Раздел четвёртый

ВЫСШИЕ ПЛАНЫ



Нирвана

Часто говорят, что при окончательном завершении все индивидуальные души погружаются в Великую Душу, и изучающим иногда бывает трудно примирить это с другими утверждениями, которые, похоже, подразумевают, что в той или иной форме индивидуальность сохраняется даже на величайших высотах. Факт этот не относится к доступному нам опыту, и никакие идеи, которые мы сможем сформулировать здесь при помощи физического мозга, вообще не смогут выразить великолепной реальности нирваны и тех планов, что за её пределами. Мы так мало знаем об этой трансцендентальной славе, а то малое, что нам известно, нельзя выразить в адекватных словах. И слова о вливании индивидуальных душ в Великую Душу в некотором смысле всё же ведут к неверному пониманию. Каждая монада в основе своей — искра божественной триады, и она не может соединится с тем, частью чего уже является. Пожалуй, чтобы объяснить, что происходит, лучше сказать, что искра развивается в пламя, и всё больше и больше сознаёт единство с божественным, и таким образом логос всё больше и больше может через неё проявляться.

По меньшей мере я могу сказать вот что — вплоть до самого высшего уровня сознания, которого пока удавалось достичь кому-либо из наших учеников — включая то, что обычно называют нирваной — не обнаруживалось никакой потери индивидуальности, или способности думать, планировать и действовать. Задолго до этого имеет место полное исчезновение чувства отдельности, но это совсем другое дело. "Капля росы соскальзывает в сияющее море" — писал об этом блаженном состоянии сэр Эрвин Арнольд. Прошедшие через это самое удивительное из переживаний знают, что каким бы парадоксальным это ни казалось, ощущение в точности противоположное, и куда ближе передаёт это идея о том, что в каплю каким-то образом влился океан!

Это сознание, широкое, как море, "центр которого везде, а окружность нигде" — великий и блистательный факт; но когда человек достигает его, ему кажется, что его сознание вовсе и не было его собственным, а было лишь сиянием через него божественной силы, мудрости и любви, и этот поразительный факт он начинает осознавать лишь теперь. Истина в том, что то, что обычно разумеется под индивидуальностью — лишь иллюзия, и таковая никогда не существовала. Но всё самое лучшее и благородное, что было в этой идее, сохраняется и на стадии адепта, и за ней — даже в царстве великих планетных духов, поскольку они несомненно являются индивидуальностями, хотя и столь могущественными, что находятся за пределами наших способностей представления.

Хотя моя попытка заранее обречена на неудачу, позвольте мне попытаться дать вам хотя бы малейшее представление о том опыте, который некоторые из нас пережили в связи с этим возвышенным планом. Прежде чем мы сами, нашими собственными усилиями, смогли бы его коснуться, Учитель, руководствуясь некоторыми своими целями, охватил нас своей высшей аурой и через своё посредство дал нам возможность познать кое-что из великолепия нирваны.

Постарайтесь представить вселенную наполненной безмерным потоком живого света и из него состоящей, с силой жизни и блаженства в ней за пределами всякого описания, в сто тысяч раз превосходящей величайшее блаженство небес. Поначалу не ощущаешь ничего, кроме блаженства; не видишь ничего, кроме интенсивности света; но постепенно начинаешь осознавать, что даже в этом ослепительном свете есть более яркие места — как бы ядра, построенные из света, поскольку там нет ничего, кроме света. И всё же каким-то образом свет в них сияет ещё ярче и обретает новое качество, позволяющее ему восприниматься на других, низших планах, которые без этого бы оказались совершенно за пределами способности почувствовать эту лучезарность. Постепенно начинаешь сознавать, что эти дополнительные солнца и есть Великие — планетные духи, великие ангелы, божества кармы, будды, христы и учителя, и что через них свет и жизнь проистекают на низшие планы. Постепенно, понемногу, больше осваиваясь с этой поразительной реальностью, мы начинаем видеть, что и мы, да, даже мы, в более низком смысле, являемся фокусами в этой космической схеме, и что через нас тоже, на более низком уровне, свет и жизнь текут к тем, кто ещё дальше — не от него, поскольку все мы его части, и нигде нет ничего иного, — но от осознания его, его понимания и его переживания.

