(Рак, 21 июня — 21 июля)
Великий Председательствующий в Совещательной Палате Господа обратился к Учителю, стоящему рядом:
— Где сын человеческий, который есть Сын Божий? Как он продвигается? Как проходит он испытания и каким служением теперь занят?
Учитель ответил, обратив глаза на сына человеческого, который есть Сын Божий:
— Теперь он ничем не занят, о Великий Председательствующий. Третье из великих испытаний такому ученику, как он, дало много пищи для размышлений. Он вспоминает и обдумывает.
— Подготовь для него испытание, которое потребует от него самого мудрого выбора. Пошли его работать в той области, где он должен будет выбрать из множества голосов тот, который вызовет в его сердце желание послушаться. Подготовь также испытание, очень простое на внешнем плане, но которое, тем не менее, пробудит всю его мудрость на внутренней стороне жизни, а также умение правильно выбирать. Пусть переходит к четвертому испытанию.
Перед четвертыми великими Вратами стоял Геракл, сын человеческий и всё же Сын Божий. Сначала тишина была глубока. Он не произнес ни одного слова, не издал ни одного звука. За Вратами простирался прекрасный пейзаж, а на далеком горизонте высился храм Господа, святилище Бога-Солнца, со сверкающими зубчатыми стенами. На холме поблизости стояла изящная молодая лань. И Геракл, сын человеческий, но при этом Сын Божий, наблюдал и прислушивался, и слушая, услышал голос. Голос исходил из яркого круга Луны, который был домом Артемиды. И прекрасная Артемида сказала слова предостережения сыну человеческому.
— Лань моя, не тронь её, — сказала она. — Целые века я растила ее и заботилась о ней. Лань моя, и моей она должна остаться.
Затем показалась Диана, небесная охотница, дочь Солнца. Обутая в сандалии, она прыгнула к лани и тоже заявила о своих правах.
— Это не так, — сказала она. — Артемида, прекраснейшая из дев, лань моя, и моей должна остаться. Златорогая лань моя, не твоя, и моей она останется.
Геракл, стоящий между столпов Врат, слышал этот спор и очень удивлялся, что две девы так ссорились из-за лани. Но вот еще один голос достиг его слуха, властно сказав:
— Лань не принадлежит ни одной из дев, о Геракл, но только Богу, чье святилище ты видишь на далекой горе. Пойди освободи её, доставь в безопасность святилища и оставь там. Это просто сделать, о сын человеческий; тем не менее, будучи Сыном Божьим (подумай об этом!), ты можешь найти и поймать эту лань. Ступай.
Геракл устремился через четвертые Врата, оставив позади множество полученных даров, и необременённый, приступил к ожидавшей его стремительной погоне. Ссорящиеся девы наблюдали издали. Прекрасная Артемида, наклонившись с Луны, и Диана, прелестная охотница в лесах Бога, следили за движением лани; и при малейшей возможности каждая отвлекала Геракла, пытаясь помешать его усилиям. С места на место гнал он лань, и обе девы хитро и тонко вновь и вновь обманывали его.
В течение целого года сын человеческий, который есть Сын Божий, следовал за ланью; иногда ему удавалось мельком увидеть ее силуэт, но он лишь убеждался, что она опять скрылась в чаще лесов. С холма на холм, из рощи в рощу преследовал он лань, пока около тихого пруда не увидел ее, спящую на траве, по которой ещё никто не ходил, уставшую от долгого бега.
Неслышно подкравшись поближе, он выстрелил из лука и ранил лань в ногу. Сдерживая волнение силой всей своей воли, он подкрался ближе, однако лань не двигалась. Тогда он подошел еще ближе и обхватил её руками, прижав к своему сердцу. Артемида и Диана смотрели на него.
— Поиск окончен! — громко крикнул он. — Я углубился в тьму севера, но лани не нашел. Я пробирался в глубокие темные леса, но лани не нашел. Через дикие равнины и безводные пустыни я гнался вслед за ланью, но не нашел ее. Каждый раз меня с пути сбивали девы, но я упорствовал, и теперь лань моя! Лань моя!
— Не так, Геракл, — донесся до его слуха голос того, кто стоит близко к Великому Председательствующему в Совещательной Палате Господа. — Лань принадлежит не сыну человеческому, даже пусть он и Сын Божий. Отнеси лань к тому далекому святилищу, где пребывают Сыны Бога, и оставь её там у них.
