Сватамарама

ХАТХА ЙОГА ПРАДИПИКА

[самиздатский перевод]


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

1. Поклоняюсь Богу Единому, обучающему науке, Хатха Йоге, ступени к достижению вершин Раджа Йоги.

2. Святого наставника Господа, давшего Хатха Йогу лишь для достижения Раджа йоги, приветствует Сватамарама — йогин.

3. Погрязшим во мраке враждующих мнений и сект Свами Сватамарама с состраданием дает Великий Свет Хатха Йоги.

4. Горакша и Матсиендра хорошо знали Хатха Видью — Сватамарама у них перенял эту науку.

5. Шри Адинатха, Матсиендра, Шабара, Ананда, Бхайрава, Сауранги (Чороги?), Горакша, Вирупакша, Шилеша, Минанатха.

6. Маятхана, Бхайрава, Йогасиддхи, Будда, Кантхади, Капали, Биндунатха, Кака-Чандишвари,

7. Корентака, Сурананда, Сиддхананда, Чарпати, Канери, Пудкапеда (Пуджъянанда?), Нитьянатха, Ниранджапа.

8. Аллама, Прабхудэва, Гхода, Чоли (Тантини), Бхануки, Нарадэва, Кханда, Капалики.

9. И многие другие великие Сиддхи знали науку Хатха Йоги, победив пространство и время.

10. Хатха йога — монастырь для тех, кто обожжен тремя печалями, она подобна черепахе, поддерживающей мир для тех, кто практикует Йогу.

11. Хатха йога должна держаться в тайне стремящимся к достижению Сиддх: только в тайне она действенна и становится тщетной, если ее неразумно открыть.

12. Хатха йогин должен жить в маленьком матхе (обители), расположенном в месте, свободном от скал, сырости и огня в радиусе полета стрелы, в стране плодородной и управляемой мудрым владыкой, где его не потревожат.

13. Матха должен иметь маленькую дверь, быть без окон, невысоким и не длинным, ровным и без ям, и, будучи ежедневно обмазываемым коровьим пометом, свободным от всяких насекомых. Кроме того, здесь должен быть маленький двор, окруженный стеной, с возвышением для сидения и водоем. Таким должен быть Матха, сложенный Сиддхами для тех, кто практикует Хатха йогу.

14. Живя в таком месте, йогин должен освободится от всех забот и практиковать Йогу согласно наставлениям Гуру.

15. Йогины губятся алчным желудком, непостоянством, несоблюдением обетов, тяжелым трудом, распутной компанией и пустыми разговорами.

16. Йогины преуспевают веселостью, настойчивостью, мужеством, истинным знанием, хорошей компанией и непоколебимой верой в слова Гуру.

17. Вот правила Йамы и Ниямы: Ахимса (непричинение вреда), Сатья (правдивость), Астейя (неприсвоение чужого), Брахмачарья (целибат), благословение всего, терпение, сострадание, прямота, умеренность в пище, очищение — таковы правила Йамы. Тапас (аскеза, эпитимья), поклонение и вера в бога, почитание учения Веданты, стыдливость, Мати (заучение мысли), Джапа (повторение мантр) молитва, соблюдение обетов — таковы правила Ниямы, согласно "Йогашастре". (Тапас, поконение и вера в Бога, рассуждение о принципах религии, скромность, милосердие, довольство малым, развитие интеллекта, медитация и самопожертвование (Яджна)).

18. В Хатха йоге на первом месте находятся Асаны, это первая ступень Хатха Видьи. Нужно практиковать асаны, которые сделают йогина стойким, свободным от недугов и придадут его телу легкость. Шасиштха и другие мудрецы-отшельники, Матсиендра и другие йогины выполняли асаны. Я приступаю к изложением Асан.

19. Твердо помести обе стопы между бедрами и икрами ног. Сядь прямо и на ровном месте. Это Свастикасана.

20. Положи правую голень на левую сторону, а левую голень на правую сторону. Получится Гомукхасана, напоминающая рот коровы.

21. Положи стопу на бедро противоположной ноги, а второе бедро на другую стопу. Это Вирасана, поза воина и героя.

22. Положи правую голень на (под?) левую ягодицу, левую голень под правую и осторожно прижми йони (место между гениталиями и анусом). Эту позу йогины называют Курмасана.

23. Прими Падмасану, просунь руки между бедрами и икрами, твердо помести ладони на земле и поднимись над землей. Это Куккутасана.

24. Прими Куккутасану, обхвати шею руками и останься поднятым подобно черепахе, это Уттанакурмасана.

25. Возьми в руки носки обеих ног, подтяни их ушам, прогнувшись на подобие лука. Это — Дханурасана.

26. Помести правую стопу за стопу левой, согнутой в бедре, а левую стопу за правое колено. Держи правую стопу в левой руке, а левую стопу в правой, полностью поверни голову влево. Это Матсиендрасана.

27. Матсиендрасана увеличивает аппетит, разжигает желудочный огонь, разрушает страшные недуги тела. Она пробуждает Кундалини и останавливает истечение нектара Сомы.

28. Выпрями обе ноги подобно палке, возьмись за колени (стопы?) пальцами рук и положи голову на колени. Это — Пасчимоттанасана.

29. Эта Пасчимоттанасана — одна из лучших асан, она заставляет течь Прану через Сушумну, разжигает желудочный огонь, строит поясницу и уничтожает все болезни.

30. Твердо положи на землю ладони и поддерживай тело на локтях, прижав их к пупу (пояснице). Подними ноги в воздух на уровень головы, вытянувшись, подобно палке. Это — Маюрасана.

31. Она уничтожает недуги живота (Гулму), водянку, болезни селезенки, все недуги, порожденные действием желчи, слизи и газов. Чрезмерная пища легко усваивается (переваривается), она переваривает в прах даже ужасный яд Калакута, яд которым Асуры хотели отравить Богов.

32. Ляг на спину, полностью вытянувшись, словно труп. Это — Шавасана. Она уничтожает полноту, снимает утомление, вызванное другими Асанами, успокаивает мысли.

33. 84 Асаны даны Шивой, я опишу четыре. Самая удобная и самая лучшая из них — Сиддхасана.

34. Сиддха, Падма, Симха и Бхадра — вот эти четыре Асаны.

З5. Крепко прижми йони пяткой одной ноги, вторую пятку помести над гениталиями. Подбородок прижми к груди. Держи свои чувства под контролем, устремив взгляд в пространство между бровями. Это — Сиддхасана, уничтожающая препятствия на Пути (Садхана).

36. Помести правую пятку над половыми органами, а левую над правой. Это также Сиддхасана.

37. Одни называют ее Сиддхасаной, другие — Ваджрасаной, еще называют ее Муктасаной или Гуптасаной.

38 Мудрецы говорят, что Ахимса — важнейшая из Ниям, а умеренное питание — из Йам. Тем же является сиддхасана среди Асан.