Если мы можем увидеть и уяснить хоть немного из этого великолепия, то можем в некоторой мере и отразить его к другим, кому посчастливилось меньше. Этот свет светит для каждого, и он — единственная реальность; и всё же люди своим невежеством и своими дурацкими действиями так отсекают себя, что не могут его видеть. Точно так же и солнце заливает весь мир светом, но люди всё же могут спрятаться в пещерах и подвалах, где свет не может быть виден. И так же как зеркало, правильно установленное у входа в такую пещеру или подвал, может позволить тем, кто внутри, воспользоваться, хотя бы в некоторой мере, преимуществами света, так и мы, когда видим свет, отражаем его для тех, кто поставил себя в такое положение, что не может воспринимать его непосредственно.

Никакие доступные нам слова не передадут и малейшего представления о подобном переживании, поскольку всё, с чем знакомы наши умы, исчезает ещё задолго до достижения этого уровня. Конечно же, и на этом уровне у духа есть некоторая оболочка, но описать её невозможно никакими словами. В некотором смысле кажется, что это как бы атом, а в другом — что это целый план. Каждый человек — это центр сознания, и потому должен занимать какое-то положение; могут сказать, что этот фокус в потоке жизни логоса должен быть в том или ином месте. И всё же чувствуешь, что ты — это весь план и можешь сфокусироваться где угодно, и где бы ни происходило излияние этой силы, там для неё и оболочка. И всё же человек ещё вполне ощущает себя, хотя он — гораздо больше, чем "я", и он может также различать и других. Он с полной уверенностью может узнать известных ему Великих, хотя скорее по инстинктивному чувству, чем по сходству с чем-либо ранее знакомым, но если он сфокусирует сознание на одном из них, то получит эффект человеческой формы, знакомой ему по аугоэйду, находящемуся двумя планами ниже.


Тройственный дух

Ясно, что все монады — это центры силы в логосе, и всё же у каждой есть собственная, ярковыраженная индивидуальность. У среднего человека монада находится лишь в малом соприкосновении с его "я" и низшей личностью, которые в некоторой мере являются её выражениями. С самого начала она знает, какова цель её эволюции и в общем представляет её ход, но пока та её часть, что выражает себя в "я", не достигнет довольно высокой стадии, она вряд ли сознаёт подробности тутошней жизни или проявляет к ним какой-то интерес. Похоже, что на этой стадии она не знакома и с другими монадами, а покоится в неописуемом блаженстве без всякого активного сознания окружающего. Однако, по мере эволюции, она полнее узнаёт материю более низкого плана, и наконец, полностью берёт её в свои руки. На этой стадии она знает и себя, и других, и её голос внутри нас становится Голосом Безмолвия. На разных стадиях этот голос для нас различен. Сейчас, для нас, находящихся в этом низшем сознании, это голос нашего "я"; когда мы отождествим себя с "я", это будет голос духа; когда мы достигнем духа, это будет голос монады; а когда в отдалённом будущем мы полностью отождествимся и с монадой, это уже будет голос логоса. Но в любом случае, прежде чем можно будет услышать голос высшего, нам нужно подчинить низшее и подняться над ним.

Монада постоянно обитает на втором плане природы, монадическом, а спускаясь на третий, план нирваны, проявляет себя в виде тройственного духа. Этот тройственный дух — отражение, или, вернее, выражение логоса, проявляющегося в нашем ряде планов. Первое проявление логоса на высшем из наших планов также тройственно. В первом из трёх своих аспектов он не проявляется ни на каком плане, кроме высшего. Во втором аспекте он спускается на второй план и создаёт вокруг себя одеяние из его материи, таким образом создавая совершенно особое своё выражение. В третьем аспекте он спускается на верхнюю часть третьего плана, и собирает вокруг себя материю этого уровня, тем создавая себе третье проявление. Это и есть "три лица Бога", о которых учит нас христианство, говоря в символе веры Афанасия, что мы должны поклоняться "одному Богу в троице и троице в одном, не смешивая эти лица, но и не разделяя их по сути". То есть, никогда не путая работу и функции этих трёх отдельных проявлений, каждое из которых происходит на своём плане, мы всё же ни на мгновение не должны забывать о вечном единстве той сути, что стоит за всеми ими на том высшем плане, где все три едины.

