Анна Алексеевна Каменская родилась 25 августа 1867 года в г. Павловске вблизи Петербурга. Родители её были дворяне средней состоятельности и раннее детство она провела в Германии (Баварии и Вюртемберге), потом с девяти до пятнадцати лет она прожила в Женеве в Швейцарии и по окончании средней школы вернулась в Петербург. Здесь А. А. поступила на Высшие Женские Курсы.
В это время материальное положение её родителей очень пошатнулось и ей пришлось по окончании курсов начать работать. Она занялась педагогической деятельностью. Долгое время А. А. преподавала французский язык в гимназиях кн. Оболенской и Стоюниной. Одновременно вместе с Ц. Л. Гельмбольд она организовала детскую начальную школу. Вечерами и по воскресеньям они занимались в бесплатной школе для взрослых в рабочем районе. А. А. также очень интересовали социальные вопросы и она принимала живое участие в организации бесплатных столовых и народных библиотек. Женский вопрос был ей тоже близок и на этой почве произошло первоначальное сближение с А. П. Философовой.
Через подругу своего детства Нину Гернет А. А. познакомилась с Теософией и была заочно принята в члены Английской Секцией Теософического О-ва. В 1902 году А. А. была в Лондоне и слышала лекции Анни Безант. Вернувшись в Петербург, она начала активную теософическую деятельность. А-А. обладала очень сильной волей и точно знала, чего хотела и к чему стремилась. В ней было много обаяния и все знавшие её лично рассказывали о ней с восторгом. Эти черты характера помогли ей собрать вокруг себя талантливых и преданных работников, таких как Цецилия Людвиговна Гельмбольд, Варвара Николаевна Пушкина, Елена Феодоровна Писарева, Анна Павловна Философова, Софья Владимировна Г[ерье],* Елизавета Вильгельмовна Радзевич, А. В. Унковская, Павел Ильич Т[имофеевский], К[ирпичнико]ва, М[инцлов]а, супруги Л[алетины], Евгений Михайлович К[узьми]н, д-р Виктор Викторович Гинце и много других.
__________
* Многие из упомянутых тут лиц оставались в Советском Союзе, и,
очевидно, чтобы не подвергать их жизнь опасности, автор заменил их
фамилии многоточиями. В квадратных скобках приведены те фамилии,
которые я попытался угадать, хотя тут конечно не исключены и ошибки.
— Прим. ред.
А. А. читала лекции и организовывала кружки интересующихся Теософией, и в 1909 г. было открыто Русское Теософическое Общество, имевшее ряд отделов в других городах России. Председателем О-ва была выбрана А. А. Главная Квартира была в Петербурге на Ивановской 22 кв. 24. А. А. одновременно была Председателем и СПб. Отдела. Отделы О-ва были в Москве (Председ. Софья Герье), в Киеве (Пред. Е. В. Радзевич, а потом Е. М. К-н), в Харькове, Калуге (Пред. Е. Ф. Писарева), Ростове-на-Дону и в Ялте, а с 1921 года — в Житомире (Пред. д-р В. В. Гинце). В ряде городов не было отделов, но были группы теософов и интересующихся, как например в Полтаве, Кисловодске и др. К Рус. Т. О. присоединился и немецкий теософический кружок в Петербурге, собиравшийся у г-жи Пантениус. Почти ежегодно А. А. делала лекционное турне по России, посещая не только города, где были Отделы, но и ряд других городов, где возможно было организовать лекции. Она не теряла связи и с Международным Теос. О-вом и постоянно бывала на теос. конгрессах.
В Петербургском Отделе она вела отдельные кружки и организовала систематические публичные лекции, обычно происходившие в зале Тенишевского Училища. Значительную часть этих лекций читала сама А. А. Одна из таких её лекций "Что такое Теософия" была издана. Это была небольшая книжка, в которой были просто, ясно и серьезно изложено основы Теософии.
Хотя деятельность Рус. Теософ. О-ва началась после 1905 года, когда в России были официально разрешены свобода слова и собраний, но правительство не совсем дружелюбно относилось к публичным лекциям. В 1910 или 1911 году прокурор возбудил против А. А. дело в суде по обвинению её в оскорблении святыни. В одной из публичных лекций А. А. выразила сомнение, был ли Константин Великий действительно таким святым, т. к. факты истории говорят противоположное. Состоялся суд, который полностью оправдал А. А. Это была со стороны правительства неудачная попытка дискредитировать Т.О. в глазах русской публики.
С открытием Р.Т.О. деятельность А. А. еще больше расширилась. Она начала издавать журнал "Вестник Теософии", выходивший 10 раз в году. Это был серьезный объёмистый (около 100 или больше страниц) журнал, помещавший переводные и оригинальные статьи. Передовую статью "На сторожевом посту" всегда писала А. А.; она же по большей части вела отделы "теос. хроники", "библиографии" и "духовных исканий". А. А. часто писала предисловия к издаваемым теософическим книгам. За время с 1908 по 1919 г. "Вестником" в СПб. и "Лотосом" (издат. Е. Ф. Писаревой) было издано более 40 разных теософических книг, многие из которых имели два или даже три издания.
В 1916 г. А. А. и её сестра Маргарита Алексеевна Каменская* ездили в Адьяр, где А. А. прожила более года. Кроме личной работы, она изучала санскритские рукописи, результатом чего явился её большой труд — прекрасный перевод Бхагавад-Гиты (Песни Господней). Перевод сделан не только точно, но и художественно. Сохранив многие санскритские слова, дающие стиль Песне, она сумела изложить ее простым и ясным языком, несмотря на часто очень отвлеченное её содержание.
__________
* В начале 20-х годов М. А. Каменская была Ген. Секретарем Германской
Секции Теос. О-ва.