39. Из 84 Асан всегда должна практиковаться Сиддхасана: она очищает все 72000 Нади.

40. Самосозерцанием, т.е. созерцанием своего действительного Я, Атмы, умеренным питанием и практикой Сиддхасаны йогины достигают Сиддх в течении 12 лет.

41. Когда успешно выполняется Сиддхасана, а дыхание умело регулируется Кэвала Кумбхакой — к чему выполнять другие Асаны?

42. Когда освоена Сиддхасана, Луна и три Бандхи делаются естественно, без усилий, и достигается Унмани Авастха (состояние прекращения деятельности мышления), дающая наслаждение.

43. Нет Асаны подобной Сиддхасане, нет Кумбхаки, подобной Кэвала, нет мудры, подобной Кхэчари, нет Лайи, подобной Нада.

44. Вот Падмасана. Помести правую пятку у основания левого бедра, а левую у основания правого, скрести руки за спиной и ухватись ими за пальцы ног. Правый носок держи левой рукой, а левый — правой. Надави подбородком на грудь и устреми взор на кончик носа. Эта Асана уничтожает все недуги соблюдающих Йаму.

45. Помести стопы плотно на бедра противоположных ног, посредине расположи ладони одну над другой.

46. Устремив взор на кончик носа, прижав язык к основанию верхних зубов, подбородок к груди, медленно поднимай Алана Вайю подтягиванием йони кверху.

47. Это Падмасана — разрушитель всех недугов. Простые смертные не достигнут её, только мудрецам она доступна.

48. Размышляя о Брахмане, садись в Падмасану, поместив ладони одну против другой и, часто сжимая йони, поднимай Алана Вайю вверх, плотно прижав при этом подбородок к груди. Сжатием горла Прана Ваю опускается вниз. Путем пробуждения Шакти достигается высшее Знание.

49. Йогин, сидящий в Падмасане и контролирующий свое дыхание, вне всякого сомнения, становится свободным.

50. Вот Симхасана. Помести голени над (под?) йони, правую голень на левую сторону, а левую голень на правую.

51. Помести ладони на колени, вытянув пальцы, и устреми взор на кончик носа, открывши рот и сосредоточив мысли.

52. Симхасана высоко ценится высшими йогинами. Эта превосходная Асана облегчается тремя Бандхами.

53. Вот Бхадрасана. Помести голени по обе стороны Сивни, правая голень по правую сторону, а левая — по левую.

54. Затем согни бедра руками, прижав их к земле. Бхадрасана разрушает все недуги.

55. Сиддхи и йогины называют ее Горакшасаной. Йогин должен без устали практиковать все эти Асаны до тех пор, пока не почувствует боли или усталости.

56. Он должен очистить Нади, совершая Пранаяму, выполняя Асаны, мудры и Кумбхаки различных видов.

57. Тогда в ходе практики йогины сосредотачиваются на Нада (звуке из Анахаты), который приходит вслед Брахмачари и умеренной диете. Практикующий эту Йогу пожнет плоды своих деяний, став сиддхой не более, чем за ... лет.

58. Умеренная диета определяется приятной и сладкой пищей, оставлением 1/4 желудка свободным и посвящением пищи Шиве.

59. Следующие вещи противопоказаны йогинам: острые, кислые, пряные, горячие, орех и листья бетеля, обычное рисовое масло, кунджут, горчица, вино, рыба, мясо, творог, сливочное масло, мелкий горошек, жмых и чеснок.

60. Следующая пища должна избегаться как нездоровая: остывшая, разогретая вновь, с излишком соли и прокисшая. Неудобоваримы и листья дерева квассия, смешанные с водой.

61. Горакша говорит: вначале следует избегать дурной компании, согревания у огня зимой, половых сношений, длительных путешествий, купания рано утром, спешки и тяжелой физической работы.

62. Следующие вещи могут безопасно употребляться йогином: пшеница, рис, ячмень, молоко, топленое масло из молока буйволицы, леденцы, масло, мед, сухой имбирь, огурец, пять овощей, фасоль, пайран и хорошая вода.

63. Йогин должен брать питательную и сладкую пищу, смешивая ее с молоком он должен удовлетворяться сознанием и питаться Дхату.

64. Всякий, кто действительно практикует Йогу, будь он молод или стар, или даже дряхл, слаб и болен — достигнет Сиддх.

65. Сиддхи достигаются практикой, а не праздностью. Не достичь Сиддх среди трясины теоретического изучения Шастр.

66. Не достичь Сиддх ношением одежд йога, затворничеством или разговорами о Йоге. Лишь в безустанной практике секрет успеха. Это несомненно.

67. Различными Асанами, Кумбхаками, Божественными действиями и неустанным повторением Мантр путь Хатха йоги приводит к плодам Раджа йоги.


ЧАСТЬ ВТОРАЯ

1. Освоив асаны и став их хозяином, йогин должен, соблюдая диету, практиковать Пранаяму, согласно указаниям Гуру.

2. Когда Прана движется — движется жизнь и мысль. Когда Прана устойчива — устойчива и мысль. Чтобы достичь устойчивости, йогин должен контролировать свое дыхание.

3. Человек живет, пока в его теле есть Прана. Вместе с Праной покидает его жизнь. Поэтому нужно задерживать Прану.

4. Загрязненные Нади не пускают Прану в Сушумну. Из-за этого не достигается состояние Унмани Асватха.

5. Когда все Нади, полные нечистот, очистятся, — только тогда йогин может успешно практиковать Пранаяму.

6. Нужно практиковать Пранаяму с мыслью о Саттве, чем очищается Сушумна.

7. Йогин, сидя в Падмасане, должен делать вдох через левую ноздрю, задерживать воздух на сколько можно и выдыхать через правую.

8. Затем он должен вдохнуть Прану через Пингалу (правый Нади), выполнить Кумбхаку и вывести Прану через Иду (левый Нади).

9. Он должен выполнить вдох той же стороной, через которую делал выдох, задержать Прану как можно дольше и выдыхать медленно, никогда не быстро.

10. Введя Прану через Иду и выведя через Пингалу, снова введи ее через Пингалу, задержи как можешь долго, и выведи через Иду. Практикуя Пранаяму через Иду и Пингалу, йогин, соблюдающий правила йамы, очистит Нади за три месяца.

11. Ранним утром, в полдень, вечером и в полночь — четыре раза в день нужно выполнять Кумбхаку, пока число за один раз не достигнет 80, т.е. 320 Кумбхак в сутки.

12. Сначала появится пот, в средине появляется дрожь и, наконец, дыхание становится устойчивым.

13. Вотри выделившийся пот в кожу — он придает телу твердость и устойчивость.

14. В начале следует есть пищу, смешанную с молоком и маслом. Но позже можно не соблюдать этого.