— Почему так, о мудрый Учитель? Лань моя, я заслужил её долгим поиском и странствиями, она моя еще и потому, что я наконец держу ее у своего сердца.
— Но разве ты не Сын Божий, пусть и сын человеческий? И разве святилище также не твоя обитель? Разве ты не разделяешь жизнь всех тех, кто пребывающих там? Отнеси священную лань в святилище Бога и оставь её там, о Сын Божий.
Тогда Геракл отнес лань в святилище в Микенах и, дойдя с ней до центра святого места, там положил её. И когда он положил ее пред Господом, то заметил на ее ноге рану, сделанную стрелой из его лука. Лань принадлежала ему по праву поиска. Лань принадлежала ему по праву искусства и точности его руки.
— Лань даже дважды моя, — сказал он.
Но Артемида, стоящая на наружном дворе этого святейшего места, услышала этот громкий крик победы и сказала:
— Нет. Лань моя и всегда была моей. Я видела, как её форма отражается в воде, я слышала её топот по дорогам земли, я знаю, что лань моя, так как каждая форма моя.
Но Бог-Солнце заговорил из святого места:
— Лань моя, а не твоя, о Артемида! Ее дух извечно со мной, здесь, в центре этого святилища. Ты не можешь войти сюда, о Артемида, но знай, что я говорю правду. Диана, прекрасная охотница Господа, может войти на миг и рассказать тебе, что видит.
В святилище на один краткий миг прошла охотница Господа и увидела ту форму, что была ланью, лежащую у алтаря, как мертвая, и горестно сказала:
— Но если Дух остается с тобой, о великий Аполлон, благородный сын Божий, то знай, что лань мертва. Лань убита человеком, сыном человеческим, пусть он и Сын Божий. Почему он может войти в святилище, а мы должны ждать лань снаружи?
— Потому что он принес лань в своих руках, у своего сердца, и в святом месте лань найдет отдых, как и человек. Все люди мои. Лань тоже моя — не ваша, не человека, а моя.
Вернувшись после испытания, Геракл опять прошел через Врата и нашел путь обратно, к Учителю своей жизни.
— Я выполнил задание, данное Великим Председательствующим. Оно было простым, если не считать продолжительности и утомительности поиска. Я не слушал тех, кто заявлял о своих правах, и не ошибался на Пути. Лань уже в святом месте, близко к Сердцу Бога и также, в час нужды, близко к моему сердцу.
— Иди взгляни еще раз, о Геракл, сын мой, за столпы Врат. И Геракл повиновался. За Вратами простирался прекрасный вид, на далеком горизонте возвышался храм Бога-Солнца со сверкающими зубчатыми стенами, а на холме поблизости стояла изящная лань.
— Выполнил ли я задание, о мудрый Учитель? Лань опять на холме, где я видел её и раньше.
И из Совещательной Палаты Господа, где сидит Великий Председательствующий, раздался голос:
— Снова и снова должны все сыны человеческие, которые суть Сыны Бога, искать златорогую лань и относить её в святое место, снова и снова.
Затем Учитель сказал сыну человеческому, который есть Сын Божий:
— Четвертый подвиг совершен, и, исходя из природы испытания и из природы лани, поиск должен повторяться. Не забывай этого и обдумай полученный урок.
Тибетец
Рак — последний из тех четырёх знаков, которые мы можем назвать подготовительными, когда рассматриваем инволюцию души в материю, или эволюцию стремящегося, который борется за переход из человеческого в духовное царство. Овладев способностью ума в Овне и желанием в Тельце, а в Близнецах придя к осознанию своей сущностной двойственности, воплощающееся человеческое существо входит в человеческое царство через рождение в Раке.
Рак — это знак множества, массы; исходящие из него влияния приводят, как считают многие эзотеристы, к формированию человечества, расы, нации и семейной единицы. Когда речь идет о стремящемся, дело обстоит несколько иначе, потому что в этих упомянутых нами знаках он готовит свое снаряжение и учится его использовать. В Овне он овладевает своим умом и старается поставить его на службу своим нуждам, обучаясь умственному контролю. В Тельце, "матери озарения", он получает первую вспышку того духовного света, который будет постепенно становиться всё ярче по мере приближения стремящегося к цели. В Близнецах он не только оценивает два аспекта своей природы, но бессмертный аспект начинает возрастать за счет смертного.