Точное повторение этого процесса имеет место и в случае человека, который поистине создан по образу божию. На третьем плане дух тройственен, и первое из его проявлений ниже этого уровня не спускается. Второе проявление спускается на одну ступень, то есть на четвёртый план, и облекается в его материю; и тогда мы называем это буддхи. Как и в предыдущем случае, третий аспект спускается уже на два плана, и заключает себя в материю высшего уровня ментального плана, и это мы называем манасом. Эту-то троицу, атма-буддхи-манас, проявляющуюся в каузальном теле, мы и назывем эго или "я".

Никогда не забывайте, что "я" — это не только манас, но духовная триада. На нынешней стадии эволюции оно покоится в каузальном теле на высших уровнях ментального плана, но по мере его дальнейшего движения его сознание будет сосредоточено на буддхическом плане, а далее, по достижении адептства, на нирваническом. Но не следует полагать, что при этом дальнейшем развитии манас будет утерян. Когда "я" выйдет на буддхический план, оно возьмёт с собой и манас, выведя его в то выражение манаса на буддхическом плане, которое существовало всегда, но не было до сих пор вполне оживлено. Аналогично, когда оно выведет себя на нирванический план, манас и буддхи будут существовать в нём в столь же полной мере, как и всегда, так что тройственный дух уже на собственном плане окажется в полном проявлении, во всех своих трёх аспектах. Потому на самом деле дух семеричен, ведь он тройственен на своём собственном плане, двойственен на буддхическом и единичен на ментальном, а единство, являющееся его синтезом, даёт семь. И хотя он удаляется снова в высшее, он сохраняет определённость низшего.

Вероятно, это имела в виду Е. П. Блаватская, говоря об аурическом яйце, но она окружила эту идею большой тайной, так что похоже, что она была связана каким-то обетом и не могла писать об этом свободно. Она никогда не говорила о тройственном духе ясно, но, очевидно, старалась передать идею, прямо не выражая её, ведь она делала упор на том, что как астральный план можно считать отражением буддхического, так и о физическом можно сказать, что это отражение нирванического, и ещё больше она подчёркивала тот факт, что на физическом плане у человека как бы три тела или проводника, и чтобы всё сходилось, делила физическое тело человека на две части, плотную и эфирную, добавляя в качестве третьего принципа текущую через них жизненность (прану). Но поскольку эта жизненность есть на всех планах, и из неё можно прекрасно сделать дополнительные принципы и на астральном, и на ментальном плане, точно так же как и на физическом, то мне представляется, что у Блаватской были особые причины для такого особенного деления, и возможно, это было желание указать на тройственный дух, прямо его не упоминая. Г-жа Безант, кажется, говорила, что говоря об аурическом яйце Блаватская имела в виду четыре постоянных атома, обёрнутые в материю нирванического плана.


Буддхическое сознание

Человек эгоистичный не может функционировать на буддхическом плане; ведь сама суть этого плана — сопереживание и полное понимание, что исключает эгоизм. Человек не может развить буддхическое тело, пока не покорил низшие планы. Между астральным и буддхическим есть тесная связь, ведь первое некоторым образом является отражением второго, но из этого не следует полагать, что не развив промежуточных проводников, человек может перепрыгнуть из астрального сознания в буддхическое.

