Выступление на учредительном собрании
Федерации Теософических Лож
Бомбея и окрестностей 26 сентября 1931 г.
Благодарю вас за тёплый приём. Примите в ответ мои самые сердечные пожелания всего лучшего. Бомбей является, как вы говорите, западными вратами Индии, и представители западных народов, приезжающие сюда учиться, часто входят именно через них. Но я хочу, чтобы вы помнили, что хотя Основатели Теософического Общества имели западное происхождение, Те, кто вдохновлял их и послал их на эту великую и удивительную работу, были не с Запада, а с Востока — они были не англичанами, не американцами, не русскими, а индийцами. Общество было основано в Нью-Йорке, но знание, на котором оно было основано, пришло из Индии, и мы, люди Запада, никогда этого не забудем.
Вам, родившимся в этой стране, вероятно, не понять, каким откровением оказалась восточная философия для нас в Европе. Вы всю свою жизнь были знакомы с некоторыми великими фактами Природы — вы знали об эволюции, реинкарнации, карме, так что были в состоянии составить разумную теорию жизни. Но мы на Западе ничего не знали об этих вещах; немногочисленные передовые мыслители работали над идеей эволюции формы, но не имели представления об эволюции "я", или души. Мы были вынуждены держать нашу науку и нашу религию в разных непроницаемо изолированных отделениях, поскольку первая изучала факты Природы, а вторая игнорировала их или отрицала.
Но внезапно во тьме вспыхнул яркий свет — перед нами предстала система действительно убедительная, мыслимая и разумная, которая внесла во всю эту путаницу и хаос порядок, решила множество ранее неразрешимых проблем и дала нам не только надежду, но и уверенность в будущем прогрессе. Так что в нашем энтузиазме не было ничего удивительного.
Вы назвали меня "столпом Теософического Общества", что показалось мне несколько забавным, поскольку я конечно же никогда не рассматривал себя с такой точки зрения. Я всегда избегал каких-либо официальных должностей в нашем Обществе, за исключением того, что в 1885 г. был секретарём-регистратором, сменив на этой должности Дамодара Кешуба Маваланкара, сына первого президента вашей Ложи Блаватской. Вы упомянули некоторые написанные мною книги и говорили обо мне как об оккультисте, таким званием оказав мне слишком большую честь. Я всегда считал себя учеником, которому были предоставлены определённые возможности, чтобы я мог немного помогать своим соученикам. Вы конечно в курсе, что в некоторых из упомянутых книг моя роль была невелика, так как мне была оказана высокая часть сотрудничать в их написании в нашим великим Президентом. С вашей стороны было очень любезно сказать все эти прекрасные вещи о своих гостях, и я полагаю, что лучшей благодарностью за это было бы наше старание жить соответственно тем прекрасным характеристикам, которыми вы нас наградили.
От благодарностей за приём позвольте мне перейти к серьёзной теме нашего собрания. Ложа Блаватской, основанная ею и полковником Олкоттом, была первой в Индии, и думаю, что могу от всего сердца поздравить вас с 50 годами основательной работы для нашего Дела, отметить способности многих её видных членов и щедрость, которую она всегда демонстрировала в связи со всей теософической работой. И теперь я имею честь поздравить вас со следующим шагом вперёд — основанием Бомбейской Теософической Федерации.
По-моему, цель всякой федерации теософических лож всегда состоит в том, чтобы ввести эти ложи в более тесную связь между собой и установить центр, где все их члены могут встречаться тогда, когда найдут удобным. У вас в Индии есть два больших центра — международная штаб-квартира в Адьяре, и центр вашей индийской секции в Бенаресе. Но расстояния в этой стране огромны, и неизбежно получается так, что находятся многие члены, которые не могут встречаться ни в одном из этих мест, когда проводится национальный съезд. Потому несомненно в интересах дела — образовывать местные федерации, чтобы те, кто не может присутствовать на больших съездах, могли получить в чём-то подобные преимущества без необходимости так далеко путешествовать.