15. Как львов, слонов и тигров укрощают постепенно, так и дыхание постепенно укрощается. Иначе оно убьет Садхака.

16. Пранаяма освобождает от всех недугов. От неправильных занятий Йогой недуги приобретаются.

17. Портится дыхание, приобретается кашель, астма, головная боль, болезни глаз, ушей и другие недуги.

18. Постепенно-постепенно вдыхай, постепенно задерживай дыхание. Только так достигаются Сиддхи.

19. Вслед за очищением Нади появляются знаки успеха.

20. Можно надолго останавливать дыхание, улучшается пищеварение, слышны звуки Нада и достигается совершенное здоровье.

21. Кто толст или вял, сначала должен выполнить шесть очистительных действий. Тот, кто этих дефектов не имеет, Шаткармы не делает.

22. Дхаути, Басти, Нэти, Тратака, Наули, Капалабхати — это Шаткармы.

23. Шесть действий, очищающих тело, должны держаться в тайне. Они дают прекрасные результаты и высоко почитаются йогинами.

24. Возьми чистый кусок ткани 4 пальца в ширину и 16 локтей в длину и, как учит Гуру, медленно проглоти его, а затем вытащи назад. Это называется Дхаути.

25. Дхаути уничтожает астму, проказу и другие болезни, рожденные слизью.

26. Сядь в сосуд с водой, чтобы она дошла до пупка, помести тело на носки ног, колени прижаты. Это — Уткатасана. Вставь в анус маленькую бамбуковую трубку. Сожми анус и втяни воду. Это — Басти.

27. Она лечит чуму, водянку и другие болезни, происходящие от газов, желчи и слизи.

28. Очищает Дхату, Индрии и Антахкарану, делает тело чистым, увеличивает силу пищеварения, разрушает все расстройства организма (при правильной практике).

29. Вот Нэти. Протяни через ноздрю хороший кусок нити длиной в 12 пальцев и вытащи ее через рот.

30. Нэти очищает череп и обостряет силу зрения, удаляет недуги во всем теле выше плеч.

31. Смотри не моргая на предмет, сосредоточив мысль, пока слезы не появятся на глазах. Смрити называют это Тратака.

32. С помощью Тратаки удаляются лень и недуги глаз. Храни ее в тайне, как золотую шкатулку.

33. Вот Наули. С головой, опущенной вниз, вращай вправо и влево внутренности живота медленным движением, подобным водовороту в реке.

34. Наули — самая главная из всех Крий Хатха йоги, прогоняет вялость желудка, усиливает пищеварение, дает чувство удовольствия и разрушает все недуги.

35. Подобно мехам кузнеца, делай быстрые вдохи и выдохи. Это — Капалабхати. Она разрушает все недуги, порожденные слизью.

36. Выполнение шести действий уничтожает тучность и флегму, после них легко начинать практику Пранаямы.

37. Некоторые Ачарья утверждают, что очищение Нади достигается Пранаямой и ничем иным.

38. Сожми анус, подними Алану вверх к горлу, и извергни все, что в животе. В науке Хатха йоги это действие, постепенно приводящее под контроль Нади Чакры, называется Гаджа Карани.

38. Брахма и другие 30 богов победили Пранаямой страх смерти. От него освободится каждый, кто практикует Пранаяму.

40. Когда дыхание удерживается, когда мысль устойчива, когда взгляд направлен между бровями — тогда нет страха смерти.

41. Когда Нади Чакры очищены, Прана легко входит в сушумну и выходит.

42. Когда Прана легко движется по Сушумне, мысль устойчива. Это называется Шайва Авастха Мономани.

43. Чтобы достичь его применяются различные Кумбхаки. Выполнением различных Кумбхак достигаются и Сиддхи.

44. Вот эти Кумбхаки. Сурья Бхеда, Уджджайи, Шиткари, Шитали, а также Бхастрика, Бхрамари, Мурчха и Плавили — всего восемь.

45. В конце вдоха делается Джаландхара Бандха, а в конце задержки и начале выдоха — Уддиана Бандха.

46. Сожми одновременно горло и анус — Прана пойдет через Брахма Нади в Сушумне.

47. Направив Апану вверх, а Прану вниз, йогин становиться 16-ти летним юношей, даже если он был стариком.

48. Йогин принимает легкую Асану и удобно сев, медленно вдыхает через правую ноздрю.

49. Он держит Кумбхаку, пока воздух не наполнит всё его тело от кончиков пальцев до макушки. Затем он медленно выдыхает.

50. Снова и снова должна выполнятся эта Сурья Бхэда, очищающая мозг, изгоняющая глистов и болезни, происходящие от действия газов.

51. Закрыв рот, вдыхай ноздрями; воздух, идущий через горло к сердцу, создает шум. Это — Уджджайи.

52. Выполни, как прежде, Кумбхаку, и выдохни через левую ноздрю. Это удаляет мокроту из горла, увеличивает аппетит, устраняет все недуги Нади, у уничтожает водянку и расстройства семи Дхату (кожа, жир, мясо, кровь, костный мозг, семя). Уджджайи нужно практиковать во время ходьбы или в Асане.

53. Вот Шиткари. Шиткари делается вдохом через рот. Язык находится между губами, чем издается шипящий звук. Выдох производится только через нос. Выполняя Шиткари, йогин становится прекрасен, словно второй Камадэва.

54. Йогины поклоняются Шиткари. Шиткари может связывать и развязывать (творить и разрушать). Исчезают голод, жажда и лень, достигается состояние, подобное сну без сновидений.

55. Очищается Саттва тела, Йогин становится владыкой йогинов, свободным от напастей.

56. Вот Шитали. Высунь язык немного изо рта, сделай вдох и выполни Кумбхаку. Медленно выдохни через нос.

57. Гулма, плихи, и другие недуги — лихорадка, разлитие желчи, голод, жажда, действие яда — разрушаются Кумбхакой, именуемой Шитали.

58. Вот Бхастрика. Помести стопы на противоположные бедра. Это Падмасана, разрушитель всех недугов.

59. Достигнув Падмасаны, закрой рот и дыши через нос, пока не почувствуешь давление на сердце, горло и мозг.

60. Тогда сделай вдох с шипящим звуком, пока не ударит в сердце. Все время держи тело и голову прямыми.

61. Выдохнув, снова дыши, подобно кузнецу, быстро работающему своими мехами.

62. Держи воздух в своем теле постоянно движущимся. Почувствовав усталость, выдохни через правую ноздрю.

63. Когда дыхание сделает живот полным воздуха, нужно закрыть ноздри большим, средним и малым пальцами.

64. Сделав Кумбхаку согласно правилам, нужно делать выдох через левую ноздрю. Это уничтожает недуги, происходящие от газов, слизи и желчи, усиливает пищеварение.

65. Нади хорошо очищается, Кундалини поднимается быстро и легко. Бхастрика — самая приятная и полезная из всех Кумбхак. Она удаляет всю слизь из ворот Брахма Нади.