Теперь, в Раке, он получает первое касание более всеобщего чувства, которое является высшим аспектом массового сознания. Таким образом, оснащенный управляемым умом, способностью замечать озарения, умением контактировать со своим бессмертным аспектом и интуитивно распознавать царство духа, он уже готов к более значительной работе.
В следующих четырех знаках, которые мы можем рассматривать как знаки борьбы за определенные достижения на физическом плане, для нас запечатлена великая битва, посредством которой самосознательный индивидуум, выделившись из массы в Раке, узнаёт себя индивидуумом во Льве, потенциальным Христом в Деве, стремящимся, пытающимся уравновесить пары противоположностей, в Весах и тем, кто побеждает иллюзию, в Скорпионе. Это четыре знака кризиса и огромных усилий. Всё озарение, интуиция и сила души, на которые способен Геракл как стремящийся, используются в них до самой крайности. Они имеют свое отражение также на инволюционной дуге, где можно проследить ту же последовательность раскрытия. Душа обретает индивидуальность во Льве, пестует идеи и и потенциальные возможности в Деве, резко бросается из одной крайности в другую в Весах и подвергается дисциплинирующему воздействию мира иллюзий и форм в Скорпионе.
Последние четыре знака — знаки достижения. Стремящийся уже вырвался из мира наваждения и формы, и в своем сознании он свободен от их ограничений. Теперь он может быть лучником в Стрельце, идущим прямо к своей цели, теперь он может быть в Козероге козлом, взбирающимся на гору посвящения, теперь он может быть мировым работником в Водолее и Спасителем мира в Рыбах. Он может уже подвести итоги всему тому, что обрел в подготовительный период и завоевал в яростных схватках предыдущих четырех знаков, чтобы в этих последних знаках продемонстрировать свои достижения и развитые способности.
Это краткое подведение итогов воздействия всех знаков на Геракла сможет дать некоторое представление и о чудесной целостности картины, и о неуклонном продвижении к цели, и о направляемом раскрытии различных сил, которые тонко играют свои роли, обеспечивая перемены в жизни человека.
Три слова характеризуют объективную самоосведомлённость, или сознательный аспект развивающегося человеческого существа: инстинкт, интеллект и интуиция. Знак, который мы сейчас изучаем — это преимущественно знак инстинкта; но высшим выражением инстинкта является интуиция. Точно так же как материя должна быть вознесена в небеса, так и инстинкт должен быть поднят, и когда он таким образом превзойдён и трансмутирован, он проявляется уже в качестве интуиции (которую символизирует лань). Промежуточная стадия есть стадия интеллекта. Важнейшая задача Геракла теперь — развивать свою интуицию и овладеть тем умением мгновенно распознавать истину и реальность, которое является высокой прерогативой и могущественным фактором в жизни освобожденного Сына Бога.
Таким образом, Эврисфей посылает Геракла поймать Керинейскую златорогую лань (по-английски "hind"). Слово "hind" происходит от старого готского слова, означающего "то, что нужно схватить", другими словами, то, что ускользает и что трудно удержать. Эта лань была посвящена Артемиде, богине Луны, но Диана, небесная охотница, дочь Солнца, тоже предъявляла на нее свои права, что привело к спору о том, кому принадлежит лань. Геракл подчинился требованию Эврисфея и отправился ловить благородную лань. Он гонялся за ней целый год, бродя по лесам, иногда замечая, как она промелькнула вдалеке, а затем опять теряя из виду. Проходил месяц за месяцем, но Геракл никак не мог поймать и удержать лань. Наконец его усилия увенчались успехом, он схватил лань, перекинул через плечо, "прижал её к своему сердцу" и отнес в священный храм в Микенах, где положил её перед алтарем в святилище. Затем он отступил, довольный своим успехом.
Это один из самых коротких рассказов, но хотя говорится здесь очень мало, этот подвиг, если хорошо поразмыслить, один из наиболее глубоких, представляющих выдающийся интерес, и его урок необычайно важен. Стремящийся не добьется успеха, пока не преобразует свой инстинкт в интуицию, не может он и правильно использовать интеллект, пока интуиция не вступит в игру, расширяя интеллект и принося осознание. Инстинкт должен быть подчинен им обоим.
