую форму, вторая — это работа элементала-строителя, созданного владыками кармы, и третья — это мысль матери. Теперь представьте, что для какого-то "я", находящегося в процессе нисхождения в воплощение, должно быть сформировано эфирное тело. Само это "я" принадлежит к какому-то типу и подтипу, и эти характеристики отпечатаны на его физическом постоянном атоме, а это в свою очередь определяет, какие из подразделений эфирной материи, названных нами "перпендикулярными", войдут в состав этого эфирного тела, и в какой пропорции они будут использоваться. Это его качество, однако, не будет определять, какие "горизонтальные" подразделения будут применены, и в какой пропорции — это в руках четырёх дэварадж и будет определяться согласно прошлой карме человека. У каждого из этих дэварадж имеются в распоряжении огромные сонмы помощников, так что ни одно из рождений, одновременно происходящих на земле, никогда не пропускается. Дэвараджи создают мыслеформу, то есть вышеупомянутого строительного элементала, назначенного исключительно для построения наиболее подходящего физического тела, которое только может быть устроено для данного человека. Для его эволюции ему нужно тело, содержащее в себе некоторые возможности, и для этого он рождается у родителей, которые сами ими обладают и могут прямо ими пользоваться, или же он может родиться у тех, чьи предки, с той или с другой стороны, ими обладали, чтобы непробуждённые их зародыши могли быть переданы родителем своему отпрыску.
Помните, что этот элементал, предназначенный для развития физического тела, является совместной мыслеформой четырёх дэварадж, и что главное его дело — построить эфирный шаблон, в который будут встраиваться физические частицы нового младенческого тела. При постройке этого физического тела он может пользоваться четырьмя разновидностями эфирной материи (которыми соответственно заведуют четыре создателя этого элементала), и тип получаемого физического тела зависит от пропорции, в которой применены эти составляющие. Помните, что элементал не властен выбирать в том, что касается перпендикулярных подразделений, но ему предоставлена полная свобода в выборе горизонтальных подразделений материи.
Нам, на нашем нынешнем уровне, совершенно невозможно понять работу такого могущественного сознания, каким обладает дэвараджа, так что мы можем, не пытаясь дать объяснения, лишь зафиксировать тот факт, что элементал, выполняющий эту работу, похоже, как-то не совсем отделён от умов, его выделивших. Каким-то необъяснимым образом, в какой-то изменённой степени, он остаётся в их сознании, и в редких случаях, когда развитое "я" (даже в раннем возрасте) начинает активное владение телом, то похоже, оно может войти с ними в прямой контакт и с их согласия вызвать на себя больше кармы, чем они первоначально ему отмерили.
Тот, кто способен сделать это, пока элементал ещё за работой, может и в дальнейшей жизни сохранять контакт с кармическими божествами, а потому в его власти обращаться к ним с просьбой о дальнейших модификациях. Однако, насколько мы могли видеть, это изменение может быть лишь в сторону увеличения кармы, над которой придётся работать, а не уменьшения. Пробуждение сознания, позволяющего "я" соприкасаться с дэвараджами и охотно с ними сотрудничать в том, что касается его самого, может начаться в любое время, так что "я", которое не было в контакте с ними во время работы элементала, строившего его физическое тело, всё же может, огромными усилиями в направлении саморазвития и полезности, привлечь их внимание позже и вызвать у них определённый отклик.
Зародыш, которому предстоит вырасти в физическое тело человека, содержит в себе две составляющих с двумя наборами возможностей. А именно, это яйцеклетка, несущая в себе все потенциальности материнской наследственности, и проникший в неё сперматозоид, несущий наследственность отца. (Изучающий должен быть внимательным, чтобы не спутать физический зародыш, приходящий от родителей, с физическим постоянным атомом, которые приносит с собой "я").
Эти два набора возможностей широки, как можно легко увидеть, если вспомнить о количестве людей, бывших нашими предками, например, тысячу лет назад. Но как бы они ни были широки, есть у них и ограничения. Например, возьмём случай одного из наших садовников, работающих здесь, в Адьяре. Он принадлежит к кули, или неквалифицированному рабочему классу. Если проследить его предков на тысячу лет назад, их будут миллионы, и всё же все они были из класса кули. Там были все их разновидности — хорошие и плохие, умные и глупые, добрые и жестокие, но все они были кули.