66. Бхастрика Кумбхака должна особо практиковаться — она позволяет Пране развязать три Грантхи ("узлы" в Сушумне, где Майя Шакти особенно сильна).

67. Вот Бхрамари. Воздух выдыхается с силой, создавая шум, подобный жужжанию шмеля. Вдох производится медленно и создает шум, подобный жужжанию пчелы. Это дает йогину состояние радости в сердце.

68. Вот Мурчха. В конце Пурак (вдоха) сделай Джаландхара Бандху. Медленно выдохни. Это приводит к состоянию Маномурчха (остановка мысли?)

69. Вот Плавини. Наполнив легкие воздухом до предела, ты можешь свободно двигаться по воде, подобно листу лотоса.

70. Есть три вида Пранаямы — Пурака, Речака и Кумбхака. Кумбхака бывает двух разновидностей — Сахита и Кэвала.

71. Кто не может выполнить Кэвала, должен практиковать Сахита Кумбхаку.

72. Кэвала выполняется без Пураки и Речаки — таков этот вид Пранаямы.

73. Тот, кто овладел Кэвала Кумбхакой, может все в трех мирах. Он может останавливать свое дыхание на столько, насколько будет длиться Кэвала.

74. Таким путем достигается ступень Раджа йоги. Этой Кумбхакой пробуждается Кундалини.

75. Сушумна освобождается от всех преград и достигается вершина Хатха йоги. Нельзя достичь совершенства в Раджа йоге без Хатха йоги, и нельзя достичь Хатха йоги без Раджа йоги. Нет достижения Сиддх без обоих.

76. В конце Кумбхаки следует отвлечь мысль от любого объекта. Таким путем йогин достигнет ступени Раджа йоги.

77. Вот признаки преуспевания в Хатха йоге: тело становится худощавым, лишенным недугов, взор чистым, а речь убедительной, семя под контролем, улучшается аппетит, очищается Нади и в Анахате слышны звуки Нада.


ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

1. Как змей Ананта поддерживает землю, Кундалини поддерживает всю Йога Тантру.

2. Когда спящая Кундалини пробуждается благодаря милости Гуру, она пронизывает все чакры.

3. Прана идет дорогой Пустоты, Царской Дорогой. Тогда мысль освобождается от всякой привязанности и побеждается время.

4. Сушумна, Шунья, Падэши, Брахмарандха, Махапатха, Шамбхави, Мадхья марга — соотносятся с одним и тем же.

5. Для того чтобы разбудить Богиню, что спит у ворот Брамы, всегда следует выполнять Мудры.

6. Махамудра, Махабандаха, Махавэдха, Кхёчари, Уддияна, Мулабандха,

7. Джаландхара, Випарита Карали, Ваджроли, Шакти Чалани — вот эти десять Мудр, что побеждают старость и смерть.

8. Адинатха Шива даровал их. Они любимы всеми Сиддхами, их трудно достичь даже Марутам.

9. Держи их в тайне, подобно сундуку с драгоценностями. Никому не выдавай их, как не выдают своих тайн хорошие муж и жена.

10. Вот Маха Мудра. Прижми левой пяткой йони, вытяни вперед правую ногу, обхвати концы ее пальцев.

11. Сделай Джаландхара Бандху, удерживая воздух вверху. Как змея ударенная палкой, выпрямляется, подобно палке,

12. Так выпрямляется Кундалини Шакти. Два других Нади становятся мертвыми, ибо Прана покидает их.

13. Тогда медленно-медленно сделай выдох. Святые Сиддхи называют ее Маха мудрой.

14. Она побеждает смерть и другие болезни. Недаром ее называют "великой".

15. Выполни ее на левой стороне, затем на правой, так чтобы число выполнений стало равным.

16. Можно есть любую пищу без опасности. Все, что имеет вкус или не имеет вкуса, переваривается ею. Любой яд превращается в нектар.

17. Она побеждаег туберкулез, проказу, геморрой, гулму и другие недуги.

18. Так описывается Маха Мудра, дарованная людям. В тайне держи ее, не разглашай никому.

19. Вот Маха Бандха. Прижми левую пятку к йони, правую ступню положи на левое бедро.

20. Вдохни, направив Прану к сердцу, надави подбородком на грудь, сосредоточься мыслью между бровями.

21. Соединив Прану с Шакти, медленно сделай Рэчаку. Сколько на правую, столько же и на левую.

22. Некоторые считают, что Джаландхара Бандха здесь не обязательна, что нужно делать Джихва Бандху (прижатие языка к корням верхних зубов) при Кумбхаке.

23. Эта Бандха останавливает движение Праны вверх по всем Нади, кроме Сушумны. Эта Бандха дарует великие Сиддхи.

24. Маха Бандха позволяет избежать времени — смерти, Кала. Она дает единство трех Нади. Ум достигает местопребывания Шивы.

25. Прекрасная женщина не имеет ценности, если нет мужчины. Маха мудра и Маха Бандха не имеют ценности без Вэддхи.

26. Вот Маха Вэддха. Сидя в Маха Бандхе, йогин делает Пураку, сосредоточившись. Вайю останавливаются вверху и внизу (Кантха Мудра).

27. Подняв тело на руках, мягко ударь им о землю. Вайю, покинув оба Нади, входят в Сушумну.

28. Сома, Сурья и Агни соединяются вместе и дают бессмертие. Прана, будучи заперта, становится, как мертвая (Мрита Авастхи).

29. Это Маха Вэдха, дающая великие Сиддхи. Она уничтожает морщины и седые волосы — признаки старости. Ее высоко почитают Садхаки.

30. Маха Мудра, Маха Бандха и Маха Вэддха должны держаться в великой тайне. Они побеждают старость и смерть, даруют Вриддхи, Дхиану.

31. Их следует делать ежедневно по восемь раз каждые три часа (Яма). Они творят хорошие Самскары и уничтожают плохие. Садхаки должны начинать их практику постепенно.

32. Вот Кхэчари. Поверни язык назад к полости черепа, сосредоточь взор между бровями. Эта Мудра называется Кхэчари.

33. Подрезая язык, вытягивай, смачивая его молоком. Растягивай его, пока не коснется пространства между бровями, тогда достигнешь успеха в Кхэчари.

34. Возьми острый, блестящий и чистый нож, подрежь на волос подъязычную связку.

35. Затем вотри смесь соли и куркумы. Через неделю снова сделай это.

36. Так нужно делать шесть месяцев и связка будет перерезана.

37. Повернув язык, коснись ним соединения трех Нади — так делают Кхэчари.

38. Йогин, который даже на полминуты повернет язык назад и вверх, побеждает все недуги, старость и смерть.

39. Нет недугов, смерти, сна без сновидений, аппетита, голода, жажды и затмения ума у того, кто практикует Мудру, именуемую Кхэчари.