Первое время после октябрьской революции большевики не обращали особенного внимания на общества, которые не носили политического характера. Но в 1921 году они решили покончить с "буржуазными объединениями" и в первую очередь разделаться с возглавляющими их лицами.
Незадолго до предполагавшегося ареста, Анне Алексеевне и Ц. Л. Гельмбольд удалось перейти финляндскую границу. По желанию д-ра А. Безант они поселились в Женеве. В это время Швейцарская Теос. Секция переживала некоторые затруднения. А. А. и Ц. Л. удалось оживить и сгармонизировать работу Секции.
Из всех стран мира А. А. начала получать письма от русских беженцев — теософов и скоро через её посредство стали организовываться целые группы. Так в Таллине родилась ложа "Китеж", в Риге — "Св. Грааля", в Белграде — "Ярослав Мудрый", в Лондоне — "Единение", в Китае, в Тяньцзине "Русская Ложа", в Праге — "Васанта", в Женеве — русская ложа "Джордано Бруно", а позднее группа "Владимир Красное Солнышко". В 1925 году за пределами России было уже 7 русских лож, связанных с А. А. и желавших присоединиться к Адьяру.
А. А., Ц. Л. Гельмбодьд и В. Н. Пушкина присутствовали на конгрессе в Адьяре, посвященном "Золотому Юбилею" Теос. О-ва. На собрании Международного Совета Т. О А. А. внесла проект о создании Р. Т. О. вне России", на основании объединения семи русских лож, рассеянных в мире. В это время Т. О. в России было уже закрыто и было важно сохранить русское движение за границей. Это давало возможность продолжать теософическую работу по выработавшимся в России традициям и готовить теософических работников. Президент Т.О. д-р А. Безант поддержала инициативу А. А. и др. русских, указав, что никакое о-во не могло предвидеть такой исторический момент, когда в разгаре революции были выброшены на чужбину "сердце и мозг страны". Совет колебался, т. к. с формальной стороны, т. е. по конституции О-ва, каждая Секция должна иметь свою территорию, но увлеченный речью А. Безант и А. А. единогласно выдал хартию на организацию "Т. О-ва вне России".
Спустя некоторое время вследствие политических событий и трудных внешних условий некоторые ложи прекратили свою работу, но зато рождались новые центры: в Париже "Алконост" и "Благоволение", в Бельгии "Белый Лотос", в Бостоне "Светлана", в Берлине "Жар Птица".
Со времени организаций "Р.Т.О. вне России" А. А. возобновила издательскую деятельность. Стал выходить в виде небольших тетрадей "Вестник". Получив от Европ. Теософ. Федерации, а также от ложи "Светлана" материальную помощь, А. А. и Ц. Л. начали опять теософическое книгоиздательство. Большую помощь оказала Е. Ф. Писарева своими прекрасными переводами. Было издано около 20 книг и среди них многие очень обширные как "Древняя мудрость", "Эзотерическое христианство", "О скрытом смысле жизни", "Тайная Доктрина — отдел Символизма".
В 1926 году А. А. представила в Женевский Университет перевод с санскрита на французский Бхагавад-Гиты и получила ступень доктора. С этого времени и до 1950 г. она читала лекции в Женевском Университете по курсу сравнительного изучения религий, а потом получила еще вторую кафедру по эстетике.
К концу второй мировой войны, когда политическая ситуация в мире изменилась, Совет О-ва, чтобы не вызывать политических осложнений и не втягивать О-во в политику, предложил А. А. вернуть хартию на "Р.Т.О. вне России" и предложить русским теософам присоединиться к местным национальным Секциям О-ва.
На месте "Р.Т.О. вне России" появилось "Свободное Объединение Русских Теософов вне России", которым опять руководила А. А. Это было скорее духовное, чем официальное объединение.
С окончанием войны из лагерей Германии и Австрии полетели к А. А. бесчисленные письма. А. А., несмотря на свой преклонный возраст и работу по двум кафедрам успевала быстро всем отвечать. Через нее теософы находили друг друга. Как только стало возможным, она начала посылать им теософ. книги из уцелевшего у неё склада (склады книг в Германии и некоторых других местах погибли). Когда она узнавала, что кто-либо нуждается, она сооружала продуктовую посылку. Из её писем веяло такой сердечностью и любовью, что все естественно считали её общей матерью. За советами во всех бедах обращались к ней и всегда получали скорый и мудрый ответ.
Большинство русских теософов были в одиночку разбросаны по лагерям и городам Германии, но в Мюнхене организовалась ложа "Лотос", а в Швебиш Гмюнде — Теософ. Центр.
Средств на издание журнала и книг не было, но А. А. продолжала выпускать "Вестник" четыре раза в год, печатая его на пишущей машинке.
А. А. принимала деятельное участие в работе Швейцарской Секции и была председателем ложи "Paix de Lumiere". Она написала целый ряд работ на французском языке, а также регулярно работала в журнале "Теософист".
Во время своей короткой болезни А. А. продолжала работать, хотя доктора ей давно запретили утомлять себя, но она никогда не обращала особенного внимания на состояние своего здоровья. 23 июня 1952 года во сне она оставила физический мир. Ей было без малого 85 лет. Это была жизнь, полная служения другим, жизнь, воплощавшая теософические идеалы.
Нет сомнения, что и сейчас, находясь на высших планах, она старается помочь русским теософам и делает усилия объединить их.
Все, кому дорога духовная жизнь нашей родины, будут чтить память этой благородной и бескорыстной души.
Н. Р.
Данный биографический очерк написан, по всей видимости, Н. Рейнке и
взят из журнала "Alba" №1 за 1955 г., выпускавшегося русскими теософами
в Бостоне и названного так в честь А. Каменской. Фотография взята оттуда же.