Конечно же, на высших уровнях буддхического плана человек становится един со всеми другими людьми, но мы не должны из-за этого считать, что его чувства ко всем будут одинаковыми. Относиться ко всем совершенно одинаково у нас нет причин, так почему же мы должны это делать? Даже у Господа Будды был любимый ученик, Ананда, даже Христос считал св. Иоанна особо возлюбленным. Верно, что когда-нибудь мы станем любить каждого так, как сейчас любим самых дорогих и близких, но их тогда мы полюбим такой любовью, о которой сейчас не имеем никакого представления. Буддхическое сознание включает сознания многих других, так что вы сможете спуститься в другого человека и почувствовать так, как он, глядя на него изнутри, а не снаружи. Тогда вы не будете отшатываться даже от злодея, потому что признаете его частью себя — слабой частью. Вы захотите помочь ему, влив силу в эту слабую свою часть. Что требуется — так это действительно так относиться и так поступать, а не просто говорить об этом или смутно думать; и способность эту приобрести нелегко.

Для каждого "я" вовсе необязательно проходить через каждый опыт, поскольку когда вы подниметесь на уровень буддхи, то сможете приобретать опыт других — даже тех, кто противостоял прогрессу. Мы будем чувствовать посредством симпатии. Мы могли бы удалиться, если бы не хотели помочь страдающему, но мы должны выбрать это переживание, потому что хотим помось. На буддхическом плане мы оборачиваем человека своим сознанием, и хотя он ничего не знает о таком обёртывании, это в некоторой мере облегчает его страдания. По всей вероятности, у всех нас был опыт большинства переживаний низших стадий человеческого развития. Адепт обязательно хотел бы удалить или ослабить страдания, но можно легко представить случай, когда польза, производимая ими, намного перевешивает нынешнюю боль, и вмешательство тут было бы не добротой, а жестокостью. Он видит целое, а не только часть. Его сострадание может быть глубже, чем наше, но он не станет выражать его в действии, за исключением тех случаев, когда действие действительно полезно.


Сферы*

Во всякой диаграмме, представляющей различные планы, мы чертим их лежащими один над другим подобно полкам книжного шкафа. Но затем, объясняя эту диаграмму, мы всегда прибавляем, что её не нужно принимать буквально, так как все планы взаимно проникают друг друга и все находятся вокруг нас везде и во всякое время. Это вполне верно, но в известном смысле также правильно и представление о расположении в виде полок. Возможно, уместна аналогия с положением дел, обнаруживаемым нами на поверхности физической земли. Для практических целей мы можем считать, что твёрдая материя существует только у нас под ногами, как самый низший слой физической материи, хотя, конечно же, многие миллионы её частиц также плавают в воздухе над нашими головами.

__________
* Перевод В. Лалетина под редакцией К. Зайцева.

Мы можем также сказать, грубо говоря, что жидкая материя земли (преимущественно вода) находится на поверхности твёрдой материи, хотя опять-таки верно и то, что большое количество воды проникает толщу земли и что миллионы тонн воды поднимаются над поверхностью земли в виде облаков. И всё же, основное количество жидкой материи земли находится на её поверхности в виде океанов, морей, рек и озёр. Точно так же и газообразная материя нашей земли (преимущественно атмосфера) находится на поверхности воды и твёрдой почвы, простираясь гораздо дальше в пространстве, чем жидкая и плотная.

Все три состояния материи существуют на поверхности земли, где мы живём, но вода в форме облаков поднимается от поверхности земли гораздо дальше, чем обыкновенная пыль; точно так же и воздух, хотя и проникающий собой оба других элемента, распространяется ещё далее в мировой пространство. Это очень недурная аналогия для объяснения, как располагается материя высших планов.

То, что мы называем астральным планом, может также рассматриваться как астральное тело земли. Конечно же он существует вокруг нас и проникает твёрдую почву под нашими ногами, но он также простирается очень далеко над нашими головами, так что мы можем представлять его как огромный шар астральной материи с физической землёй в центре его — вроде того, как физическое тело человека находится в овальной форме, наполненной астральной материей, с той только разницей, что пропорциональный размер астрального тела земли бесконечно больше, чем в случае с человеком. Но совершенно так же, как у человека наиболее плотное скопление астральной материи находится в пределах периферии физического тела, так и в случае с землёй б`ольшая часть её астральной материи собрана в пределах физической сферы.