Вот из таких возможностей приходится элементалу делать отбор. Для этого ему нужно рассмотреть два вопроса — качества и формы. Первое из них бесконечно более важно. Второе относится в основном к материи низших подпланов. Но качество эфирной материи, отобранной для построения высшей части физического тела, будет в значительной степени определять способности этого тела в данном воплощении — будет оно умным или глупым, спокойным или возбудимым, энергичным или сонливым, чувствительным или нечувствительным.
Так что первое дело мыслеформы или элементала дэварадж — это выбрать, каким из всех этих возможностей будет придана важность при строительстве физического тела, и в особенности — мозга. Сама внешняя форма — уже второстепенное соображение, хотя тоже важное, и это тоже часть работы элементала. Если человек заслужил такое ограничение, как уродство физического тела или слабость какого-то из его органов — сердца, лёгких, желудка — то эта карма выполняется именно через элементал. Её предписания (если позволительно употребить такой термин) состоят в том, какого типа и какой силы и прочности построить тело, и каковы будут его выдающиеся характеристики. Но это не инструкции, предназначенные для его ума, ведь у него нет ума, скорее они являются самой его жизнью, поскольку когда они наконец выполнены, он перестаёт существовать, так как работа, для которой он был создан, сделана.
Изучавшим эмбриологию хорошо известен тот факт, что на ранних стадиях эмбрионы рыбы, собаки и человека практически неразличимы. Все они растут одинаково, а разница между ними проявляется в том, что один из них останавливается на одной стадии этого роста, в то время как другие продолжают дальше. Но причина этого очевидного факта неясна тем, кто придерживается материалистических взглядов.
Побудительная сила — это не качество, присущее материи, а давление божественной жизни, одушевляющей материю и придающей ей форму, которая подходит жизни на данной конкретной стадии её развития. Как только существо индивидуализируется, а следовательно, начинает создавать индивидуальную карму, вступает в действие этот дополнительный фактор формирующей мыслеформы кармических божеств и завладевает эмбрионом ещё даже до того, как за него может взяться его собственное "я".
Форма и цвет этого элементала в разных случаях бывают различными. Сначала он точно выражает вид и размер тела ребёнка, которое он должен построить, таким, как оно должно выглядеть в момент рождения (насколько это связано с работой элементала). Ясновидящие, наблюдая эту маленькую куклоподобную фигурку, витающую возле тела матери (а потом и находящуюся в нём), иногда по ошибке принимали её за душу будущего ребёнка вместо модели его физического тела.* Когда зародыш вырастает до размера этого шаблона, эта часть работы считается успешно выполненной, и элементал сбрасывает эту свою внешнюю скорлупу и раскрывает форму следующей стадии, к которой он должен стремиться — размер, облик и состояние тела, каким он должно быть к моменту, когда элементал его покинет (этот облик опять же отражает лишь работу элементала). Весь дальнейший рост тела после удаления элементала находится под контролем самого "я".
__________
* Подробнее этот вопрос рассматривается в книге Джеффри Ходсона "Чудо
рождения", которая ещё не опубликована в России. (Geoffrey Hodson, "The
Miracle of Birth: a clairvoyant study of a human embryo") — прим. пер.
В обоих этих случаях элементал использует себя как шаблон. Его цвета в значительной мере представляют качества, которых он рассчитывает добиться в теле, которое он строит, а форма его обычно именно та, что назначена для тела. Он существует лишь для своей работы, и когда запас силы, которым он был изначально снабжён, истощается, больше не остаётся силы, которая могла бы удерживать вместе его частицы, и он просто распадается.
Этот элементал занимается телом с самого начала, но за некоторое время до рождения "я" также входит в контакт со своим будущим жилищем, и с этого момента две силы работают сами по себе. Иногда характеристики, которые должен наложить элементал, немногочисленны, а потому он может удалиться в сравнительно раннем возрасте, оставляя "я" полный контроль над телом. В других случаях, когда ограничения такого характера, что требуют для своего развития значительного времени, элементал может сохранять своё положение до семилетнего возраста. Разные "я" весьма различаются в своей заинтересованности, проявляемой к физическим проводникам, поскольку некоторые озабоченно вьются над ними с самого начала и уделяют им много трудов, в то время как другие почти что беспечны по отношению ко всему этому предмету.
