Анни Безант

ЭЗОТЕРИЧЕСКОЕ ХРИСТИАНСТВО

или малые мистерии


Перевод с английского Е. Писаревой



Продолжая рассмотрение мистерий познания, мы останемся верными достойному и чтимому правилу традиции, начав с происхождения вселенной, установив те главные черты физического исследования, которые необходимо предпослать, и, устраняя все, что может послужить препятствием на нашем пути; так чтобы ухо приготовилось к восприятию традиции Гнозиса, и почва была бы расчищена от сорных трав, став пригодной для насаждения виноградника; ибо столкновение предшествует столкновению, и мистерии предшествуют мистериям.

Св. Климент Александрийский


Да будет этот образец достаточен для тех, кто имеет уши. Ибо не требуется раскрывать мистерию, но лишь указывать на то, что достаточно.

Св. Климент Александрийский


Кто имеет уши чтобы слышать, да слышит!

Св. Матфей




ПРЕДИСЛОВИЕ


Цель этой книги — предложить читателям ряд мыслей относительно глубоких истин, лежащих в основе Христианства, истин, которые или принимаются слишком поверхностно или даже совсем отрицаются. Великодушное желание разделить со всеми наиболее драгоценное, широко распространить бесценные истины, не лишать никого света истинного познания имело последствием усердие без разбора, которое упростило Христианство до того, что его учения приняли такую форму, которая и возмущает сердце, и не принимается разумом. Заповедь "проповедовать Евангелие всей твари"1, которую едва ли можно признать за подлинную заповедь, — была истолкована как запрещение передавать Гнозис немногим, и она же вытеснила иное, менее распространенное изречение того же великого Учителя: "Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями."2

Эта неразумная сентиментальность, отказывающаяся признать явное интеллектуальное и моральное неравенство людей и, благодаря этому, стремящаяся свести к уровню понимания наименее развитых людей учения, доступные лишь для высокоразвитого ума, жертвующая таким образом высшее на пользу низшему к обоюдному вреду, — такая сентиментальность была чужда мужественному здравомыслию ранних христиан.

Св. Климент Александрийский говорит совершенно определенно: "И даже ныне, как сказано, `не нужно метать бисера перед свиньями, да не попрут его ногами и, обратившись, не растерзают вас'. Ибо трудно изложить чистые и прозрачные слова, касающиеся истинного Света, свинским и неподготовленным слушателям"*3.

Если бы Гнозис, это истинное познание, возродившись, составило снова часть христианских учений, — подобное возрождение оказалось бы возможным только при условии прежних ограничений, только тогда, когда самая мысль о нивелировке религиозного учения до уровня наименее развитых, будет оставлена решительно и навсегда. Лишь повышая уровень религиозных истин, можно открыть путь к восстановлению сокровенного знания и к научению Малых Мистерий, которое должно предшествовать научению Великих Мистерий. Последние никогда не появятся в печати; они могут быть передаваемы ученику только "лицом к лицу" Учителем. Но Малые Мистерии, т. е. частичное раскрытие глубоких истин, могут быть восстановлены и в наши дни, и предлагаемый труд имеет целью дать их краткий очерк и показать природу того сокровенного учения, которым следует овладеть. Там, где даются лишь намеки, сосредоточенной медитацией над затронутыми истинами возможно едва заметные очертания сделать ясно видимыми и, продолжая медитацию, углубляться все более в понимание этих истин. Ибо медитация приводит к успокоению низший разум, вечно занятый внешними предметами, и, когда он затихнет, тогда только возможно воспринять духовное просветление. Познание духовных истин может быть приобретаемо только изнутри, а не извне, не от внешнего учителя, а лишь от божественного Духа, построившего свой Храм внутри нас4. Эти истины "познаются духовно" тем пребывающим внутри божественным Духом, тем "умом Христовым", о котором говорит апостол5, и этот внутренний свет изливается на наш низший разум.

Это есть путь Божественной Мудрости, истинной Теософии. Теософия не есть, как некоторые думают, слабая версия Индуизма или Буддизма, или Даосизма, или иной определенной религии; она есть Эзотерическое Христианство, как есть и Эзотерический Буддизм, и принадлежит она одинаково каждой религии, исключительно же — ни одной. В ней — источник указаний, которые даются в этой книге для помощи тем, кто ищет Свет, тот "истинный свет", который просвещает каждого человека, приходящего "в мир"6, хотя бы у большинства еще и не раскрылись глаза, чтобы видеть его. Теософия не приносит Свет, она лишь говорит: "откройте глаза, и смотрите — вот Свет!". Ибо так слышали мы. Теософия призывает лишь тех, которые жаждут получить более того, что могут дать им внешние учения. Для тех, кто вполне удовлетворяется внешними учениями, она не предназначена, ибо зачем насильно предлагать хлеб не голодному?

Для тех же, кто голоден, да будет она хлебом, а не камнем.

_____________________
1. Марк XVI, 15.
2. Матфей VII, 6.
3. Clement of Alexandriа. Stromata, bk. 1, ch. XII. Clarke's Ante-Nicene Christian Library. Vol. IV.
4. I Коринф. III, 16.
5. I. Коринф. II. 14, 16.
6. Иоанн I, 9.



О г л а в л е н и е

Глава I. Сокровенная сторона религий
Глава II. Сокровенная сторона христианства (1)
Глава III. Сокровенная сторона христианства (2)
Глава IV. Исторический Христос
Глава V. Мифический Христос
Глава VI. Мистический Христос
Глава VII. Искупление
Глава VIII. Воскресение и вознесение
Глава IX. Святая Троица
Глава X. Молитва
Глава XI. Отпущение грехов
Глава XII. Святые Таинства
Глава XIII. Св. Таинства (продолжение)
Глава XIV. Откровение

Назад к заглавной странице