ОККУЛЬТНАЯ СТОРОНА СВЯТОЙ ЕВХАРИСТИИ

По исследованиям eп. Ч. Ледбитера составил Эрнест Пипер


ВСТУПЛЕНИЕ

Теперь, во время всеобщего неверия, возникшего благодаря общему невежеству в области религии, очень важно приоткрыть завесу и показать оккультную сторону св. Таинств. Можно целый год аккуратно ходить на литургию и к концу года так же мало понимать ее. Протестанты в своих взглядах еще более невежественны, чем католики и православные. Гёте говорит, что это их первородный грех. Гёте в 1786 г. присутствовал на служении Папы и писал о своем впечатлении: "Меня охватило чудесное желание, если бы золотые уста Главы заговорили с энтузиазмом о спасении праведных душ и привели бы нас всех в восхищение. Но я видел около алтаря только двигавшегося взад и вперед, то обращавшегося в одну сторону, то в другую, как обыкновенный священник, жестикулирующего и бормочущего человека. Тогда зашевелился во мне первородный грех и мне обычная жертвенная месса никоим образом не понравилась." Этот протестантский первородный грех есть ничто иное, как невежество. Но как только объективно настроенный человек научится воспринимать символическое поведение священника во время Св. Евхаристии, то он будет быстро освобожден от первородного греха протестантизма. По римскому ритуалу в продолжении литургии священнику точно предписано, например: 16 раз осенять себя святым крестом; он благословляет Жертву крестным знамением 31 раз, и т. д.; таким образом получается большое число 350 церемоний для одной мессы. Кроме того, римский священник должен соблюсти ещё 150 церемоний, что вместе составляет 500 церемоний. Кроме того, он должен принять во внимание 400 рубрик или правил, и если их тоже причислить к церемониям, то римскому священнику, служащему мессу, должно исполнить 900 вещей, из которых он без греха не может пропустить ни одной.

Теперь мы должны поговорить о значении символов, и я хочу объяснить, что в первую очередь они являются языком, который установлен между небом и землей. Как животные понимают друг друга посредством тонов, люди при помощи слов, а ангелы — красок, так язык символов является средством понимания между земными и небесными существами, а именно между людьми и ангелами. Вполне понятно, почему священник должен следить за самим точным выполнением предписанных действий во время совершения Св. Евхаристии. Для того, кто может видеть духовный мир, это не простое предположение, а несомненный факт. Глубокую истину значения Св. Евхаристии наблюдал, вооруженный даром интеллектуального и духовного видения, председательствующий епископ Свободно-Католической Церкви Ч. Ледбитер. В первый раз он видел действие совершения Св. Мессы в римско-католической церкви в маленькой деревне в Сицилии. Он сообщает приблизительно следующее: "В момент освящения Св. Дары излучали блестящий свет; для ясновидящего они были буквально подобны солнцу, и когда священник подымал их над головами прихожан, я увидел, что два разных луча духовной силы излучались из них. Вообще говоря, эти два луча можно сравнить со светом солнца и излучениями его короны. Первый луч изливался равномерно во всех направлениях, на всех людей в церкви, он фактически проникал стены церкви, как будто их вовсе не было, и влиял на значительную часть прилегающей окрестности. Каждое Эго, бывшее в сфере действия силы, получало сильное воздействие и значительную видимую пользу от этого акта освящения. Как я уже сказал, этот свет излучался на всех правых и неправых, на верующих и сомневающихся. Но вторая сила, о которой я вначале упоминал, была вызвана к действию в ответ на сильное чувство благоговения со стороны людей. Когда Св. Дары были вознесены, все прихожане преклонили колени, некоторые, как казалось по привычке, другие же с сильным волнением глубокого чувства благоговения. Ясновидящему было хорошо заметно это действие, и оно производило глубокое впечатление, так как на каждого из благоговейно настроенных изливался от вознесенных Св. Даров яркий луч, который загорался и освещал высшие подразделения астральных тел этих людей. Наконец я мог наблюдать ещё третье действие во время этого богослужения, а именно но на причастников. Принявши в свое тело частицу блестящего центра, излучавшего свет и огонь, они становились тоже подобным центром и со своей стороны излучали силу. Сильные вибрации, с которыми причастник тесно соединялся, не могли серьезно не воздействовать на его высшие тела. Без сомнения, это происшествие делает этих людей на маленькую частицу выше, чем они были раньше".

Епископ Ледбитер описывает, что его дальнейшие наблюдения установили факт, что только правильно рукоположенный священник той Церкви, которая обладает апостольской преемственностью, способен вызвать вышеописанные явления.