Рак называется также Крабом; греки считали, что это был краб, посланный Герой, чтобы укусить Геракла за ногу. (Ещё раз мы встречаем этот символ в уязвимой "ахиллесовой пяте"). Это интересный способ выразить трудности процесса воплощения и проиллюстрировать ограничения, стесняющие душу в её путешествии по пути эволюции. Он также символизирует ограниченность всех физических воплощений, так как Рак является одними из двух великих врат Зодиака. Это врата в мир форм, в физическое воплощение, а также знак, в котором двойственность формы и души объединена в физическом теле.
Противоположный Раку знак — это Козерог, и оба они составляют двое врат, одни — в жизнь формы, другие — в духовную жизнь; одни открывают дверь в массовую форму человечества, а другие — во всеобщее состояние сознания, которое есть Царство Духа. Рак знаменует начало человеческого опыта на физическом плане, Козерог отмечает его высшую точку. Один знак означает возможность, другой — завершение.
Сказано, что Христос вручил Св. Петру ключи от неба и земли; он дал ему, таким образом, ключи от этих двух врат. Мы читаем:
"Иисус дает Петру ... ключи к двум основным вратам Зодиака, которые есть две точки солнцестояния, к зодиакальным знакам Рака и Козерога, называемыми вратами Солнца. Через Рака, или "врата человека", душа спускается на землю (чтобы соединиться с телом), что является её духовной смертью. Через Козерога, "врата богов", она возвращается на небо." (Э. Валентия Стрейтон, "Небесный корабль Севера", том II, с. 206)*
__________
* E. Valentia Straiton, "The Celestial Ship of the North".
В Зодиаке Дендера знак Рака представлен жуком, которого в Египте называют
скарабеем. Слово "скарабей" значит "только что зачатый"; он символизирует,
таким образом, рождение в воплощение, или, если речь идет о стремящемся,
новое рождение. Месяц июнь древние египтяне называли "меоре", что
опять-таки значит "возрождение", так что как сам знак, так и это название
постоянно напоминают нам о принятии формы и вхождении в физическое
воплощение. В древнем Зодиаке Индии, датированном около 400 г. до н.э.,
знак Рака также представлен жуком.
Китайцы называли этот знак "Красная птица", поскольку красный цвет символизирует желание, а птица — символ стремительного принятия воплощения и проявления во времени и пространстве. Птица довольно часто появляется в Зодиаке и мифах; Хамса — птица индуистской традиции, "птица вне времени и пространства" — в равной степени представляет проявление и Бога, и человека. Птица стремительно появляется из тьмы и пролетает через горизонт в свет дня, снова исчезая во тьме. Английское слово "goose" ("гусь") происходит от санскритского корня через исландский, и когда мы говорим: "Ну ты и гусь!", то на самом деле делаем весьма эзотерическое утверждение; мы говорим другому человеку: "ты птица вне времени и пространства, ты душа, принимающая форму, ты воплощенный Бог!"
Краб живет частично на земле, частично в воде. Таким образом, это знак души, пребывающей в физическом теле, но преимущественно обитающий в воде, которая является символом эмоциональной, чувствующей природы.
Экзотерически Рак управляется Луной, которая всегда была матерью формы, управляющей водами и приливами. Таким образом, в этом знаке преобладает форма, которая является отягощающим фактором. Краб строит свой домик, или панцирь, и таскает его с собой на спине, а люди, рожденные в этом знаке, всегда сознают построенное ими; они обычно сверхчувствительны, сверхэмоциональны, всегда ищут, где спрятаться. Рожденный в Раке так чувствителен, что с ним трудно иметь дело, так уклончив и отличается иногда такой неопределенностью, что его очень трудно понять, трудно добиться ясности.
Рак составляет один из лучей Кардинального креста. Еще один луч — Овен, знак начала, начинаний, субъектной жизни, предродового периода, инволюции и первого шага, как к принятию формы, так и к духовному освобождению. Третий луч креста — это Весы, равновесие, выбор между одним и другим, начало продвижения по "тропе, узкой, как лезвие бритвы", о которой так часто упоминает Будда. Козерог, четвертый луч, это снова рождение, рождение Спасителя мира, рождение в духовное царство, рождение из мира материи в мир бытия. Инволюция, воплощение, выражение, вдохновение — вот четыре слова, содержащие историю Кардинального креста небес (Креста посвященного).