На самом деле очень хорошо, чтобы члены встречались так часто, как возможно. Я уверен, что все те из вас, кто посетил один из больших съездов, были под впечатлением от сильного ощущения Братства, которое чувствуется при таких событиях, и от радости от встречи старых друзей после разлуки, которая могла быть долгой. Конечно, по таким случаям обычно бывает можно многое узнать из лекций более старых членов, тех, кто специализируется по определённым направлениям, и тех, кто кого было больше времени на изучение; но всё же я думаю, что поощрение и усиление этого сильного и радостного чувства Братства, пожалуй, полезнее всего. Чем чаще мы будем встречаться, тем лучше мы будем понимать друг друга, а это подразумевается целями нашего Общества.
Возможно, иногда возникает тенденция забывать эту великую центральную идею. У нас есть столь великолепная и захватывающая система философии, что вполне естественно, что мы должны тратить много своего времени на её изучение, обсуждение, и чтение лекций о ней; но мы не должны забывать, что сама цель её распространения — объяснить и доказать великую доктрину, что все люди — братья. Нам столь интересны наши исследования, что часто мы склонны спорить о них, и иногда в таких спорах некоторые так возбуждаются, что начинают немного забывать то самое Братство, которое есть основа всего этого.
Я не знаю, сознаёте ли вы, что в истории нашего Общества было время, когда члены подвергались исключению, если могло быть доказано, что они злословили на своих собратьев членов. И я боюсь, что если бы это правило обязательно применялось в наши дни, количество членов резко сократилось бы. Тем из нас, кто старался наиболее близко следовать учению и примеру наших великих Учителей Мудрости, постепенно было позволено войти с ними в более близкие отношения. Ученики, которым так посчастливилось, всегда очень стремились, чтобы всё больше и больше их братьев разделили с ними преимущества, которыми они пользуются, но их успех в этом, естественно, зависит от качеств кандидатов. Думаю, что вы бы пришли в ужас, если бы узнали, как много наших братьев упустили возможность приобрести это преимущество из-за одного единственного греха — злобных сплетен.
Я знаю, насколько ужасно преобладает это явление во внешнем мире, но это не оправдание для нас, тех, кто старается изучать внутреннюю и высшую сторону жизни наряду с просто физической. Мы прекрасно знаем вред, который причиняется злословием и превратным пониманием; и чем больше мы будем собираться вместе, тем больше будем развивать истинно братские чувства, которые сделают превратное понимание и клевету равно невозможными. Так что я всегда за любые собрания, на которых наши члены могут ближе узнать друг друга и по-настоящему друг друга оценить.
Возможно, вы слышали о рассказе Чарлза Лэма, который довольно хорошо иллюстрирует этот момент. Однажды он с пренебрежением отозвался об одном человеке, и друг, с которым он тогда разговаривал, ответил: "Похоже, ты составил о нём плохое мнение, но я думаю, ты вряд ли знаешь его лично". "Конечно, я не знаю его", — ответил Лэм. — "Если бы я знал его, наверно он бы мне понравился". Я думаю, это верно относительно большего количества людей, чем мы могли бы догадываться.
Надеюсь, эту федерацию ждёт великолепный успех в любой работе, которую она только предпримет, и что узнавая друг друга ближе, её члены смогут работать с ещё большей силой и энтузиазмом, чем до сих пор.
Есть один момент, который было бы неплохо здесь упомянуть. Будьте очень внимательны, чтобы в своём энтузиазме по отношению к этой новой федерации не пренебрегать персональным долгом по отношению к ложе, к которой вы принадлежите. Каждая ложа сама по себе является центром, излучающим благотворное влияние на окрестности, и сила этого влияния зависит от регулярности посещения членами её собраний и той энергии и настойчивости, которую они проявляют в работе. Думайте не о том, что вы можете получить от ложи, а о том, что вы можете дать через неё. Ложа сама по себе должна быть единством, хотя и составляя при этом неотъемлемую часть большего единства — федерации. Ложа, в которой нет единства, а присутствуют ссоры, ревность, придирчивый критицизм и личная неприязнь, не может придать силу федерации, а будет слабым и уязвимым местом в ней. Так что если мы хотим получить полную пользу от сегодняшней работы, в ложах не должно быть ничего в этом роде.