В результате многолетних, утомительных исследований в этой области, этот великий ясновидящий изложил весь собранный материал в своем чрезвычайно интересном и серьезном труде "The Science of Sacraments" ("Наука священнодействий").

—————

Св. Евхаристия, Св. Причастие обычно считается очень благодатным средством для отдельных лиц. Но в действительности она есть не только это, но и нечто значительно большее. Она в то же время есть и грандиозный способ для излияния духовных сил для помощи в развитии человечества. Она дает каждому прихожанину возможность быть сотрудником Бога в построении чудесного храма Евхаристии, сосуда, представляющего возвышенную форму, в которую Логос может изливать свою Силу с высочайших планов, чтобы помочь людям и всем творениям. Она одновременно и колесница, которая собирает молитвы и благодарения общины, чтобы возложить их к подножию престола Бога. Поэтому и называется это святое действие Евхаристией, т.е. благодарением.

Вследствие этого мы должны ясно понять, что Господь Христос в этом прекрасном богослужении дал нам чудную возможность разделить с ним преимущество его величественного, божественного дела служения миру.

Строительство мыслеформ Святой Евхаристии совершается на её протяжении и зависит в значительной степени от правильного ведения ритуала. Это строение немного отличается от форм, описанных в книге "Мыслеформы", хотя есть много общего с описанием больших музыкальных форм. При обыкновенной литургии материал для строения берется от мыслей и чувств преданности служащего священника и помощи в этой области прихожан (если они присутствуют). Во время служения играет музыка или поет хор, которые играют выдающуюся роль в строительстве и вызове ангелов, хотя слова и чувства священнодействующего всегда являются контролирующей силой; а с другой стороны в каждом случае господствует руководство и помочь ангелов. Строение Св. Евхаристии содержит материю разных планов: ментального, астрального и эфирного, а в дальнейшей стадии построения и материю еще более возвышениях планов. В дальнейшем мы подойдем к этому ближе.

В построении здания Святой Евхаристии играют роль многие факторы, от которых зависят его величина, украшения и окраска, но план здания всё же всегда можно распознать. Оно по форме напоминает базилику и фактически похоже на Ай-Софию в Константинополе, которая возникла благодаря духовному видению архитектора этой постройки.

Готовая постройка в основе приближается к квадрату и имеет в стенах некоторое количество углубленных входов или дверей с каждой из четырех сторон. Посередине она увенчана большим куполом и четырьмя меньшими куполами с минаретами на каждой из четырех сторон. Вверх идущие излучения из Sanctus расширяют главный купол и боковые купола так, что они становятся самой важной частью постройки, так что она превращается скорее в подобие дагобы (индусский храм), чем церкви с возвышающимися куполами.

Эта грандиозная мыслеформа строится постепенно с самого начала богослужения. Весь ритуал службы направлен к тому, чтобы правильно возвести эту постройку, с тем чтобы привлечь божественную силу и потом освободить её. Каждое песнопение, каждая хвалебная песнь, каждый речитатив (эктения) вносят свою долю в это творение, прибавляют новые части и подготовляют сердца и мысли священника и прихожан. Постройка вздувается снизу, как мыльный пузырь. В общем можно сказать, что с началом песнопений (кантат) приготовляется пол, началом литургии (Introitus) — материал для стен и крыши, тогда как Kyrie (Господи помилуй) — боковые флигели купола, и Gloria en excelsis Deo (слава в вышних Богу) — возводит большой средний купол. Частности меняются с формой богослужения и в известной мере с величиной и благоговением общины.

Теперь последуем за самим ритуалом Святой Литургии и будем наблюдать, как постепенно возводится постройка Святой Евхаристии и какие силы помогают ее строить. Литургия начинается с "Asperges me Domine, hyssopo...", или очистительной церемонии, в которой священнодействующий окроплением св. водой делает особое напряжение, чтобы изгнать из церкви все мирские мыслеформы. Это происходит в то время, когда он окропляет св. водой, которая в этот момент сильно намагнетизирована. Священник становится на колени перед алтарем (Sanctarium) и поет начальный слова антифона: "окропи меня Господи...", хор и прихожане продолжают песнопение. Священник окунает кропило в освященную воду и затем делает перед собою знак св. креста и трижды окропляет алтарь, что особенно необходимо, т.к. эта часть церкви должна быть подготовлена к принятию мощной силы, которая вскоре должна излучиться. Для этого нет надобности разбрызгивать много воды; очищение происходит меньше от падающих капель, а больше от воли священника, который дает направление силе, собранной в намагнетизированной воде. Таким образом распространяется поток очистительной силы, которая, будучи направлена на людей, идет до крайнего угла церкви, как бы ни была она велика. Это истечение похоже на большой плоский мыльный пузырь, состоящий из астрально-ментальной материи и охватывающий прихожан как бы колоколом. Таким же образом очищается и место для действия ангелов, которые вскоре после этого будут вызваны.