Тем не менее, часть астральной сферы, выходящая за физическую, так велика, что в среднем достигает лунной орбиты, так что астральные планы двух этих миров соприкасаются во время полнолуния и снова расходятся, когда месяц в ущербе. Из этого следует, что в некоторое время каждого месяца астральное сообщение с луной возможно, а в другое — нет.

Мне был известен случай, когда один умерший достиг луны, но не мог затем вернуться. Это произошло по той причине, что непрерывность астральной материи изменила ему — произошёл космический отлив, и ему пришлось ждать, пока сообщение не восстановилось с приближением спутника к земле.

Размер ментального плана нашей земли по отношению к астральному приблизительно таков же, как размер астрального по отношению к физическому плану. Это — также огромный шар, концентрический по отношению к остальным двум, взаимопроникающий и астральный, и физический, но простирающийся намного дальше от центра, чем астральный шар. Из этого видно, что хотя материя всех планов вместе существует вокруг нас, есть также и некоторая доля правды в сравнении с полками, ибо далеко за пределами физической атмосферы существует значительная оболочка, состоящая лишь из астральной и ментальной материи, а вне её — ещё одна, состоящая только из ментальной материи.

Когда же мы достигаем буддхического плана, распространение его столь велико, что буддхические сферы различных планет нашей цепи встречаются друг с другом, так что есть лишь один буддхический проводник для всей цепи, что означает, что на буддхическом уровне возможно переходить с одной из этих планет на другие. Я предполагаю, что когда подобное же исследование будет применено и к нирваническому плану, материя этого плана окажется распространённой настолько дальше, что включит в себя и другие планетные цепи — возможно, всю солнечную систему.

Всё это верно, и всё же не передаёт точной идеи об истинном положении вещей по причине того факта, что наш ум может схватывать только три измерения, тогда как в действительности их гораздо больше, и по мере того, как наше сознание поднимается с плана на план, каждый новый шаг открывает перед нами возможность понимания ещё одного из этих измерений. Из-за нашего трёхмерного сознания так затруднительно точное описание состояния тех, кто перешёл из физической жизни на другие планы. Некоторые из них имеют склонность слоняться вокруг своих земных домов, чтобы сохранить соприкосновение с друзьями своей физической жизни и знакомыми местами, и огромное большинство обитателей астрального плана проводят свою жизнь сравнительно близко к поверхности физической земли; но по мере их удаления в себя, когда их сознание касается высших типов материи, они находят более лёгким и естественным воспарить от поверхности в те области, где меньше беспокоящих потоков. Я однажды встретился со случаем, когда на спиритических сеансах умерший сообщил моему другу, что часто обнаруживал себя на высоте около пятисот миль над землёй. В этом случае задававший вопросы был опытен в оккультизме, и потому хорошо знал, как руководить исследованиями своего друга, находящегося по ту сторону, и толковать его заявления.

Средний человек, переходя в небесный мир, склонен витать на значительном расстоянии от поверхности Земли, хотя есть и такие, что притягиваются к нашему уровню. И всё же, говоря в общем, об обитателях небесного мира можно думать, как о живущих в сфере, кольце, или зоне вокруг земли. То, что спиритуалисты называют "страной лета", простирается на много миль над нашими головами, и так как люди той же расы и той же религии склонны держаться вместе и после смерти, как они делали это и при жизни, то получается нечто вроде целой сети различных "стран лета" над странами, к которым принадлежали люди, создавшие их.

Люди находят свой собственный уровень на астральном плане во многом таким же образом, как предметы, плавающие в океане. Это не значит, что они не могут подниматься и падать по своей воле; но если они не прилагают особого усилия, то приходят к своему уровню и остаются там. Астральная материя притягивается к центру земли так же, как и физическая материя; та и другая подчиняются тем же общим законам. Можно принять, что шестой подплан астрального отчасти совпадает с поверхностью земли, тогда как самый низший или седьмой проникает на некоторое расстояние внутрь её.