40. Не подвержен действию Кармы и времени тот, кто практикует мудру, именуемую Кхэчари.

41. Ум покидает время, когда язык достигнул Кха, Садхаки называют эту мудру "Блужданием в Кха".

42. Когда язык закрывает отверстие за мягким небом, семя не покидает человека, даже если он держит в объятиях желанную женщину.

43. Если же семя пойдет вниз, в йони женщины, с помощью йони Мудры можно поднять его и вернуть на место.

44. Повернув язык вверх и сосредоточив мысль, йогин, пьющий Сомадэву, побеждает смерть за 15 дней.

45. Йогин, чье тело полно Сомы (Нектар Луны), не подвержен действию яда змея Такшаки.

46. Как огонь не существует без дерева, как свет в светильнике не бывает без фитиля и масла, так Джива не покидает тело, пока она купается в нектаре Сомы.

47. Пусть он каждый день ест мясо коровы и пьет вино, но я считаю его рожденным в самом благородном семействе.

48. Слово "Го" означает "язык коровы". Глотание и проталкивание языка в отверстие горла означает "поедание мяса Го", и это уничтожает великие грехи.

49. Когда язык входит в отверстие горла, в теле рождается большое тепло и поток нектара течет с Луны. Это называется Амараваруни.

50. Когда язык, закрывая отверстие в горле, может пить Раса (нектар Луны?) имеющий соленый, горький и кислый вкус, а также вкус молока, меда и топленого масла, побеждаются все недуги и старость. Это дает знание Вед, бессмертие, достижение восьми Гун и Сиддх. Это отвращает любое оружие.

51. Тот, чье лицо (перевернуто?) поднято, чей язык закрыл отверстие в горле, кто контролируя Прану во время практики Хатха йоги, созерцает Парма-Шакти и пьет чистые потоки нектара, текущего с Луны в Вишудха чакру; тот, свободный от всех недугов, живет долго с телом, прекрасным и мягким, подобно стеблю лотоса,

52. На верхушке Меру (позв. столб), внутри его, таится нектар Луны. Тот, чей ум полон Саттвы, не затемнен Раджасом и Тамасом, видит Истину. Это — рот, через который проистекают реки-Нади. С Луны течет нектар, сущность тела, и здесь находят свою смерть смертные. Не практикуя Кхэчари нельзя достичь обладания красивые сильным, стройным и несокрушимым телом, Кайя Сиддхи.

53. Сушира (Сушумна?) — место встречи пяти рек и дает Божественную Мудрость. Закрыв отверстие, освобождаются от незнания Шуньи (Пустоты). Кхэчари дает совершенство.

54. Есть только одно творение — ОМ, есть только одна Мудра — Кхэчари, есть только один Бог — Нираламбха (сост. отрешенности ума от объектов) есть только одно состояние сознания (Свастха) — Маномани.

55. Вот Уддияна Бандха. Так называют ее йогины, ибо тактикой ее Прана влетает в Сушумну.

56. Ибо через эту Бандху великая птица Прана непрерывно летает в Сушумне. Сотому эту Бандху называют "летящий вверх".

57. Втяни внутренности вверху и внизу от пупа так, чтобы они ушли вверх к диафрагме. Уддияна — тот лев, что побеждает слона смерти.

58. Постепенно практикующий Уддияна Бандху, как учил его Гуру, даже если он стар становится молодым.

59. Втягивая так внутренности, за 6 месяцев он побеждает смерть.

60. Изо всех Бандх наилучшая — Уддияна. Если делать ее, освобождение получается само собой.

61. Вот Мула Бандха. Плотно прижав йони голенью, сожми анус и подними Апану вверх. Так выполняется Мула Бандха.

62. Сжатием Муладхары Алана, чей путь — вниз, поднимается вверх. Поэтому йогины называют это Мула Бандха.

63. Прижав йони голенью, с силой черпай Прану, постоянно поднимая ее вверх.

64. Мула Бандха соединяет Прана Вайю и Апана Вайю, Нада и Бинду и, безусловно дает успех йогину.

65. Единение этих вайю уменьшает испражнения, делает старика молодым.

66. Апана, поднимаясь вверх, достигает Агни Мандалы — пламя разгорается.

67. Огонь и Апана соединяются с праной, чья природа — огонь, тепло тела становится ярким и сильным.

68. Тогда Кундалини, почувствовав жар, пробуждается от сна, шипит и выпрямляется подобно змее, ударенной палкой.

69. Затем она входит в Брахма Нади, как змея входит в свою нору. Йоги всегда должны практиковать Мула Бандху.

70. Сожми горло и плотно прижми подбородок к груди (10 см. от сердца). Это Джаландахара Бандха, разрушитель старости и смерти.

71. Эта Бандха, разрушающая болезни горла, сжимает Нади, останавливая движение вниз нектара, текущего с неба из отверстия горла, поэтому ее называют "сжатием водяного облака".

72. Когда выполнена Джаландхара Бандха, ни капли нектара не упадет в желудочный огонь и Прана не пойдет неправильным путем.

73. Плотным сжатием горла два Нади становятся мертвыми. В горле, где находится Вишуддха чакра, 16 жизненных центров закрываются этой бандхой.

74. Сожми анус, сделай Уддияну, закрой два Нади, заставив Прану идти средним путем.

75. Дыхание растворяется, становясь неподвижным в Сушумне. Этим побеждаются болезни, старость и смерть.

76. Йоги знают три Бандхи, практиковавшиеся великими. Все Сиддхи даруются Садхакам Хатха Тантры.

77. Божественный нектар, текущий с Луны, сгорает, опускаясь в Солнце. Так стареет тело.

78. Есть Божественное действие, обманывающее Солнце. Только Гуру ему обучит, Шастры ничего о нам не скажут.

79. Солнце на уровне пупа и Луна на уровне неба меняются местами. Випарита Карани называется это действие, которым не овладеть без Гуру.

80. Практикующий его ежедневно, должен хорошо питаться, ибо оно разжигает аппетит.

81. Если не соблюдать этого, Огонь пожрет тело. В первый день переверни голову, подняв ноги кверху на миг.

82. День за днем увеличивай срок, после шести месяцев морщины и седина исчезнут. Тот, кто практикует Яму, побеждает Время.

83. Вот Ваджроли. Практикуя Ваджроли, вместилищем Сиддх становится даже тот, кто не соблюдая Йамы и Ниямы, живет обычной жизнью.

84. Две вещи нужны для этого: молоко и желанная женщина.

85. Успех в Ваджроли — втягивание Бинду, разряженного во время акта мужчиной или женщиной.

86. С помощью трубки медленно втяни воздух в отверстие Ваджры (м. член).

87. Этим упражнением можно научиться втягивать Бинду, изверженное в женщину, и, поднимая Бинду наверх, сохранять его.