В то время, когда священнодействующий проводит церемонию, хор и прихожане поют 121-й псалом, который можно перевести с хорошо известного другого псалма, где заимствовано предложение "Где Господь не строит свой дом — напрасно строить, и где Господь город не охраняет — сторожа охраняют напрасно". Это подчеркивает ту мысль, что только сила Господа может охранить от зла. Значение ясно: только если мы держим наши мысли направленными на него — мы можем соблюсти состояние ментальной и астральной чистоты, которая в доме может быть установлена окроплением. Идея здесь состоит не в общей чистоте жизни (что без сомнения так же очень желательно), это скорее душевное стремление, намерение чистоты, которое мы охарактеризовали бы как целеустремленность. Все другие мысли должны быть строго изгнаны, всякая склонность разбрасываться — создает задержку в концентрации нашей энергии в этом, поставленном себе целью, задании.

Такие мысли у священника и прихожан вызываются пением псалма; эти мысли и усилия священника помогают подобному мыльному пузырю колоколу стать крепче, больше и богаче. Для очищения этот псалом не обязателен и в сокращенных формах богослужения он пропускается.

Когда псалом окончен, священник поет стих: "О Господи, открой наши уста", и хор отвечает: "И наши уста будут прославлять Тебя" и т.д. Цель стиха — пробудить в человеке божественное, а когда стих окончен, священнодействующий обращается к людям и дает в первый раз малое благословение.

После того, как совершено предварительное очищение и установлен внутренний контакт между священником и молящимися, подготовляется пространство, где было бы возможно действовать ангелу. Это место было создано священником и оно подобно колоколу из мыльного пузыря. Теперь священнодействующий зовет в помощь одного из этих благодетельных помощников. В продолжении богослужения он это делает четыре раза, и мы можем быть вполне уверены, что он никогда не зовет напрасно, ибо при рукоположении он был наделен преимуществом творить связь с кругами небесного воинства.

Чтобы лучше понять важность посвящения, мы сначала должны несколько познакомиться с физикой высших миров, а именно с законами, под влиянием которых действуют грандиозные силы, и каким образом можно их использовать.

На каждом плане Солнечной системы Бог изливает свой свет, свою силу и свою жизнь. Это излияние в полной мере происходит на высших планах, опускание же на каждый нижележащий план означает почти парализующее ограничение. Это ограничение совсем непонятно для тех, которые не познали высшие возможности человеческого сознания (как говорит еп. Ледбитер). Так божественная жизнь изливается в несравненно большей мере на ментальном плане, чем на астральном, и всё-таки её великолепие даже на ментальном плане бесконечно уступает перед планом интуитивным.

Естественно, каждая из этих чудесных волн излияния распространяется на соответствующие планы; есть однако условия, при которых великолепие и сила высших планов может быть в известной мере низведена на низший план. Повторные наблюдения и продолжительные терпеливые исследования показали, что это происходит тогда, когда для излияния создан специальный канал. Эта работа должна быть начата снизу, с более плотных планов, усилием людей.

Когда, мысли и чувства людей эгоистичны, энергия движется по замкнутой кривой, безошибочно возвращается назад и потому остается на собственном плане. Но когда мысли и чувства совершенно безличны, энергия направляется в открытую кривую и таким образом не возвращается назад обычным путем, но устремляется на план вышележащий, где имеются более подходящие условия для её распространения. Такие мысли и чувства, можно сказать, прорывают и держат двери открытыми, сообразно своей силе. Таким способом образуется нужный канал, через который изливается с чудесным результатом, с высших планов на низший, соответствующая божественная сила, и не только для размышляющих, но и для других. Бесконечный поток силы высшего типа всегда в огромном запасе и готов излиться, как только возникнет канал; это подобно резервуару с водой, который как бы ждет того, чтобы излиться в первую открытую трубу.

Результат такой нисходящей божественной жизни дает силу и подъем не только творцу канала, но также излучает вокруг сильное и благодетельное влияние.

Это действие часто описывают как ответ на молитву, и со стороны незнающих оно рассматривается как вмешательство Провидения, вместо того, чтобы понять, что дело идет о безошибочном действии великого неизменного закона. Для своей новой религии Христос установил род специального отдела этого запаса силы высших планов в духовном резервуаре. Из этого отдела резервуара священнослужители уполномочены черпать посредством специальных церемоний, слов и знаков духовное благословение для их народа.

