Это письмо знаменито в теософических кругах, потому что оно было получено в 1900 г., через 9 лет после смерти Е.П. Блаватской, что делало его аутентичность предметом дебатов (для теософов). Но если оно настоящее, тогда оно доказывает, что махатмы не были выдумкой Блаватской. Есть и ещё один любопытный момент — оно было опубликовано как аутентичное К. Джинараджадасой в "Письмах Учителей Мудрости", вып. I., с. 123, письмо №59, но он не напечатал письмо целиком. Эта книга всё ещё переиздаётся Теософическим Обществом (Адьяр), но пропуски так и остаются. Джинараджадаса оправдывает пропуски тем, что эти места имеют отношение к личной жизни Анни Безант, но это не совсем верно, поскольку они также касаются функций и целей Эзотерической Секции.* Эти пропущенные отрывки бросают свет на те вопросы, касающиеся Эзотерической Секции, которые беспокоят многих современных теософов, так что большинство исследователей рассматривают это как явный случай цензуры.
__________
* Поскольку там звучит критика в адрес Э.С., это даёт дополнительные
аргументы против версии подделки со стороны самой Безант. — Прим. пер.
Подлинность письма подвергалась сомнению некоторыми изучающими теософию, но немногими. Например, что касается почерка, Джеффри Барборка, известный автор-теософ, говорит следующее:
"Письмо написано почерком, соответствующим почерку махатмы Кут Хуми, хотя каллиграфия несколько отличается от писем, полученных А.П. Синнеттом."
Относительно чернил или карандаша он говорит:
"Письмо махатмы было осаждено на бумагу, а не написано от руки, так как тщательное исследование показывает, что каждая буква демонстрирует "попеременно-зернистый" эффект (как был назван некоторыми результат этого типа осаждения), особенно заметный на подчёркиваниях и перекладинах букв t. Исследование через увеличительное стекло ясно показывает меленькие горизонтальные линии, или чёрточки, образующие каждую букву, особенно заметные на второй странице факсимиле документа, будь то выше или ниже строки, в округлой букве или в прямой. Ручкой и чернилами такого типа письма добиться нельзя. Тем, кто относится к возможности такого типа осаждения скептически, стоит попробовать повторить форму одного лишь слова, или даже одной буквы "о". Над буквами "m" также имеются характерные чёрточки."*
__________
* Дж. Барборка, "Махатмы и их письма" (Geoffrey A. Barborka, "The Mahatmas
and Their Letters", 1973, The Theosophical Publishing House, Adyar,
Madras, India. с. 357)
Для тех, кто не знаком с историей Теософического Общества, я попытаюсь дать краткое объяснение. Осаждение — это способ, которым, как утверждают, были написаны письма махатм. Адепт создаёт мысленный образ письма, а затем чела (ученик) осаждает письмо, написанное почерком адепта, на лист бумаги. Это делается не ручкой или карандашом, а материализацией образа на бумаге оккультным способом. Физический механизм этого может быть во многом похож на современное ксерокопирование.*
__________
* Подробности см.: Ч. Ледбитер "Астральный план", гл. IV — Прим. пер.
Кроме того, есть и ещё одно загадочное явление (обычное в случае писем махатм) — осаждение совершается внутри уже посланного конверта. То есть письмо было создано уже после того, как Б.В. Мантри послал конверт, но до того, как Анни Безант открыла его.
Всё это, конечно, только добавляет таинственности. Для тех читателей, которые относятся скептически к возможности такого процесса, всегда остаётся вопрос содержания. Для меня это последний тест, но, конечно, те, кто думают, что Эзотерическая Секция должна оставаться в нынешнем виде, используют именно этот тест как доказательство того, что письмо не может быть настоящим. Истину найти трудно. Однако, знаменательно, что письма, присланные в "Eclectic Theosophist", показывают, что лишь один из изучающих заявил, что письмо, вероятно, ненастоящее, тогда как множество выразили своё удовлетворение там, что оно наконец опубликовано целиком. Среди авторов этих откликов были члены всех основных теософических организаций.
Психик и пранаямист, обескураженный капризами членов общества.* Т. О. и его члены медленно создают некое вероисповедание. Говорит тибетская пословица — "легковерие питает легковерие и кончается в лицемерии". Как немноги те, кто может знать что-нибудь о нас. Разве надо о нас пророчествовать и делать из нас идолов? Поклонение новой Троице, составленной из Благословенного М., Упасики и вас, занимает место подорванной веры. Мы просим не поклонения нам. Ученик не должен никоим образом быть скован. Опасайтесь эзотерического папства. Сильное желание некоторых увидеть Упасику сразу же перевоплощённой вызвало маявическое мышление, ведущее к заблуждению. Упасика должна выполнять полезную работу на высших планах и не может вернуться так скоро. Т. О. следует безопасно препроводить в новое столетие. Вы некоторое время находитесь под обманчивыми влияниями. Остерегайтесь гордости, тщеславия и властолюбия. Hе руководствуйтесь эмоциями, но учитесь самостоятельности. Будьте скорее дотошными и критичными, чем легковерными. Прошлые ошибки старых религий не следует скрывать воображаемыми объяснениями. Э. С. Т.** должна быть реформирована, чтобы не быть сектантской и не иметь особой веры, как и Т. О. Правила должны быть немногочисленными, простыми и приемлемыми для всех. Hикто не имеет права провозглашать свой авторитет над учеником или его совестью. Hе спрашивайте у него, во что он верит. Все, кто искренен и чей ум чист — должны допускаться. Гребень волны интеллектуального продвижения должен быть удержан и проведён в духовность. Он не может быть форсирован в верования и эмоциональное поклонение. Эссенция высших мыслей членов в их соборности должна вести каждое действие Т. О. и Э. С. Мы никогда не пытаемся подчинить себе волю других. В благоприятные времена мы допустили возвышающие влияния, воздействовавшие на многих людей различными путями. Коллективный аспект многих таких мыслей как раз и может задать правильный тон действий. Мы не выказываем предпочтений. Лучшее исправление ошибки — честное и непредвзятое исследование всех фактов — субъективных и объективных. Вводящая в заблуждение секретность нанесла смертельный удар многочисленным организациям. Пустые разговоры об "Учителях" должны быть тихо, но неуклонно сведены на нет. Лишь Высшему Духу, частью которого является каждый, пусть будет поклонение и служение. Анонимно и молчаливо работаем мы, и постоянные ссылки на нас и повторение наших имён воздвигают беспорядочную ауру, которая мешает нашей работе. Вам придётся оставить значительную часть ваших эмоций и легковерия, прежде чем вы станете безопасным проводником среди влияний, которые начнут работу в новом цикле. Т. О. задумывалось как краеугольный камень будущих религий человечества. Чтобы выполнить эту цель, те, кто руководит, должны оставить в стороне свои слабости и пристрастия к формам и церемониям какой-либо конкретной веры и показать себя истинными теософами и во внутренних мыслях, и в соблюдении внешнего. Величайшее из ваших испытаний уже настаёт. Мы наблюдаем за вами, но вы должны приложить все свои силы.
К. Х.
__________
* Это сказано о Б. Мантри, на письме которого во время пересылки был путём
осаждения нанесён данный текст. — Прим. ред.
** Эзотерическая школа теософии. — Прим. ред.
На страницу об истории Теософического Общества
На заглавную страницу по теософии