88. Смерть происходит извержением. Бинду, сохранением Бинду продлевается жизнь. Йогин, защитивший Бинду, побеждает смерть.

89. Тело йогина, защитившего свое Бинду, имеет приятный запах.

90. Нет страха смерти, пока Бинду устойчиво сохраняется в теле.

91. Бинду человека под контролем мысли, мысль человека зависит от Бинду.

92. —

93. Сахаджроли и Амароли — разновидности Ваджроли. Пепел от сожженного коровьего помета должен быть смешан с водой.

94. Во время совокупления (Майтхуна) следует натирать им тело, практикуя Ваджроли. Это счастье и освобождение.

95. Это называется Саха джроли: лишь йогинам можно доверить его. Оно превращает йогу в Бхогу и приносит наслаждение.

96. Эта йога достигается лишь мужественными, мудрыми и свободными от зависти людьми, она не может быть достигнута завистниками.

97. Вот Амароли. Питье холода посреди реки, покинув первый берег, как полный горечи, и не достигнув второго, ибо он уже не нужен. Так считает секта Капиликов.

98. Питье Амары, вдыхаемое ежедневно, соединенное с практикой Ваджроли, называется Амароли.

99. Бинду, разряженное практикой Ваджроли, смешивается с пеплом и попадает (втирается?) в голову, давая Дивья Дришти (божественное зрение).

100. 101. 102. 103. —

104. Вот Шакти Чалани. Кутидаги, Кундалини, Бхуджанги, Ишвари, Арундхати — так зовут эту шакти.

105. Как ключом открывают дверь, так йогин с помощью Кундалини открывает дверь Освобождения.

106. Парамешвари спит, закрывая ртом отверстие, через которое она должна идти к Брахма рандхе, где нет болезней и нечистот.

107. Кундалини дремлет над Кандой, давая свободу йогам и связывая глупцов. Тот, кто знает это — знает Йогу.

108. Кундалини описывается подобно свернувшейся змее. Тот, кто заставит Шакти двигаться, безусловно освобожден.

109. Между Гангой и Ямуной сидит молодая вдова, вызывающая жалость. Ее нужно взять силой, чтобы привести к верховному трону Вишну.

110. Ида — Ганга, Пингала — Ямуна, молодая вдова — Кундалини.

111. Пробуди спящую змею, схватив ее за хвост. Это Шакти, пробужденная ото сна, поднимается вверх Хатха йогой.

112. С помощью Сурьи сохраняй дыхание, согласно правилам, и управляй (Шакти) полтора часа, утром и вечером.

113. Выше двенадцати пальцев над анусом, 4 пальца длины, она имеет круглую форму и покрыта оболочной, подобно мягкой белой ткани.

114. Сидя в Ваджрасане, плотно держи ступни близ колен медленно воздействуй ими на Канду.

115. Приняв Ваджрасану, йогин заставляет двигаться Кундалини, выполняя Бхастрику, он пробуждает ее.

116. Сжав анус, он вызывает Кундалини к движению. Даже будучи во рту смерти, он не боится ее.

117. Бесстрашно двигая Кундалини 2 часа, он поднимает ее по Сушумне.

118. Так заставляют Кундалини держать рот открытым. Прана свободно проходит по Сушумне.

119. Так ежедневно пробуждается спящая Арундхати. Ее движением йогин побеждает болезни.

120. Йогин, который приводит в движение Шакти, становится обладателем Сиддх. Что еще сказать об этом! Играючи он побеждает Время.

121. Йогин, соблюдающий Брахмачарью и диету, достигает совершенства в управлении Кундалини за 45 дней.

122. Приведя в движение Кундалини, постоянно практикуй Бхастрику. Тот, кто практикует это и соблюдает йаму, не страшится смерти.

123. Что, кроме практики Кундалини, означает очищение 72000 Нади?

124. Центральный канал выпрямляется практикой Асан, Пранаям и Мудр.

125. Сосредоточив мысль, практикуй без лени. Мудрою или другими Мудрами достигаются Сиддхи.

126. Нет Притхиви (земля, Муладхара?) без Раджа йоги, нет ночи Кумбхаки без Раджа йоги, все Мудры бесполезны без Раджа йоги.

127. Все эти действия производятся с сосредоточенной мыслью, мудрый не позволит мысли отвлечься.

128. Эти 10 Мудр даны Благословившим Богом. Тот, кто соблюдая Йаму, владеет ими, достигает великих Сиддх.

129. Тот, кто обучен Мудрам, переданным от Гуру к Гуру, есть подлинный Гуру и может быть назван Ишварой в человеческом образе.

130. Тот кто, следуя указаниям Гуру, тщательно практикует Мудры, достигнет Анимы и других Сиддх. Он побеждает время.


ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

1. Слава Гуру Шиве, чей Атма — Нада, Бинду, Кала. Человек, будучи предан ему, освобождается от Майи.

2. Теперь я начинаю описывать стадии Самадхи, что побеждает смерть, ведет к блаженству и высшему блаженству растворения в Брахмане.

3. Раджа йога, Самадхи, Унмани, Маномани, Амартва, Лайя Таттва, Шунья Ашунья, Парам Пада.

4. Амансака, Адвайта, Нираламбха, Ниранджана, Дживанмукти, Сахаджи, Вастха, Турийя — все это имена одного и того же.

5. Как крупица соли становится единой с водой, так Атма и ум растворяются в Одном, — это и есть Самадхи.

6. Когда Прана и Манас поглощаются, достигается равновесие, — это и есть Самадхи.

7. Тем самым уничтожается двойственность, соединяются Джива и Атма, все мысли исчезают — и это есть Самадхи.

8. Знающий величие Раджа йоги, достигает Джнаны Мукти, Стхити и Сиддх, благодаря Гуру.

9. Его не достичь, не отказавшись от мирских удовольствий, его не достичь, не зная Истины, без милости Святого Гуру.

10. Различная Асаны, Кумбхаки и Мудры пробуждают Великую Шакти. Прана поглощается Шуньей.

11. Пробудив Шакти, йогин освобождается от действия Кармы, достигая состояния Сахаджа Авастха.

12. Когда Прана движется по Сушумне, когда ум поглощен Шуньей, тогда йогин свободен от всех цепей Кармы.

13. Приветствую тебя Амара, победитель времени, в чей рот низвергается вселенная!

14. Когда мысль уравновешена, а Вайю движется по Сушумне, достигается Амароли, Сахаджройи и Ваджроли.

15. Как можно достичь Знания, если мысль не умерла, а дыхание не замерло. Только Джива, растворивший мысль и Прану, достигает Мокши и никто другой

16. Зная, как Вайю проникнуть в Сушумну и сидя в подходящем месте, йогин оставляет его Брахмарандхе.

17. Солнце и Луна управляют днем и ночью, составляющими время. Время побеждается Сушумной. Храни ее в тайне.