Для дальнейшей передачи силы введена система так называемого рукоположения — посвящения священников, и мы сейчас увидим истинное значение учения об апостольской преемственности.

Через таинство св. Посвящения человек одаряется силой для известных определенных целей черпать из резервуара. Три ступени (диакон, священник и епископ) представляют три ступени посредничества и одновременно три степени связи с Господом Христом. Каждое рукоположение передает свои, свойственные ему, специальные силы, и каждый ранг рукоположения всё больше приближает к нашему Великому Учителю Христу. Человек, получающий посвящение, приходит в более тесное соприкосновение с ним и получает возможность всё больше и больше черпать из мощного резервуара. В этом резервуаре имеются как бы различные слои, где пребывают соответствующие силы. С нашей трехмерной точки зрения очень трудно представить себе этот резервуар. Если можно так выразиться, диакон, по своему посвящению, в состоянии черпать из нижней части резервуара, который преимущественно находится в астральной сфере. Священник может получать из средней части, которая находится в ментальной сфере, тогда как епископ может вызвать излияние из высшей части резервуара, простирающейся до высших планов интуитивного и духовного миров. При рукоположении Эго священника известным образом пробуждается и делается способным влиять на причинные тела других людей. Это положение дает ему силу сглаживать все искажения, произведенные отступлением от правого пути, и про него говорят, что он может прощать грехи. Он наделен силой благословлять и приносить жертву в Св. Евхаристии. Сила, которую низводит священник, предназначена не ему самому, но для блага паствы и народа.

Итак мы имеем две стороны рукоположения: наделение Св. Духом, которое снабжает ключом от резервуара, и личная связь с самим Господом Христом. Первая есть официальная связь, например священник способен освящать Дары, раздавать отпущение грехов и благословлять. Это неизменяемый минимум силы, который присущ всем правильно рукоположенным священникам, и он совершенно не зависит от знаний и способностей в других направлениях, например, их понимания механизма Таинства, которое они производят. Это похоже на то как, например, человек может быть быстрым и точным телеграфистом, ничего не зная об электричестве, или если с моральной стороны он не без погрешностей.

Многие это находят странным, так как они не могут постичь характера отношений священника к Таинству. Если мы сравним великое с малым, то присутствие при совершении Св. Евхаристии сравнимо с тем, когда мы идем в банк за получением денег в золоте. Руки выдающого могут быть чисты или грязны, и конечно чистота предпочтительней, но всё-таки в обоих случаях мы получим золото.

В дополнение к описанной силе, священник может получить еще одно преимущество, которое зависит от того, как он использует второй дар, полученный при рукоположении, а именно личную связь, установленную между ним и его Господом и Учителем. Это было объяснено самим Христом его апостолам. Он сказал им, что он молился своему Отцу, чтобы они могли быть едины с ним, как он един со своим Отцом. Далее он опять таки говорит с абсолютной ясностью: "Смотрите, я буду с вами во все дни до конца мира". Если мы исследуем внутреннюю сторону церемонии рукоположения, то увидим, что это обещание держится в совершенно специальном понимании. В священнике не один только принцип Христа, как и в каждом человеке, — но так велика любовь и благоволение Мирового Великого Учителя, что он актом посвящения своих священников создает личную связь с собою. Эта связь влияет так, что благодаря ей, если создан для божественной силы канал, она может истекать даже на низшие планы. Этот канал подобен тому таинственному и чудесному способу, по которому Христос проводит канал для Второго Аспекта, Второго Лица Вечноблагословенной Троицы.

Конечно, есть много священников, которые в этом совершенно невежественны, к несчастью есть много и таких, которые живут так, что очень мало могут использовать эту чудесную возможность, открывающую им этот канал. Тем не менее, это утверждение верно, и оно не есть лишь оборот речи, но выражение реальной действительности. Для тех, кто открывается влиянию Господа Христа, он является истинным Руководителем.

Переходим опять к описанию Литургии. В только что описанном случае, священник призывает Ангелов Евхаристии, особенная задача которых состоит в том, чтобы помочь строительству здания Евхаристии. Ангел определяет величину формы, которая достижима при данных возможностях и соответствует количеству присутствующих, искренности их благоговения, готовности сотрудничать и т.п.

Первое действие ангелов, после их появления, состоит в том, чтобы расширить купол, созданный священником при окроплении. Он растягивает его за алтарем настолько, что пространство восточнее алтаря выполняется соответственно величине пространства первоначального купола на запад от алтаря. Чтобы сделать возможной эту тонкую растяжку, не сделав слишком тонким купол, священник должен, когда алтарь будет уже окроплен, представить себе в духе оболочку вблизи алтаря и сокровищницы толще, чем в других местах.