В Раке совсем нет ярких звезд, нет ни одной заметной или выдающейся звезды, потому что Рак — знак укрытия, отступления за то, что было построено. Это не поражающее воображение созвездие. Здесь интересно отменить, что в еврейском языке нет слова для обозначения рака. Он считался нечистым и недостойным упоминания. Таковой считается и материальная форма с точки зрения Духа, и эзотеристы говорят, что физическое тело — не принцип.
(Подмена краба священным египетским скарабеем представляется признанием качества Рака в его высших аспектах, когда рожденный в нем является стремящимся или учеником, ведь мы проходим по Зодиаку много раз).
В этом созвездии восемьдесят три звезды, самая яркая из которых — звезда третьей величины, а в самом центре созвездия расположено скопление звезд — Пресепа, ясли, названное современными астрономами "Улей". Последний представляет собой чудесный символ коллективной организации человеческого семейства и является одной из причин, по которой этот знак всегда воспринимают как знак масс. В массе правит инстинкт; таким образом, Рак — знак инстинкта, стадной жизни, массовой реакции. Он олицетворяет подсознательный ум, наследственный инстинкт и коллективное воображение. Индивидуально он воплощает совокупность жизни и сознание клеток в теле, а также ту инстинктивную, коллективную жизнь, которая большей частью подсознательна в человеке, но всегда влияет на его физическое тело, а субъективно — на его низший ум и эмоциональную жизнь.
Неразвитый индивид, рожденный в Раке, погружен в массу; он лишь несознательная часть большего целого, и в этом заключается проблема, так как средний человек в Раке, как и стремящийся, совершающий труды в этом знаке, подвержен стремлению поднять себя над массой, в которой его держит инстинкт, и развить вместо него интуицию, которая даст ему возможность таким образом возвыситься. Евреи иногда называют этот знак "Гробом", потому что он означает потерю идентичности, в то время как ранние христиане называли его "Могилой Лазаря", который был воскрешен из мертвых. В этих словах — "гроб", "могила", "краб", — а также в иногда встречаемом в отношении Рака слове "чрево", заключена мысль о скрытой жизни, о скрывающей форме, о заложенной возможности и о той борьбе с обстоятельствами, которая в конце концов, в знаке Льва, приведет к появлению индивидуального, а в Козероге к рождению Спасителя мира. Этот знак определенно отражает происходящую в жизни стремящегося борьбу за то, чтобы инстинкт смог наконец уступить место интуиции.
Интересно сопоставить два знака, Рак и Козерог, потому что то, что намечается в Раке, получает свое завершение в Козероге. Рак представляет дом, мать. Он личностен и эмоционален, тогда как Козерог представляет группу, в которую единица входит сознательно, а также "отца всего, что существует". Во врата Рака входят через процесс перехода из животного состояния сознания в человеческое, в то время как во врата Козерога входят через посвящение. Один переход неизбежен, подсознателен и потенциален, второй — самочинен, самосознателен и действенен. Рак представляет массовую форму, коллективную животную душу; Козерог представляет группу, всеобщую душу.
Сначала считалось, что Христос родился именно в знаке Рака. Козерог, как мы знаем, это месяц рождения Христа, и на протяжении веков двадцать пятого декабря празднуется рождение Спасителя мира; но в древности рождение младенцев, богов Солнца, приходилось на период Рака. Мы читаем:
"Рождение младенца Иисуса, произвольно установленное священниками, приводит к серьезному расхождению, потому что нам говорят, что он родился в яслях. Ясли располагаются в знаке летнего солнцестояния, в созвездии Рака, который назывался вратами Солнца, через которые души, как считалось, спускались из своего небесного дома на землю, также как в зимнее солнцестояние, в декабре, они возвращались в свой небесный дом, созвездие Козерог, через другие врата Солнца. Козерог был знаком, из которого, как считалось, во время зимнего солнцестояния рождались Солнечные Боги, которые становились священными для Сынов Света". (Э. Валентия Стрейтон, "Небесный корабль Севера", том II, с. 205)
Астрологический символ знака Рака не имеет к раку никакого отношения. Он состоит из двух "ослиных" хвостов, и это опять связывает евангельскую историю с рассказом о яслях. В связи с рождением Христа появляются два осла: один, на котором Дева Мария ехала в Вифлеем, до его рождения, а второй, на котором она ехала в Египет, после рождения. Поблизости от знака Рака есть две ярких звезды, одна называется Asellus Borealis, или Северный Осел, а вторая Asellus Australis, Южный Осел. (Был еще и третий раз, когда сам Христос въехал в Иерусалим во время своего краткого триумфа в Вербное Воскресенье, сидя верхом на осле, символе терпения и смирения, коронных бриллиантов величия. Так что не преуменьшайте значения этого символа).