18. 72000 Нади в теле, две важны, остальные бесполезны. Лишь Сушумна содержит Энергию Шабху Шивы — Шабхавы Шакти.

19. Вайю пробуждает Кундалини желудочным (?) огнем, входя в Сушумну.

20. Прана в Сушумне дает достижение Маномани. Все остальное бесполезно для йогина.

21. Управляя Праной, управляешь мыслью. Управляя мыслью, управляешь и Праной.

22. Две вещи дают мысль Читте: Прана и Васана (стремление ощущать). Когда умирает одна, умирает и другая.

23. Когда мысль поглощается, дыхание останавливается. Когда дыхание останавливается, мысль поглощается (Павана).

24. Мысль и дыхание родственны, подобно молоку и воде. Где останавливается дыхание,там останавливается и мысль. Мысль останавливается — прекращается дыхание (Марута).

25. Если первая приостановлена, приостановлена и вторая. Если первая действует, действует и вторая. Если обе не остановлены, все Индрии продолжают действовать. Остановкой их достигается Мокша.

26. Неустойчивость — природа мысли и страсти (Рага). Остановлены страсти, остановлена и мысль. Остановлена мысль — что тогда не доступно живущему на Земле?

27. Мурчхой побеждается охотник смерти. Остановкой Кхэчари Вайю дается благодать Парвати.

28. Когда устойчива мысль и дыхание, становится устойчивым и Бинду. Когда Бинду устойчиво, тело становится чистым и здоровым.

29. Мысль — владыка Индрии, Марута — владыка мысли. Ее владыка — Лайя. Лайя порождает Нада.

30. Когда мысль поглощается, одни называют это мокшей, другие так не считают. Когда мысль и Прана растворяются, достигается Сат Чит Ананда.

31. Прекращением дыхания Праны, уничтожением восприятий органов чувств, остановкой деятельности ума и отсутствием эмоций йогин достигает успехов в Лайя йоге.

32. Когда всякая деятельность прекращена, достигается состояние Лайи. Описать его невозможно, лишь йогины могут достигнуть его.

33. Когда прекращена деятельность ума и Индрий, человеком достигается состоние Лайи.

34. Говорят: "Лайя, Лайя". Но какова природа Лайи? Прекращение Васан, забвение всех объектов — вот Лайя, Растворение.

35. Веды, Шастры и Пураны — женщины с улицы, доступны каждому. Шамбхави Мудра подобна достойной женщине, скрытой в тайном месте.

36. Направив мысль внутрь, смотри на предмет не моргая, Это Шамбхави Мудра, утаенная Шастрами и Ведами.

37. Направив мысль и дыхание (Павана) внутрь, ты растворишь их. Направив взор вовне, йогин растворяется в нем. Такова Шамбхави Мудра, которую дает милость Гуру. Тогда достигается состояние шамбху, Шивы, который великолепен и находится по ту сторону Бытия.

38. Шамбхави и Кхэчари — Божественны и дают один результат. Оба дают блаженство растворения мысли и Чит Сукха Рупини.

39. Смотри своими глазами на свет, слегка приподняв брови. Это приносит йогину единение ума и Унмани Авастха.

40. Излишни Агагмы, Иягамы (Учение Тантр), Писания и логика для тех, кто знает Унамни Авастха, приносящее океан блаженства.

41. Со взором, устремленным на кончик носа, с устойчивой мыслью, с Солнцем и Луной, приведенными в состояние равновесия, воспринимается блестящий свет, зерно всех вещей, высшая Цель. Ничто не может быть выше его.

42. Не поклоняйся Линге днем, не поклоняйся ночью. Всегда поклоняйся Линге, дня и ночи не разделяя.

43. Вот Кхэчари Марута Луны и Солнца течет между бровями — Кхэчари Мудра становится совершенной. Это несомненно.

44. Когда из Иды и Пингалы Прана попадает в Сушумну, она поглощается. Тогда Кхэчари Мудра становится устойчивой, тогда достигается Сатья снова и снова.

45. Снова, когда между солнцем и Луной устанавливается Нираламбха (отсутствие опоры) в Вайю чакрах. Это дает Кхэчари Мудра.

46. Нектар, подобный Шиве, течет с Луны. Нет Нади подобных Сушумне, когда язык, повернутый кверху, закрывает отверстие в горле,

47. Когда этот поток останавливается. Практика Кхэчари Мудры дает состояние унмани само собой.

48. Между бровями — местопребывание Шивы, здесь поглощается мысль. Это известно, как Турийя. Достигшего ее не достигнет Время, не увидит Яма.

49. Кхэчари практикуется, пока не приведет к состоянию Йога Нидры. Тот, кто достиг Йога Нидры, недостижим для времени.

50. Ум в состоянии Нираламбха отрешен от всех мыслей. Он подобен горшку, наполненному снаружи и изнутри.

51. Без сомнения, Вайю поглощается в Сушумне. Прана и мысль, соединившись, становятся неподвижными.

52. Днем и ночью практикуй путь соединения мысли и Вайю. Практика приводит к их соединению.

53. Насыщай тело с головы до ног Амритой, Нектаром Бессмертия, исходящим с Луны — этим достигаются великая сила, великое тело и высшая доблесть.

54. Помести Шакти внутрь мысли, мысль — внутри Шакти. Такое сосредоточение дает высшее состояние.

55. Помести Атму в средину Кха, Кха в средину Атмы. Сосредоточься на Кха и не думай больше ни о чем.

56. Ты будешь со всем и без всего, подобно капле в море — полным и неполным.

57. Не думай ни о чем потустороннем и ни о чем личном. Прекрати все мысли — внешние и внутренние.

58. Внешняя Вселенная — порождение мысли. Воображаемые миры — также. Откажись от этих порождений мысли, сосредоточь сознание на том, что не имеет объекта, и ты достигнешь Нирвакальпы, о Рама.

59. Камфора становится единой с пламенем, капля воды с морем. Так и мысль, когда она сосредоточена, сливается с Атманом.

60. Все, что видится и воспринимается — знание, способность познавать — называется мыслью. Когда познающий и познаваемое исчезают, исчезает Двитьяка, двойственность.

61. Все движущееся и неподвижное во Вселенной — порождение мысли. Когда мысль исчезает в состоянии Унмани, достигается Адвайта.

62. Когда все объекты восприятия исчезнут, исчезнет и двойственность. Мысль, достигшая этого состояния, достигает Кайвальи.

63. Есть различные Пути достижения Самадхи, данные Махатмами, постигшими их на опыте.

64. Поклонитесь Сушумне, Кундалини, потоку нектара, текущему с Луны, Маномани и Маха Шакти Чит Атме.

65. Я опишу Нада в Анахате, описанный Горакха Натхом для тех, кто не в состоянии понять Истину и не изучил Писания.

66. Шри Адинатха дал четверть крора (2500000) путей достижения Лайи. Главный из них путь Нада.