Присутствие ангела есть истинное благословение, так как от него постоянно исходят умиротворяющие и возвышающие излучения, и это является чудесной возможностью для прихожан получить ценную помощь.

Влияние молитвы и благоговения ясно видны в постройке Св. Евхаристии. Когда под влиянием благоговения молящихся возвышается прямая башня, тогда высота её и сила света будут равны интенсивности их благоговения, в то время как диаметр будет соответствовать сумме чувств. Широкая, но не высокая, бочкообразная башня, немного тусклая по краскам, будет результатом обычных преданности и благоговения большой, но довольно невежественной и не очень умной массы. Если же люди движимы действительно сильным и глубоким чувством, то устремляется вверх большая, стройная башня светящегося синего цвета, и в ответ на это происходит излияние нисходящей Жизни в точном соответствии с вверх идущим потоком. Смысл церковного богослужения есть создание канала, по которому могла бы истекать божественная сила. Чем больше количество молящихся и чем больше их энтузиазм, благоговение и преданность, тем шире канал для божественной силы. Я считаю крайне необходимым хорошо уяснить себе, что эта сила есть действительность, твердый научный факт. Эта духовная сила, о которой часто говорят, как о милости Бога, в действительности так же естественна, как пар, электричество или другие силы природы,* только она действует в более тонкой субстанции, чем та, в которой работает электричество, и она невидима для человеческого глаза. Результаты же её более могущественны и действительны, так как она влияет больше на чувства, душу и дух человека, а не только на их физическое тело.

__________
* Каждую силу можно рассматривать как милость Бога. (Примечание переводчика).

Месса начинается с окуривания алтаря, креста и свечей. Крест и светильники символизируют семь лучей. Как известно, Христос является Главой второго луча и латинский крест является Его специальным символом. В алтарном кресте мы почитаем Св. Троицу "через Христа нашего Господа", как это часто упоминается в наших молитвах.

Первая свеча с южной стороны означает первый луч, следующая — четвертый, и крайняя — пятый. Со стороны Евангелия, ближайшая к кресту — седьмой луч, который сейчас является господствующим лучом, следующая — третий и последняя — шестой. Соответствие этих определенных лучей, с определенными свечами, связано с порядком драгоценных камней в алтарном камне.

Чтобы найти лучший путь, в помощи строительству мистического храма при совершении Богослужения Св. Евхаристии, очень важно, чтобы молящиеся помогали священнику проявить силу лучей на алтаре. Когда священник окуривает кадилом крест и свечи, каждый из этих предметов окуривается определенным взмахом, и не только он один, но и все молящиеся при каждом взмахе должны, насколько это возможно, иметь определенную мысль. В действительности это значит иметь одновременно две мысли — решение стремиться развить в себе качество, принадлежащее специально этому лучу, и в то же время посвятить на служение Богу одно из качеств, которым мы обладаем.

При окуривании свечи, символизирующей определенный луч, необходимо думать:

1. Сила. — "Я хочу быть сильным, смелым, стойким в Его служении".

2. Мудрость. — "Я хочу достигнуть интуитивной мудрости, которая может быть проявлена только через совершенную любовь".

3. Приспособляемость или такт. — "Я хочу стараться приобрести силу говорить и делать только справедливые вещи, в должный момент, встречая каждого человека на его собственом пути, с тем чтобы возможно лучше помочь ему".

4. Красота и Гармония. — "Насколько это будет возможно для меня, я хочу вносить в мою жизнь и окружение красоту и гармонию, чтобы они стали более достойны Его; я хочу учиться видеть красоту во всей природе, чтобы таким образом лучше служить Ему."

5. Наука (детальное знание). — "Я хочу приобрести знание и точность, чтобы я мог посвятить их Его работе."

6. Благоговейная преданность. — "Я хочу развить в себе мощную силу благоговейной преданности, чтобы ею я мог бы привлечь других к Нему."

7. Предписанное Служение (церемониальный луч, призывающий ангельскую помощь). "Я хочу установить и устроить мое богослужение так, как Он предписал, чтобы быть вполне в состоянии получить преимущество от любящей помощи его святых ангелов, которые всегда ожидают, чтобы оказать ее."

Совершенно ясно, что невозможно обо всём этом подумать в течение времени одного взмаха кадила, так что нужно предполагать, что когда священник становится на колени после окуривания креста, он должен мысленно сказать: "Для служения Ему я хочу развить в себе" (окуривая по очереди свечи) "1) Силу, 4) Гармонию, 5) Знание". Закончив промежуточное окуривание престола и подходя к нему с южной стороны и приступая к окуриванию свечей с этой стороны, он должен подумать: "Для служения Ему я хочу развить в себе" (окуривая по очереди свечи) "7) Устав (церковной службы), 3) Такт, 6) Преданность".