Условия внутренности нашей земли нелегко описать. В ней существуют обширные пустоты, и их населяют целые расы, но они не принадлежат к нашей эволюции. Одна из таких эволюций, находящаяся на гораздо более низком уровне, чем любая из существующих на земной поверхности рас, в некоторой мере описана в одной из наших статей в журнале "Теософист" (Семнадцатая жизнь в "Жизнях Алкиона"), другая — ближе к нашему уровню, хотя всё же резко отличается от всего известного нам.

По мере приближения к центру Земли материя обнаруживается в состоянии, очень трудно понимаемом не видевшим его; это состояние несравненно более плотное, чем самый плотный из известных нам металлов, и всё же почти столь же текучее, как вода. Но внутри неё есть нечто ещё более плотное. Такая материя слишком плотна для какой-либо известной нам формы жизни, и тем не менее, она связана со своей особой эволюцией.

Ужасающие давления, существующие там, используются Третьим Логосом для производства новых элементов; фактически центральные части Земли могут быть с полным правом рассматриваемы, как его лаборатория, ведь там достижимы температуры и давления, о каких здесь, на поверхности земли, мы не имеем никакого представления. Именно там, под его управлением, команды дэв и духов природы особого типа сочетают и разъединяют, располагают и перемещают первичные физические атомы, работая по изумительной двойной спирали, которая получила свой символ в "лемнискатах" сэра Уильяма Крукса. Из этой же центральной точки Земли, как это ни кажется невероятно для нас, имеется прямая связь с сердцем Солнца; так что элементы, возникающие там, появляются в центре Земли, не проходя через то, что мы называем поверхностью, но об этом бесполезно говорить, пока не станут более понятными высшие измерения пространства.

Как и в случае с физической материей, наиболее плотная астральная материя слишком плотна для обыкновенных форм астральной жизни; но и она складывается в такие необычайные формы, которые остаются совершенно неизвестными для изучающих поверхность астрального плана.

Исследуя внутренность Земли, мы не нашли в ней центральной шахты, идущей от полюса до полюса, как это было описано некоторыми медиумами; точно так же мы не нашли концентрических сфер, покоящихся на пластах из пара. В то же самое время там существуют известные силы, действующие через концентрические слои, и нетрудно уловить, какого рода естественные явления могли бы ввести в заблуждение медиумов, сделавших это заявление.

Нет сомнения, что подобно атмосферному давлению существует и сила эфирного давления и она может быть использована человеком, как только он откроет какой-либо материал, непроницаемый для эфира. Такое же давление существует и в астральном мире. Как самый обыкновенный пример такого давления можно привести то, что происходит с человеком, когда он покидает своё физическое тело во сне или в момент смерти.

Когда астральное тело выводится из физического, мы не должны полагать, что покинутое физическое тело остаётся без астральной составляющей. Давление окружающей астральной материи — а это по сути действие силы тяготения на астральном плане — тотчас же принуждает другую астральную материю войти в это астрально пустое пространство; это происходит совершенно так, как если бы, создав вихрь, мы извлекли воздух из комнаты и другой воздух моментально устремился бы туда из окружающей атмосферы. Но эта астральная материя будет с любопытной точностью соответствовать той физической материи, в которую она проникает. Каждая разновидность физической материи притягивает астральную материю соответствующей плотности, так что твёрдая физическая материя проникнута той разновидностью, которую можно назвать "твёрдой" астральной материей, то есть материей низшего астрального подплана; между тем как жидкая физическая материя проникнута материей следующего астрального подплана — астральной жидкостью; а физический газ в свою очередь притягивает соответствующую ему материю третьего снизу астрального подплана, которая может быть названа астральным газом.