Когда ребёнок рождается мёртвым, это обычно значит, что за ним не стояло никакого "я", а следовательно, и элементала. Есть огромные сонмы душ, ищущих воплощения, и многие из них ещё на такой ранней стадии развития, что для них будет в равной мере подходящим почти любое обычное окружение — им надо выучить столько уроков, что почти не имеет значения, с каких именно они начнут, так что почти любой набор обстоятельств научит их чему-то такому, в чём они так сильно нуждаются. Тем не менее, иногда случается, что в данный момент нет никакого "я", которое могло бы воспользоваться преимуществом конкретной возможности, и в этом случае, хотя тело в некоторой мере и может сформироваться под действием мысли матери, оно никогда и не было по-настоящему живым, поскольку за ним нет никакого "я".
При построении формы элементал берёт нужную ему эфирную материю, которую он находит уже готовой в теле матери. Это одна из причин необходимости величайшей внимательности со стороны матери во время формирования тела ребёнка. Если она не будет поставлять элементалу ничего, кроме самых лучших и чистых материалов, он окажется вынужден выбирать только из них. Ещё один фактор, имеющий чрезвычайно мощное влияние — это мысль матери во время этого периода, поскольку она также придаёт вид растущей в ней форме. Это снова показывает нам, что в это время мышление матери должно быть особенно чистым и возвышенным. Она должна держаться подальше от всех грубых и возбуждающих влияний, и потому её должны окружать лишь самые прекрасные цвета и формы, и вокруг должны преобладать самые гармоничные условия.
Если инструкции элементала не включают в себя какого-то особого развития черт, таких как необычайная красота или уродство, то вид тела скорее всего определит мысль матери, а также мыслеформы, которые постоянно вокруг неё витают. Если она с преданной любовью думает о своём муже, то весьма вероятно, что ребёнок пойдёт в отца, а если же, напротив, она постоянно смотрится в зеркало и много думает о себе, то возможно, что ребёнок будет похож на неё. Точно так же, если вдруг случится, что она думает с подобной любовью или восхищением о каком-то третьем лице, то ребёнок будет похож на него — если, конечно, у элементала нет на этот счёт определённых предписаний. Когда дети подрастают, на их физические тела во многом влияют их собственные мысли, и если они отличаются от мыслей матери, мы часто видим, что в физическом облике происходят заметные изменения — в некоторых случаях с годами ребёнок становится более красивым, а в некоторых — менее. Высказывание "как человек думает, таков он и есть" верно на физическом плане так же, как и на остальных, и если мысль всегда ясна и спокойна, лицо непременно это отразит.
Естественно, для продвинувшегося "я" все ранние стадии детства чрезмерно утомительны. Я помню, что покойный Т. Субба Роу горько жаловался на то время, когда он только принял новое тело. Он заявлял, что не мог заставить это детское тело спать более двадцати часов в день, как ему хотелось, и в оставшееся время ему приходилось ожидать рядом с ним, наблюдая, как оно дрыгается, слушать его заунывный лепет и терпеть, как его кормят безвкусными и тошнотворными кашками! Иногда человек действительно развитый принимает решение избежать всего этого, попросив кого-нибудь предоставить ему взрослое тело — это жертва, которую любой из его учеников всегда рад будет для него сделать.
Но у этого метода тоже есть недостатки. Как бы ни было утомительно детство, человек по меньшей мере может тогда сам вырастить для себя тело, являющееся его выражением настолько, насколько это возможно, и соответствующее всем его мельчайшим особенностям. Но принимающий взрослое тело обнаруживает, что оно уже полно своих собственных особенностей, которые наездили в нём глубокие колеи привычек, которые не могут быть легко изменены. Здесь не может не быть некоторой нестыковки, и требуется долгое время, чтобы синхронизировать его вибрации со своими. "Я", приходящее в воплощение, всегда должно приспосабливаться к новому набору условий, но рождаясь обычным образом, оно хотя бы может сделать это постепенно, по мере роста ребёнка. Принимающий же взрослое тело должен сразу приспособиться ко всему новому окружению, что зачастую оказывается весьма трудным делом. В данном случае он сохраняет старые астральное и ментальное тела, но они, естественно, соответствуют его прежнему физическому проводнику и должны быть приспособлены к новой форме. Опять же, будь эта форма детской, это можно было бы сделать постепенно, но если это форма взрослая, это нужно сделать незамедлительно, что означает немалое напряжение, которое определённо неприятно.