Некто использовал следующие слова, чтобы выразить звучание Рака, когда впервые входишь в этот знак: "Жалобный негромкий голос из-под земли, низкая, полупокорная, ускользающая мелодия".
В этом знаке работа ещё не завершена. Всё, что слышится — лишь нота возможного достижения. Всё, что можно найти, это глубокая внутренняя тяга и недовольство, которое постепенно становится таким сильным, что поднимает скрытого борющегося индивидуума из окружения привычных условий жизни и делает его искренним стремящимся, который не знает отдыха, пока не выберется из воды и не начнет упорно взбираться вверх и не окажется наконец на вершине горы в Козероге, где рождается, но еще не достигает совершенства, Спаситель Мира. "Христос родился в Козероге, исполнил закон под Сатурном, открыл эру разумного братства под Венерой и является совершенным примером посвященного, рожденного в Козероге, который становится мировым служителем в Водолее и Спасителем мира в Рыбах. Рак допускает душу в мировой центр, который мы называем человечеством. Козерог допускает душу к сознательному участию в жизни того мирового центра, который мы называем Иерархией". ("Эзотерическая астрология", с. 168)
Иисуса часто называют Добрым Пастырем, и он много раз изображался как пастух, ведущий своих овец. Мысль об овчарне в умах людей близко ассоциировалась с Христом. Со знаком Рака связаны три созвездия: Урса Майор, Урса Минор и Арго. Привычные западные названия для первых двух — Большая и Малая Медведица, но одна из загадок астрономии заключается в том, как название "медведица" могло быть дано какой-либо из этих групп звезд, потому что ни в халдейском, ни в персидском, ни в индийском, ни в египетском зодиаках нет никакого медведя. Чаще всего употребляются названия "овчарня" или "стадо овец", а анализ древнееврейских и арабских названий звезд этих созвездий может доказать, что древние имена означают "малое стадо", "овчарня", "овца" и "корабль". В тридцать четвертой главе Иезекиля и в десятой главе Св. Иоанна многое имеет отношение к этим созвездиям.
Малая Медведица знаменита тем, что самая яркая звезда в ней — Полярная, Северная звезда. В символизме двух этих созвездий мы улавливаем мысль о массе, или группе, на которую оказывает значительное влияние работа по продвижению вперед, совершаемая в знаке Рака, а в символике Полярной звезды заложена мысль о путеводной звезде, о магнетическом притяжении, которое ведет путника назад домой. Многие эзотеристы придерживаются мнения, что человеческое семейство, четвертое царство природы, постепенно входило в бытие в течение примерно двух тысяч лет, когда Солнце было в Раке.
Мысль о стаде животных, о границах, в которых эти овцы или животные были заключены, а также о магнетическом центре притяжения, символически раскрыта для нас также и в масонской традиции. В Египетской Планисфере Кирхера созвездие Арго представлено двумя кораблями (как мы имеем две овчарни), нос которых украшали бараньи головы, а корма одного из них заканчивалась рыбьим хвостом. Таким образом, становится видно, как наглядно в этом случае представлено завершение в Козероге, когда козел забирается на вершину горы. Здесь и отображение того большего цикла, который включает в себя эволюцию души от Рака до Козерога, но который начинается в Овне, баране, и заканчивается в Рыбах. Внимательный анализ символики знаков Зодиака только подтверждает наше убеждение в том, что истина изображалась вечно, и перед нашими глазами постоянно держали историю эволюции материи в форме, эволюции сознания, Духа и Жизни.
Арго простирается от Рака до Козерога, являясь одним из самых больших созвездий. В нем шестьдесят четыре звезды, самая яркая из которых Канопус. Его символизм, таким образом, охватывает жизнь стремящегося со времени принятия им воплощения и до достижения им цели. Мы очень часто используем слово "корабль" в символическом смысле, говоря о "корабле государства", "корабле спасения", передавая идею безопасности, прогресса, нахождения выхода, путешествия, перемещения толп путников в поисках золотого сокровища или нового свободного дома.