Если служба происходит в частном доме, где употребляются две свечи, то каждая свеча окуривается по три раза, и следует при этом думать как сказано было выше.

Именно этими мыслями создается хороший материал, в котором нуждаются ангелы при мистической постройке, и алтарь под влиянием окуривания окружается мощным магнетизмом и таким образом отделяется от остальной части храма. Посредством окуривания привлекаются ангелы фимиама, которые позже будут позваны, и они получают радость быть полезными в строительстве храма. Созданием магнетического окружения алтаря, посредством окуривания, притягиваются духи природы — чудные маленькие эльфы. Они вбирают в себя огромное количество энергии, накопляющейся во время службы, и потом распространяют ее по окрестности.

Собственно месса начинается со вступления (Introitus), и его пение является прекрасным материалом для постройки стен и куполов здания Евхаристии. Когда молящиеся правильно восприняли план этого призыва и соответственно этому провели его, тогда в здании Св. Евхаристии будут заметны значительные изменения. Теперь на его куполах возвышаются чудесные башни. "Gloria in excelsis" — "Слава в вышних Богу", следуемая за Introitus, оказывает на Евхаристическое здание замечательное действие.

Пока поется первый стих, раздувается и расширяется средняя башня (она возникла при первом пении Kyrie); увеличиваясь, она сливается с четырьмя окружающими башнями и вместе оне составляют внутреннюю часть храма. Когда Collectum исполнено, тогда, путем любви, молитв молящихся и прекрасным актом почитания, закончена астральная постройка. Конечно, увидеть её может лишь тот, кто обладает хотя бы астральным зрением.

Теперь нужно поднять энтузиазм и разбудить молящихся ментально и духовно, чтобы воткать в постройку материю ментального плана. Это производится посредством чтения Посланий Апостолов и Евангелия; следуемый затем антифон дает материю, которую Ангел Евхаристии употребляет для поддержания и обогащения здания панелью и делением стен полуколоннами. При окуривании ладаном вызываются ангелы фимиама, которые немедленно появляются, чтобы грациозно исполнить свою обязанность. Очень действенна пропетая формула "Вознесите сердца ваши". Тогда Ангел Евхаристии берет созданную священнослужителем ментальную силу и гармоничную музыкальную форму и прекрасным движением высшего приказа отсылает их по церкви. В это время молящиеся (хор) в ответ поют: "Возносим ко Господу" и большой поток мощно вспыхнувшего пламени возносятся вверх, вихрем наполняет купол здания и освещает всё через фонарь, образовавшийся в нем. Второй стих, который следует за этим, и ответ на него дает второй импульс подобного рода, и тогда переливающийся розовый крест, парящий в куполе, излучает ослепительный блеск на тех, чьи глаза могут видеть. И через канал, созданный таким образом, священнодействующий шлет вверх исстари установленные слова. Затем в следуемом возгласе он просит в помощь отряды воинства ангелов, чтобы принести святую благодарственную и хвалебную жертву.

Ангелы разделены на девять отделов. Семь из них соответствуют великим лучам, из которых состоит солнечная система, а два могут быть названы космическими, так как они принадлежат к некоторым другим системам. Каждому отделу определен известный участок работы и к каждой литургии вызываются представители их всех. Так как развитие ангелов происходит в значительной мере через служение, то такое торжество как Св. Евхаристия является очень подходящим случаем, дающим им эту возможность, и они не медлят оказать помощь. Так как Христос есть Глава всех религий, то около него находится огромное количество ангелов, ждущих того, чтобы с рвением броситься исполнять ту работу, которая была в его мыслях. Для ясновидящего это действительно представляет удивительно прекрасное зрелище: как эти небесные гости, в ответ на переданные слова силы, возгораются на своих местах в церкви.

В то время как Ангелы Евхаристии, как правило, стоят рядом со священнодействующим или парят над его головой, девять классов лучистых посланников помещаются за алтарем, стоя лицом к священнодействующему. За ними стоят опять новые массы низших ангелов, чтобы купаться в магнетизме торжества, который их облагораживает и делает счастливыми. Часто присутствует также и астральная группа человеческих существ, которая обычно занимает места по сторонам алтаря.