Многое в вашем приветственном обращении показалось мне утверждением (я мог бы сказать, почти жалобой) о том, что лекции и сочинения нашего любимого Кришнаджи (Дж. Кришнамурти) смутили умы многих членов и поколебали их веру в теософическое учение, вследствие чего некоторые даже покинули наше Общество. Сейчас, очевидно, не время обсуждать такие вопросы, поскольку они не имеют никакого отношения к основанию федерации, но я охотно займусь ними так полно, как вы пожелаете, на наших встречах, предназначенных специально для вопросов. Всё, что я могу сказать сейчас — если представления какого-либо человека о великих фактах Природы можно так легко поколебать, тогда это необходимо сделать, ибо очевидно, что их основания были совершенно ненадёжными.
Система, которая называется теософией, есть просто изложение некоторых великих и неопровержимых фактов Природы; и ничто из того, что кто-либо может сказать или сделать, их не изменит — мудрее самим приспособиться к ним. Единственный вопрос, по которому разумна какая-либо дискуссия — это как достичь лучшей адаптации; а его каждый должен решить сам.
Позвольте мне ещё раз напомнить, что Теософическое Общество существует, чтобы способствовать братству и устранить все преграды к взаимопониманию, происходящие от расовых, религиозных, половых и кастовых различий. Оно поощряет сравнительное изучение религий, чтобы показать, что все религии по сути одинаковы в своих требованиях, а также исследование внутренней стороны Природы, чтобы тем самым приблизиться к Реальности, стоящей за этой внешней майей, и направлять свои жизни соответственно. Это — фундаментальная цель нашего общества, и всё, что говорится и делается от его имени, делается ради осуществления этой цели.
Если люди не понимают восточную систему философии, на которой основывается вся идея братства, нужно объяснить её им. Даже в этой стране, где, как можно полагать, каждый знает многое из неё, часто приходится о ней напоминать и показать, как выводы, получаемые из даваемых ею знаний, можно приложить в повседневной жизни. Очевидно, что единственная причина для покидания кем-либо такого Общества — то, что он перестал признавать принцип Всеобщего Братства. Но если он достиг такого состояния, я боюсь, что от него будет мало пользу Обществу, да и оно не очень-то сможет ему помочь, пока он не вернёт себе эту веру в братство.
Помните, что мы вступаем в Теософическое Общество не ради какого-то учения, которое оно может нам дать; ведь практически всё, что было получено нами, было опубликовано и открыто миру — кроме определённых инструкций, таких как указания по медитации и другим практикам йоги, которые могут безопасно даваться только принявшим строгие обеты.
Мы не спрашиваем никого из желающих вступить о его верованиях — это его дело. Мы спрашиваем кандидатов только о том, принимают ли они идею братства и желают ли для неё работать. Всякий человек всегда волен изменить свою точку зрения: он может получить новое озарение относительно какого-то предмета, взглянуть на истину под новым углом и увидеть дополнительные её грани. Всё это несомненно к лучшему. У истины много граней, и чем больше их мы можем видеть, тем шире станут наши сочувствие и терпимость. Чем больше света может быть пролито на любой предмет, тем лучше, так как это расширяет представление человека о нём. Но нельзя позволять, чтобы какое-либо расширение сознания человека мешало работе, которую он выполняет для помощи своим братьям. Верно, что в ходе своего цикла эволюции наш мир как раз сейчас проходит через мучительный период депрессии не только коммерческой, но и духовной, когда повсюду дух неудовлетворённости, бессмысленности и неверия. Никогда ещё не было такого времени, когда бы просвещение Древней Мудростью требовалось больше, чем сейчас. Но разве вы не видите, что само это состояние дел — испытание для нас? Это проверка твёрдости наших оснований, живой реальности наших убеждений, нашей стойкости и способности преодолевать трудности. Проходим ли мы это испытание хорошо, или нет?