67. Йогин, сидя в Муктасане и сделав Шамбхави Мудру, сосредоточившись на правом ухе, слышит там звуки Нада.

68. Запечатав уши большими пальцами, глаза указательными, нос — средними, а рот — остальными, услышит он чистый звук в Сушумне, в Анахате. Это Шанмукхи Мудра.

69. Арамбха, Гхата, Паричайя и Нишпати — эти четыре стадии есть во всех видах Йоги.

70. Вот Арамбха Авастха. Брахма Грантха (в Анахате?) пронизывается пранаямой и туда приникает Ананда.

71. В Анахате слышится Нада, тело йогина становится божественным, благоуханным, недоступным болезням и сердце его наполнено (Пранаямой?).

72. Вот Гхата Авастха. В этой второй стадии Вайю соединяется с Нада, войдя в средину. Йогин становится устойчивым в Асанах, знанием он равняется Дэвам.

73. Вишну Грантха пронизывается Праной, в Ати Шунья (горле) проникает Ананда и слышатся звуки, подобные звукам литавр.

74. В Паричайя Авастхе слышатся звуки, подобные барабану Мардала, которые достигают Маха Шунья (пространства между бровями), седалища всех Сиддх.

75. Тогда достигается Чит Ананада, блаженство проникает всюду и человек освобождается от недугов, старости, бедствий, голода и сна.

76. Когда Рудра Грантха пронизывается Праной, наступает Нишпати Авастха Слышатся звуки флейты и вины.

77. Когда мысль становится единой с объектом — это Раджа йога. Йогин созидающий и разрушающий, становится равным Ишваре.

78. Достигается Мукти или не достигается, он погружен в непрерывное блаженство, состояние, которое даруется Лайей и достижимо лишь для Раджа йога.

79. Многие практикуют лишь Хатха, без Раджа. Я думаю, их практика не даст плодов.

80. Сосредоточение на пространстве между бровями — лучший путь к достижению Унмани в наикратчайший срок. Поднимаясь из Нада, незамедлительно наступает состояние Лайи.

81. Сосредоточением на Нада достигали Самадхи йогины, подобные Ишваре. Ананда достигала их сердец. Человеку это недоступно. Только Шри Гуру Натх его знает.

82. Закрыв уши пальцами, Муни сосредотачивается на Нада в Анахате, что слышится до тех пор, пока он не достигнет цели.

83. Практикуя сосредоточение на Нада, постепенно подавляют и заглушают внешние звуки, йогин, достигнув устойчивости мысли, в 15 дней становится счастливым.

84. В начале практики сосредоточения на Нада слышатся различные громкие звуки. Но по мере практики они становятся все нежнее и мягче.

85. Сначала слышатся звуки грозы, воды, литавр, цимбал; в средине практики — звуки Мардала, раковины, колокола, трубы;

86. В конце они подобны звуку колокольчика, флейты, жужжанию пчел. Так слышатся различные звуки в средине тела.

87. Даже когда слышны громкие звуки грома и литавр, следует сосредоточиться на мягких тихих звуках.

88. Можно переместить внимание с громких на тихие звуки, нельзя лишь обращать внимания на что-либо другое.

89. Мысль сосредотачивается на Нада, который привлекается до тех пор, пока не сольется с ней воедино.

90. Подобно пчеле, пьющей цветочную пыльцу, не заботясь о запахе, мысль, поглощенная Нада, не заботится об удовольствии.

91. Нада обуздывает мысль, подобно тому, как железная узда обуздывает бешеного слона.

92. Когда мысль связывается веревками Нада и лишается своей непостоянной, летящей природы, она становится подобна птице, лишенной крыльев и достигается состояние высшего сосредоточения.

93. Йогин, желающий достичь совершенства в йоге, должен оставить все мысли и целиком сосредоточиться на Нада.

94. Нада подобен ловушке для оленя. Подобно охотнику, он убивает оленя.

95. Нада подобен столбу, к которому привязывают бродячую лошадь. Йогин должен ежедневно практиковать сосредоточение на Нада.

96. Ртуть, очищенная действием серы, становится твердой и лишается своей текучей природы. Так и действием Нада мысль становится устойчивой, что дает возможность достичь Нираламха.

97. Мысль, поглощенная Нада, уже больше никуда не стремится, подобно змее, очарованной звуками, она не движется.

98. Огонь, охвативший дерево, умирает вместе с ним. Так и мысль, сосредоточенная на Нада, исчезает вместе с ним.

99. Как олень, остановленный звуками колокола, может быть убит искусным лучником, так останавливается Антах Карана.

100. Звуки Анахаты объединяются с Чайтаньей (абс. сознание). Мысль поглощается Паравайрагьей и прекращается, лишаясь своего предмета. Это Лайя, ведущая к Вишну Парампада.

101. Понятие Акаши существует столько же, сколько слышится звук. Беззвучие означает достижение состояния Брахмапараматма.

102. Все, что слышится в форме звука — только Шакти. Когда таттвы не имеют формы — это достижение Параммешвары.

103. В Лайя все существует для достижении Раджа йоги. Пуруша, достигший вершин Раджа йоги, побеждает Время.

104. Таттва — семя, Хатха — посев, Вайрагья — вода. Ими тремя внезапно возрастает Унмани — Кальпа Врикша, дерево, дающее все.

105. Постоянной практикой Нада уничтожаются все грехи, Мысль и Прана поглощаются в Ниранджане.

106. В Унмани Авастхе тело становится подобным пню. Не слышны звуки раковины и большого барабана.

107. Йогин, свободный от всех состояний, освобожден от всех мыслей. Он подобен неподвижному трупу. Без сомнения, он Мукти.

108. Не подвластен времени, не подвластен Карме, не подвластен действию извне йогин, достигший Самадхи.

109. Нет запахов, звуков, вкуса, формы, цвета, самосознания и сознания других для йогина, достигшего Самадхи.

110. Мысль не спит, не бодрствует, нет памяти, нет забвения, нет смерти, нет жизни в сознании, органы чувств лишены восприятий — он Свободен.

111. Нет жаркого и холодного, боли и удовольствия, чести и позора для йогина, достигшего Самадхи.

112. Находясь в бодрствующем состоянии, тем не менее подобен спящему, не вдыхая и не выдыхая, с Антах Караной и Индриями чистыми и безоблачными он поистине свободен.

113. Неуязвим для всех Шастр, непобедим всеми силами мира, находится по ту сторону Мантр и Янтр йогин, достигший Самадхи.

114. Так же долго, пока Вайю не пойдет по Сушумне, так же долго, пока Бинду не станет устойчивым от остановки Праны, так же долго, пока Прана не сольет мысль с объектом сосредоточения — так же долго останутся пустыми болтунами и лжецами те, кто разглагольствует о Знании.


Конец собрания Шлок

Поклоняюсь Шри Кришне