Как только появляется Ангел Первого Луча, он немедленно принимает на себя руководство всей работой и определяет количество каждой силы, чтобы употребить её возможно лучше. Другие ангелы двигаются согласно его повелениям и группируются так, чтобы они могли лучше всего принимать и использовать излучения. Теперь следует: "Свят, Свят, Свят..." Предыдущие усилия восхвалений и славословий представляют много жертвенного материала; Ангел Евхаристии употребляет этот материал для своей постройки. Теперь представленные здесь ангелы и их спутники соединяются с молящимися в акте передачи своего благоговения. Сила их благоговения значительно больше нашей, и поэтому их вклад изменяет весь характер постройки. Их действия оживотворяют огромное количество астральной и ментальной материи, и Ангел Первого Луча, который теперь принял конструкцию, направляет большую часть силы вверх, т.к. нижняя часть часто бывает слишком увеличена. Храм чудесно раздувается, равно как в высоту, так и в поперечнике, так что в соотношении с ним, базилика (церковь) будет равна лишь цоколю гигантского здания храма Евхаристии. Теперь постройка очень похожа на дагобу, когда она пуста и маленькие купола по сторонам вытягиваются, как грациозные минареты. Благодаря служению этих ангелов постройка принимает новый и более высокий характер, она теперь является неописуемо приятным, нежным и восприимчивым сосудом для тонких вибраций, предназначенным для принятия небесных сил. После того, как произнесены эти вызывания, священнодействующий опять возвращается к приготовлению канала для принятия божественной силы. Излучения этой силы есть действие исключительно самого Господа Христа через Ангела Присутствия. Известная часть приготовления канала производится здесь внизу его священнослужителем. Священник должен сделать возможно большее усилие воли, чтобы создать нужный канал. Теперь он говорит слова: "Просим тебя, о Всемогущий Отец, благослови это жертвоприношение твоим Святым Духом и твоим Словом, одобри и укрепи, чтобы мы могли достойно принять его драгоценное Тело и Кровь". Тремя крестными знамениями, со словами: "благослови, одобри и укрепи", сотворенными над жертвою, он прокладывает свой канал через эфирную, астральную и низшую ментальную материю, и оба вида Св. Причастия через созданный канал соприкасаются с высшим ментальным миром, а иногда соединения доходят до границ еще более высоких миров. Если необходимо, руководящий ангел помогает священнику в его усилиях.

Вслед за произведенными священными знаками, немедленно появляется Ангел Присутствия. Через созданный канал изливается Жизнь высших миров и создает условия, при которых может произойти чудесное превращение освящаемого. Теперь священник говорит с полным сознанием того, что он делает, подлинные слова освящения: "Сие есть Тело Мое..." Это высший пункт торжества, это момент, для которого всё остальное было лишь подготовлением. Когда Божественная Жизнь сверкнет через созданный для этого канал, то совершится чудо, называемое "преосуществлением".*

__________
* "Преосуществление" не надо понимать в физическом смысле. Хлеб остается хлебом и не становится телом, вино с водой не становится кровью. Но в момент освящения Св. Даров к ним присоединяются истинное Тело и Кровь Господа Христа, не физические, а значительно более высоких планов.

В действительности божественная жизнь везде, но благодаря акту освящения проявление её сияет в материи Св. Причастия, которая истекает непосредственно из сердца самого Господа Христа, и таким образом, в тот момент она становится действительной епифанией (проявлением Бога).

Тогда Св. Причастие загорается блеском. Сила Ангела Присутствия продолжает влиять на внутреннее превращение элементов Причастия, пока не снизойдет свыше вся Сила.

Ангел Присутствия отличается от всех ранее названных, т.к. он не принадлежит к числу славного их царства, а является мыслеформой, имеющей вид сходный с самим Господом Христом. Теперь мы значительно лучше понимаем, каким образом возможно это присутствие Христа одновременно в тысячах алтарей, и проявление его через каждое чудесное излияние его силы и его любви так, чтобы одновременно свободно продолжать возвышенное дело, над которым он работает. Это не только его могущество и Сила, как бы неизмерима она нам казалась; это есть Сила Второго Аспекта самого Божества, чьим избранным каналом является Мировой Учитель. Это есть непостижимая Епифания, которая своим чудесным способом должна остаться для нас тайной.

Когда Ангел Присутствия излучает силу, он притягивает огромные массы ангелов, которые не принадлежат к работающим, а к созерцающим ангелам типа защитников. Они парят вокруг и купаются в свете, который излучается из Св. Причастия. Эти ангелы стоят в эволюции дэв на той же ступени, как люди в человеческом царстве и находятся на богослужении из-за чистого почитания и преданности, но при этом без особенных мыслей что-либо делать самим.