Находятся слабые братья, которые говорят: "Как я могу знать, прохожу ли я испытание? Я обескуражен, я в пребываю в неуверенности, я не знаю, во что верить". Наши Учителя не спросят вас, во что вы верите — это, как я уже сказал, ваше личное дело, но они спросят вас, какую полезную работу вы выполняете. Вы можете знать; у вас есть безупречный критерий, если вы только абсолютно честны к себе. Ведёте ли вы более высокую, чистую, благородную, а главное — более бескорыстную и полезную жизнь, чем раньше? Думаете ли вы всё меньше о себе и своём развитии, удовлетворении своих желаний и своих эмоциях, и всё больше и больше — о служении своим собратьям, людям? Работаете ли вы более энергично, чем раньше? Если так, вы проходите испытание, вы продвигаетесь, и благословение наших Учителей будет на вас. Но те, кто ради воображаемого саморазвития и самоосознания бросают помощь своим братьям, движутся не вперёд, а назад. Дела, а не одни лишь слова, есть признак истинного прогресса.
Я сказал, что мы присоединяемся к Теософическому Обществу не ради чего-то такого, что надеемся от него получить; мы вступаем в него, потому что знаем, что оно существует для благой цели — продвижения братства — и хотим участвовать в этой полезной работе. Не ради себя или каких-либо благ, на которые мы надеемся, объединяемся мы в этой работе, ибо работа эта совершенно альтруистическая и предназначена лишь для блага наших собратьев по человечеству.
Вся работа по улучшению человечества — работа Учителей. Нам были указаны особые направления, и мы работаем по ним так, как только можем, но нам нужно признать, что есть и много других способов творить добро, и мы всегда рады, когда наши братья помогают развивать любой из них. Кормить тела бедняков — поистине хорошее и достойное дело, и зачастую это всё, что можно сделать для них, но накормить их души духовным знанием, если вы способны его дать, дело ещё более достойное. Однако нет причины, почему бы этим двум направлениям нельзя было бы следовать одновременно.
Всё, что делается для того, чтобы помочь людям получить здравое, гуманное и разумное образование — чрезвычайно полезная работа, и я очень рад слышать, что здесь, в Бомбее, в этом направлении сделано многое. Другое замечательное предприятие, в котором особое участие могут принять женщины нашего Общества — попытки облегчить женскую долю, поднять уровень жизни женщин и сделать всю идею брака более духовной. В мире есть много хорошей работы, которую нужно сделать, и каждый член Теософического Общества должен быть готов охотно оказать помощь в любом направлении, в каком может. В связи с этим я хотел бы обратить ваше внимание на очень полезный список дополнительных видов деятельности, опубликованный нашим достойным братом П. Паври в книге "Мировой учитель", с. 122.
Мне представляется, что в наше время есть ещё одно предприятие, к которому каждый индийский теософ должен приложить руки, если у него есть такая возможность. Конечно, вы понимаете, что Теософическое Общество не принимает никакого участия в политике, и что в этом вопросе каждый его член абсолютно свободен в выборе своего пути и высказывании собственных убеждений. Но есть по крайней мере одно дело, в котором мы все можем объединиться, и это — усилия, направленные на то, чтобы установить мир и единство среди индийцев, избавить их от предубеждений и убедить всех, что братство лучше сектантства. Великая Духовная Иерархия стремится объединить Индию, и именно недостаток братских чувств есть главное препятствие на пути достижения этой самой желанной цели. Потому всё, что можно сделать для того, чтобы помочь нашим братьям, и индуистам, и мусульманам, подняться над общинной рознью и осознать, что и те, и другие равно являются частью великой индийской нации будущего, очевидно, является работой, выполняемой непосредственно в интересах наших Учителей.
В некоторых местах существуют подобные предубеждения, отделяющие брахманов от остальных людей, и то же самое предложение касается и этого случая. Никого не нужно просить отказываться от своего личного мнения, и нет смысла отрицать тот факт, что в представлении религии индуистами и мусульманами есть разница, а также часто есть разница между образованием и взглядами брахманов и небрахманов. Но наш долг — подчеркнуть, что хотя такие различия и существуют, им никогда нельзя позволять мешать тому гораздо более великому факту, что все мы братья и должны быть вместе, чтобы сделать это братство действенным.