Возьмём случай со стаканом воды. Сам стакан (будучи твёрдой материей) проникнут астральной материей низшего подплана; вода в стакане (будучи жидкой) проникнута астральной материей второго подплана, считая снизу вверх; тогда как воздух, окружающий оба (будучи газообразным) проникнут астральной материей третьего снизу подплана.

Нам следует также осознать, что точно так же, как всё это — стакан, вода и воздух — проникнуто физическим эфиром, так и их астральные соответствия проникнуты теми видами астральной материи, которые соответствуют различным типам эфира. Таким образом, когда человек выделяет своё астральное тело из физического, в последнее врываются все три типа астральной материи, так как оно состоит из твёрдых, жидких и газообразных составных частей. Конечно же, в физическом теле есть и эфирная материя, так что в нём должна быть и соответствующая астральная материя высших подпланов.

Временная астральная составляющая, образующаяся во время отсутствия настоящего астрального тела, есть, таким образом, точное его подобие, насколько это касается порядка расположения частиц, но не имеет настоящей связи с физическим телом и никогда не могла бы служить в качестве проводника. Она построена из любой астральной материи того же вида, какая окажется под рукой; это лишь случайное стечение атомов, и когда настоящее астральное тело возвращается, оно вытесняет эту другую астральную материю без малейшего сопротивления. Это одно из оснований для проявления крайней заботливости к обстановке, в которой мы спим, ведь если это окружение дурно, астральная материя самого нежелательного типа может наполнить наше физическое тело, когда мы удалимся от него, и оставить после себя влияние, которое не может не подействовать дурно на истинного человека, когда он вернётся. Это немедленное вторжение астральной материи, когда тело покидается, указывает на существование астрального давления.

То же самое бывает, когда человек окончательно покидает своё физическое тело в момент смерти; но то, что он покидает, уже более не проводник, а труп — не тело в настоящем смысле слова, но лишь простое скопище разлагающихся материалов в форме тела. И как больше нельзя называть это скопище телом, так же нельзя называть наполняющую его астральную материю подлинным его двойником, в обыкновенном смысле слова. Возьмём разъясняющую, хотя и несовершенную, аналогию. Когда цилиндр паровой машины наполнен паром, мы можем рассматривать пар как живую силу внутри цилиндра, заставляющую машину двигаться. Но когда машина остыла и стоит в покое, цилиндр не должен быть непременно пустым; он может быть наполнен воздухом, однако этот воздух не есть присущая машине живая сила, хотя занимает то же место, которое занимал и пар.

Астральная материя никогда не бывает тверда в буквальном смысле слова — твёрдость её относительна. Вы знаете, что средневековые алхимики символизировали астральную материю водой, и одним из оснований для этого была её текучесть и проницаемость. Хотя и верно, что двойники всех твёрдых физических предметов состоят всегда из материи низшего астрального подплана, который мы для удобства называем твёрдой астральной материей, мы не должны наделять её качествами, свойственными твёрдой материи на физическом плане. Частицы наиболее плотной астральной материи отстоят — по отношению к своему объёму — дальше одни от других, чем даже газовые частицы; так что для двух самых плотных астральных тел легче пройти одно сквозь другое, чем для самого лёгкого физического газа — рассеяться в воздухе.

На астральном плане нет ощущения прыжка через пропасть, но просто чувство парения над нею. Если вы стоите на земле, часть вашего астрального тела проникает почву под вашими ногами, но посредством астрального тела вы не осознаете этого факта, оно не испытывает ничего, соответствующего ощущению твёрдости, или какой-нибудь перемены в вашей способности к передвижению. Помните, что на астральном плане нет чувства осязания, соответствующего этому чувству на физическом плане. Там не осязается поверхность чего-либо так, чтобы она казалась твёрдой или мягкой, шероховатой или гладкой, горячей или холодной; но при соприкосновении с взаимно проникающей субстанцией начинаешь сознавать вибрации различных частот, которые могут быть приятными или неприятными, возбуждающими или угнетающими. Когда просыпаясь утром, мы вспоминаем нечто, соответствующее нашему обыкновенному чувству осязания, это происходит оттого, что воспоминания проходят через мозг, а он приспособляет к астральным ощущениям те способы выражения, к которым мы привыкли.