Путники обладают инстинктом, и когда они проходят через разные созвездия, включаемые этим огромным знаком, инстинкт проявляется в человеке как интеллект, по мере того как он развивает в себе самосознание и выходит из чисто животной стадии, а потом наступает время, когда, снова обойдя по кругу Зодиак, стремящийся опять оказывается в Раке и сталкивается с задачей найти эту ускользающую, чувствительную и глубоко оккультную, или скрытую, духовную интуицию, которая теперь поведет его по собственному индивидуальному пути. Стремящийся больше не отождествлён с массой и не теряется в ней; он больше не одна из овец, охраняемых в безопасной овчарне; он больше не один из великого стада путников, он выделился из этой массы и пошел одиноким путем всех учеников. Затем он проходит тропой лишений, проверки и испытаний, борясь уже как индивидуум, от Льва к Козерогу, пока не приходит время, когда, с помощью инстинкта, интеллекта и интуиции, движимый побуждением Христовой жизни, он снова соединяет себя с массой и становится отождествленным с группой. Теперь он становится мировым служителем в Водолее и лишен чувства отделенности.
Мы уже видели, что лань, которую искал Геракл, была посвящена богине Артемиде, Луне, но на неё претендовали также Диана, небесная охотница, и Аполлон, Бог Солнца. Изучающие психологию и те, кто работает над раскрытием сознания человека, часто забывают тот факт, что не существует резких различий между разными аспектами человеческой природы и все они представляют собой фазы единой реальности. Слова "инстинкт", "интеллект" и "интуиция" — всего лишь различные аспекты сознания и отклика на окружающее, на мир, в котором человек находится. Человек есть животное, и вместе с животными он обладает таким свойством как инстинкт и инстинктивная реакция на свое окружение. Инстинкт — это сознание формы и жизни клеток, способ осведомления о форме, и поэтому Артемида, Луна, которая правит формой, претендует на священную лань. На своем месте животный инстинкт точно так же божественен, как и остальные качества, которые мы считаем исключительно духовными.
Но человек — также и человеческое существо, он рационален, он может анализировать, критиковать, он обладает тем нечто, что мы называем умом, а это — способность интеллектуального понимания и отклика, отличающая его от животного и открывающая перед ним новое поле осведомления, но которая, тем не менее, есть просто расширение его механизма отклика и следствие развития инстинкта в интеллект. Через первое он осведомляется о мире физических контактов и эмоциональных условий, через второе — о мире мысли и идей, и так становится человеком. Когда он достигает стадии разумной и инстинктивной осведомлённости, "Эврисфей" указывает ему, что есть и другой мир, который он так же может узнать, но у которого свой особый метод контакта и свой аппарат отклика.
Диана, охотница, претендует на лань, потому что для нее лань — это интеллект, а человек — великий искатель, великий охотник перед Господом. Но у лани есть и другая, более неуловимая форма, и именно её ищет Геракл, стремящийся. Говорится, что он искал её в течение жизненного цикла. Искал он не лань как инстинкт, и не лань как интеллект была объектом его поиска. Это было нечто иное, и ради этого он потратил целый жизненный цикл. Наконец, как мы знаем, он поймал её и отнес в храм, где на неё заявил права Бог Солнца, признавший в лани духовную интуицию — то расширение сознания, то высоко развитое чувство осведомленности, которое дает ученику видение новых полей контакта и открывает перед ним новый мир бытия. Сказано, что всё ещё продолжается спор между Аполлоном, Богом Солнца, который знал, что лань была интуицией, Дианой, небесной охотницей, полагавшей, что это интеллект, и Артемидой, Луной, считавшей, что это просто инстинкт. Обе богини имели основания для своих претензий, и задача всех учеников — правильно использовать инстинкт на своем месте и правильным способом. Ученик должен научиться использовать интеллект под влиянием Дианы, охотницы, дочери Солнца, и через него установить связь с миром человеческих идей и поисков. Он должен научиться приносить эту свою способность в храм Господа и там наблюдать её превращение в интуицию, а через интуицию он станет сознавать проявления духа и те духовные реальности, которые ни инстинкт, ни интеллект не могут ему раскрыть. Снова и снова сыны человеческие, которые также и Сыны Бога, должны овладевать этими духовными реальностями на бесконечном Пути.