Рассмотрев множество случаев, я обнаружил, что у рядового человека наблюдается мало общего в облике в разных его жизнях, хотя мне были известны случаи как сильного сходства, так и огромных отличий. Поскольку физические тело в некоторой мере является выражением "я", а оно остаётся тем же самым, должны быть случаи, когда оно выражает себя в подобных формах, однако расовые, семейные и прочие характеристики обычно пересиливают эту тенденцию. Когда же индивидуальность столь продвинулась, что "я" и личность объединены, личность склонна нести на себе отпечаток черт прославленной формы в каузальном теле, которая сравнительно постоянна.
Когда человек стал адептом и его карма уже выработана, физическое тело становится наиболее близким, насколько это возможно, представлением этого тела славы. Потому Учителя остаются узнаваемыми на протяжении любого числа воплощений. Я заметил, что один из Учителей, сравнительно недавно достигший адептства, не совсем похож на остальных, имея несколько грубоватые черты лица, но уверен, что в следующем воплощении он будет выглядеть иначе. Я не ожидаю увидеть значительных отличий в телах Учителей, даже если они решат принять другие, и даже если эти тела будут другой расы. Я видел прототипы, показывающие, какими должны быть тела в седьмой расе — они будут превосходны по красоте.
Восславленная форма, находящаяся в каузальном теле — это приближение к архетипу, и по мере развития человека она становится к нему всё ближе. Человеческая форма представляется моделью для наивысшего развития в этой конкретной солнечной системе. Возможно, в других системах формы будут совершенно непохожи на неё — у нас нет насчёт этого никакой информации.
Мы ещё не знаем с какой-либо степенью уверенности те законы, что управляют способностью передать подробные знания об одной жизни в физический мозг, который будет в следующей. Те свидетельства, которыми мы сейчас располагаем, похоже, показывают, что детали обычно забываются, но общие принципы прежних знаний представляются новому уму самоочевидными. Многие из нас в этом воплощении, впервые прочитав книгу по теософии, восклицали: "это именно то, что я всегда чувствовал, но не знал, как передать в словах!". Во многих случаях в памяти, похоже, мало что остаётся, но как только человеку вновь представят прежнее учение, оно сразу же признаётся им как истинное. Г-жа Безант, будучи в прежней жизни Ипатией, несомненно должна была знать многое из этой философии, однако она не формулировалась ясно в её уме в ортодоксальный и вольнодумный периоды её нынешнего воплощения.
Если можно вообще хоть как-то полагаться на экзотерическую традицию, то даже сам Будда, который спустился с высших планов с определённым намерением принять рождение, чтобы помочь миру, не имел ясного представления о своей миссии, войдя в новое тело, и восстановил полное знание лишь после многолетних его поисков. Несомненно, он мог бы знать всё это с самого начала, если бы решил так, но его выбор был иным и он подверг себя тому, что выглядит, как общий жребий.
В этом случае возможно и другое объяснение. В теле, родившемся у царя Суддходханы и царицы Майи, Господь Будда в ранние годы не жил. Он мог действовать так же, как Христос — попросить одного из своих учеников позаботиться об этом теле, пока оно ему не понадобится, и войти в него уже в момент потери сознания после долгих аскез шестилетнего поиска истины. Если это так, то причина того, что принц Сиддхартха не знал всего того, что ранее знал Господь Будда — том, что это был не один и тот же человек. Но в любом случае мы можем быть уверены, что "я", которое и есть истинный человек, всегда знает всё, чему оно однажды научилось; однако оно не всегда может передать это впечатление мозгу без помощи намёка извне.
К счастью для наших учащихся, похоже, существует неизменное правило, что принявший оккультную истину в одной жизни обязательно соприкоснётся с ней и в следующей, и тем оживит свою спящую память. Я полагаю, можно сказать, что возможность восстановить эту истину — это карма того, что человек её принял и искренне старался жить согласно ей в предыдущем воплощении. Однако, весьма вероятно, что многое из того, что мы сейчас называем теософическими убеждениями, будет считаться общепризнанным знанием в те времена, когда мы снова вернёмся к работе на физическом плане, так что может быть, что мы будем обучены этому, как чему-то вполне обычному. Если так, то разница между уже изучавшими это в наше время и ещё не изучавшими будет в том, что первые воспримут это учение с энтузиазмом и будут делать быстрые успехи, в то время для других это будет значить не больше, чем сейчас значит наука для людей с совершенно чуждым ей складом ума. Так или иначе, пусть никто и на минуту не подумает, что преимущества от нашей учёбы и тяжёлых трудов могут быть когда-либо потеряны.