За этим следует освящение чаши. После священных слов: "Сие есть Кровь Моя..." священник творит свой второй канал в высшие миры так, как он это делал с первым при освящении Причастия, и в то время, когда он произносит слова могущества, опять происходит преосуществление; вино и вода в известном смысле становятся Кровью, в них загорается огонь, который есть жизнь Христа. Но теперь это не ослепляюще-белый и золотой огонь, который излучает Причастие в виде хлеба, а скорее пылающий меч живого карминно-красного цвета, как говорит Теннисон: "схожий по цвету с окраской пальцев руки, которую держат перед горящей свечой".

После пения "Adeste Fideles" благодаря участию ангелов мысленное построение наполняется живым огнем. Теперь создаются отверстия, которые мы называем дверьми; таким образом чудесное здание полностью закончено. Канал, который был создан священнодействующим, продолжен в длинный туннель, который ясно распознаваем среди этого моря огня. Причастие, Чаша и ангелы всё еще являются центральным пунктом и из них исходят огненные излучения, который оживляют и освещают всю окрестность. Хлеб и вино теперь стали истинными сосудами Христа и являются самыми большими драгоценностями на Земле, чудесные Дары Бога.

Дальше следует жертвоприношение Св. Даров, и священнодействующий произносит: "Преподносим это Тебе, как знак нашей любви и нашей полной преданности жертвуем наши сердца и наш дух, и просим Тебя, повели твоему святому ангелу вознести наши жертвенные Дары к твоему небесному алтарю, и когда они будут туда принесены, да принесет их сам вечный Первосвященник, постоянно отдающий себя в вечной жертве''. Вспомним, что в первоначальной стадии св. Евхаристии мы сами предоставили свои души и тела, чтобы они полностью и всецело были использованы в его служении.* Позже с преломлением хлеба священник устраняет всякий след от низшего и земного, чтобы превратить их души и тела в подобающий канал для высокой силы. Теперь эта сила наполнила эти каналы и только она одна, высочайшая и сияющая, может проходить через них. Итак мы еще раз совершаем наше скромное приношение всего того, что мы имеем и что мы есть. С другой стороны, через этот канал мы стараемся излить всю нашу благодарность за этот чудесный Дар самого Господа, всю силу, всю любовь, всю преданность, которые этот Дар пробудил в нас, все те чувства, которые возникли у нас при возношении Даров и при пении гимнов после освящения их. Канал этот открывает нам Его любящее Милосердие. В ответ на наши маленькие жертвоприношения из него изливается целый потоп Силы, Света и Жизни, который затопляет нас.**

__________
* Принимают участие лишь те из молящихся, кто действительно изгнал из себя в данный момент всё земное и стал каналом, готовым принять в себя поток этой божественной силы. (Прим. переводчика).
** Если мы настроены созвучно с совершающимся Таинством, мы можем интуитивно чувствовать это чудесное излияние; те же, кто видят — видят всё великолепие его. Во всяком случае Эго каждого молящегося воспринимает это излияние. (Прим. переводчика.)

Это излияние посылает Ангел Присутствия, который в действительности есть расширенное сознание самого Господа Христа. Когда литургия окончена, Господь отзывает своего ангела обратно, и он уносит с собой в высоты все наши дары. Таким образом, вся та сила, которую мы проявили здесь внизу, будет опять употреблена в высших мирах. Мы имеем невыразимое преимущество вносить свою лепту, как бы мала она ни была, в великий запас духовной силы, из которого священники Христа черпают ее, когда они священнодействуют при Св. Таинствах.

Конец магической части Церемонии происходит тогда, когда священнодействующий произносит мистические слова: "Ite, missa est". Эти слова "Иди, это есть освобождение" направленны не к верующим, а к огромным массам ангелов-вестников; это, так сказать их, прощание.

После того, как материал грандиозной постройки, который правящий ангел использовал как инструмент, исполнивший свое полное благословения задание, он соединяет всё вместе, так что вся любовь и преданность, которые были внесены в постройку, изливаются в мир с благословением, которым священнодействующий заканчивает богослужение. После благословения второго луча, которое теперь следует в римском богослужении, руководящий ангел с прекрасным жестом исчезает с места своего действия.

Но в Свободно-Католической Церкви прибавляется еще благословение первого луча, луча могущества, и ангел еще остается несколько мгновений, чтобы дать благословение от духовного Владыки. Эта молитва-благословение может укрепить всех присутствующих, могущих достигнуть высот, к которым они стремятся, на пути к достижению божественного Мира и божественной Силы. Поток, который изливается на молящихся — многокрасочен, но преобладает элекро-голубой, и всё пронизано лучами золотого света и ослепительные серебряные лучи беспрестанно сверкают сквозь этот поток.

Торжество Св. Евхаристии заканчивается выходным гимном; в римской Церкви — с началом Евангелия от Иоанна.

Перевод с немецкого Н. Рейнке