Хотя свет на всех планах исходит от солнца, эффект, производимый им на астральном плане, вовсе не тот, что на физическом. В астральном мире существует рассеянное свечение, не идущее, очевидно, из какого-то определённого источника. Вся астральная материя светится сама по себе, и астральное тело не похоже на окрашенный предмет, а скорее на сферу живого огня. Она также прозрачна и не отбрасывает тени. В астральном мире никогда не бывает темно. Прохождение физического облака между нами и солнцем не оказывает никакого влияния на астральный план, как конечно же и земная тень, которую мы называем ночью.

Невидимый помощник не прошёл бы через гору, если бы подумал о ней, как о препятствии; проникнуться уверенностью, что она не составляет препятствия, есть частичная задача испытания, называемого "испытанием землёй". На астральном плане не может быть несчастного случая в нашем смысле слова, ибо астральное тело, будучи флюидическим, не может быть разрушено или непоправимо повреждено, как это может случиться с физическим телом. Взрыв на астральном плане временно может быть настолько же разрушительным, как и взрыв пороха на физическом плане, но вслед за тем разъединённые астральные частицы быстро соединяются снова по прежнему.

Люди на астральном плане могут проходить и походят очень часто один сквозь другого и сквозь неподвижные астральные предметы. Помните, что на астральном плане материя несравненно более текуча и имеет куда менее плотное скопление. Там не может быть ничего похожего на то, что мы зовём столкновением, и при обычных обстоятельствах два проницающих друг друга тела могут не оказать никакого заметного влияния одно на другое. Если же, однако, взаимопроникание продолжится некоторое время, как например, когда двое людей сидят бок о бок во время службы в церкви или представления в театре, тогда может произойти значительное взаимодействие.

Есть много токов, которые стремятся увлечь людей с недостаточной волей, и даже тех, кто имеет волю, но не знает, как использовать её. Во время физической жизни материя наших астральных тел находится в постоянном движении, тогда как после смерти — если только воля не воспрепятствует тому — она располагается концентрическими оболочками, причём самая грубая материя образует как бы кору на внешней поверхности. Если человек желает служить на астральном плане, это разделение на концентрические оболочки нужно предотвратить, ведь те, чьи астральные тела подверглись такому перераспределению, теряют свободу передвижения по всем подпланам астрального мира. Если такая перестановка уже произошла, первое, чем можно помочь новому помощнику — разрушить это состояние и сделать его свободным на протяжении всего астрального плана. Для тех, кто действует на астральном плане в качестве невидимых помощников, нет разделения на различные уровни — всё едино.

В Индии идея служения на астральном плане менее распространена, чем на западе — там идея служения Богу, чтобы достичь освобождения, более популярна, чем служение ближнему.

Атмосферные и климатические условия практически не вносят никакого различия в работу на астральном и ментальном планах. Но пребывание в астральной области большого города даёт себя сильно чувствовать из-за массовых скоплений мыслеформ. Для некоторых психистов, работающих на астральном плане, благоприятнее всего температура около 26°C, тогда как другие работают лучше всего при более низкой температуре.

В случае необходимости оккультная работа может выполняться везде, но некоторые места предоставляют больше возможностей, чем другие. Например, Калифорния имеет очень сухой климат с большим количеством электричества в воздухе, которое благоприятно для развития ясновидения. Здесь, в Адьяре, для наших мыслеформ не создаётся сопротивления, поскольку все мы думаем более или менее в одном и том же направлении. Но мы должны помнить, что всегда может быть сопротивление со стороны человека, которому мы посылаем мысли помощи, ибо некоторым людям удаётся в течение земной жизни построить вокруг себя такие плотные заграждения самости, что сквозь них нельзя проникнуть даже тогда, когда сильно желаешь сделать им добро.


дальше
к оглавлению