Все индийцы должны учиться избавляться от сугубо эгоистичной и личностной точки зрения, смотреть вперёд и готовить великолепное будущее этой великой страны, детьми которой все они являются. Мы должны думать об этом славном будущем и трудиться ради него; а первое, что нужно сделать для этого — свести все эти расходящиеся части вместе в единую могучую силу. Если Индия собирается стать духовным лидером мира, а она несомненно должна стать им; если она хочет занять предназначенное ей место, как страны, через которую могущественные силы Шамбалы будут распределяться по всему миру, она прежде всего должна преодолеть эти мелочные разделения и соперничества, которые так ужасно ослабляют её. Потому мы всеми силами должны стремиться обеспечить единство, не прося людей отказаться от их личных взглядов, но призывая всех их объединиться ради этого самого высокого и благородного дела.
В связи с этим напрашиваются многие другие вопросы. Сопротивление всех добропорядочных мужчин и женщин детским бракам, например, основывается на научной уверенности в том, что когда оба супруга достигли полной зрелости, ими порождаются более сильные и в то же время утончённые тела; а именно такие тела будут совершенно необходимы для великих индийцев, которые примут воплощение среди нас в ближайшем будущем, так что именно нынешнее воплощение уже должно быть готово обеспечить для них такие проводники. Я знаю, что в поддержку детских браков пандиты могут процитировать тексты из так называемых Законов Ману, но во-первых надо помнить, что нет никаких определённых свидетельств, что наш господь Вайвасвата Ману ответственен за эти законы в той форме, в какой они сейчас имеются, а во-вторых, что человечество развивается и за тысячи лет с тех времён, когда, как считается, были даны эти законы, условия изменились необычайно.
Многие из нас в ходе своей работы удостоились удивительной чести встретить господа Вайвасвату и оказывать ему разные услуги; и я могу сказать вам, что он в высшей степени разумный и практичный человек, и единственное, что он желает для своей матери Индии — прогресса во всех областях, и физической, и духовной, а потому он будет благосклонен к любому движению, действующему в этом направлении. Мы должны объединиться и смыть эти позорные пятна с репутации Индии, которые так роняют её уникальную цивилизацию в глазах мира. Наш великий президент Анни Безант, которая в особой степени является его агентом, часто писала и говорила на эти темы, и её книги и лекции раскрывают их более удовлетворительно, чем могу это сделать я.
У вас есть достойная восхищения организация бойскаутов, от каждого члена которой ожидается, что каждый день он будет оказывать по одной доброй услуге. Но член Теософического Общества должен пойти гораздо дальше — каждый день он должен делать столько хороших дел, сколько может, и всё время высматривать возможности оказать добрую услугу. Своим друзьям и соседям теософ должен быть известен как человек, всегда готовый помочь делом или советом, как он только может, и думающий мало о себе и много о помощи своим товарищам. Я верю, что каждый из нас может заработать себе такую высокую репутацию и стараться всегда жить, оправдывая её, и надеюсь, что работа этой федерации скоро приведёт её членов к этому благородному и желательному достижению.
Я не могу закончить своё выступление более подходяще, чем прочитав вам отрывок, который всего несколько дней назад был найден среди бумаг Е. П. Блаватской — по всей видимости, это завершение какой-то статьи, хотя остальная часть отсутствует.
«Одна вечная Истина, и один бесконечный неизменный Свет Любви, Истины и Мудрости во Вселенной, как один Свет для всех, которым мы живём, движемся и существуем... Все мы братья. Потому давайте любить друг друга, помогать друг другу, и защищать друг друга от всякого духа неправды и обмана "без различия расы, веры, или цвета кожи".»
Поскольку этот отрывок был так неожиданно найден как раз перед тем, как я оставил Адьяр, чтобы отправиться сюда, давайте будем считать его посланием новообразованной федерации от нашей благородной Основательницы. Давайте жить в свете этого высокого идеала, который она перед нами ставит, давайте стойко следовать этой заповеди, которую она нам даёт, чтобы следуя по её стопам, мы могли бы когда-нибудь оказаться там, где она сейчас, и помочь миру так, как помогла ему она.
Перевод K. Z.