Под таким заголовком (Madame Blavatsky) 10 мая 1891 года в ежедневной нью-йоркской газете "New York Tribune" появилась редакционная статья на смерть Елены Петровны Блаватской.
В наше время едва ли найдётся женщина, которую бы так упорно выставляли в ложном свете, так порочили и бесчестили, как госпожу Блаватскую; но не напрасно претерпела она из-за людской злобы и невежества — налицо много признаков того, что дело её жизни себя оправдает, что оно выстоит и послужит добру. Она была основательницей Теософического Общества — организации ныне вполне утвердившейся, имеющей свои отделения во многих странах, на Востоке и Западе, и посвящённой исследованиям и занятиям, чистый и возвышенный характер которых получает повсеместное и неизменное признание.
Жизнь г-жи Блаватской была необычной, однако не место и не время говорить сейчас о превратностях этой жизни. Скажем только, что около двадцати лет было отдано ею распространению доктрин, фундаментальные принципы которых носят самый что ни на есть возвышенный этический характер. Какой бы утопичной ни могла казаться некоторым умам попытка в девятнадцатом столетии сокрушить барьеры рас, национальностей, каст и классовых предрассудков и привить дух той братской любви, к которой в первом веке призывал величайший из Учителей, — в благородстве подобной цели может сомневаться лишь тот, кто отвергает христианство. Г-жа Блаватская считала, что основой для возрождения человечества должно стать развитие альтруизма. В этом она не расходилась с величайшими мыслителями не только наших дней, но и всех времён и народов: и это отвечало (что становится всё более и более ясным) глубинным духовным тенденциям века. Хотя бы лишь поэтому её учение имеет право на беспристрастное и серьёзное отношение со стороны тех, кто приветствует всё, ведущее ко благу.
И в другом направлении — хотя и имеющем отношение к идее всеобщего братства — она также проделала очень важную работу. Можно утверждать, что из нынешнего поколения людей никто не сделал больше, чем она, для того, чтобы вернуть миру сокровища восточной мысли, мудрости и философии, так долго остававшиеся тайною за семью печатями. И никто, определённо, не приложил стольких усилий к тому, чтобы разъяснить религию мудрости, выявленную вечно созерцательной мыслью Востока, и пролить свет на древнейшие литературные труды, масштабность и глубина которых так поразили западный мир, воспитанный в том ограниченном представлении, что в области умозрительного Восток способен лишь на грубые и примитивные построения.
Что касается её знания восточной философии и эзотеризма, то оно было исчерпывающим. Ни один честный ум не может усомниться в том по прочтении двух её главных работ. Действительно, по тропе, которую она зачастую прокладывала, до конца за ней могли проследовать лишь немногие знающие; но сам тон и направленность всех её сочинений были целительными, бодрящими и стимулирующими. Она неустанно пыталась втолковать миру, как жизненно необходимы самоотречение и труд на благо других; то есть именно то, в чём наш мир всегда нуждался и нуждается больше всего. У почитателей своего я подобная идея, разумеется, ничего кроме неприятия вызвать не может; и у этого учения пока что мало шансов на общественное признание, не говоря уже о повсеместном применении его в жизни. Однако несомненно, что мужчина или женщина, добровольно отказавшиеся от всех личных целей и каких бы то ни было притязаний ради продвижения таких идей, заслуживают уважения, и даже со стороны тех, кто пока ещё не способен откликнуться на зов жизни высшей.
Труд г-жи Блаватской уже начал приносить добрые плоды и имеет своим предназначением оказать в будущем ещё более значительное и благотворное воздействие. Прозорливые наблюдатели уже заметили окраску сего воздействия на многие направления современной мысли. Большая гуманность, раскрепощение мышления, тенденция к исследованию древних философий с более достойных позиций — всё это не без влияния её учения. Таким образом, г-жа Блаватская навсегда войдёт в историю; то же будет и с её произведениями.
Она завершила свой путь; и после жизни, исполненной напряжённого труда, ей дано отдохновение. Её личное влияние больше не требуется для продолжения того великого дела, которому она посвятила себя. Оно будет продолжаться, благодаря заданному ею импульсу. Настанет день, хотя и не скоро, когда благородство и чистота её побуждений, мудрость и глубина её учений будут осознаны полнее. И памяти её воздадут заслуженным высоким почитанием!
Перевод Ж. Россовой
К странице о жизни и творчестве Блаватской
К странице об истории Теософического Общества
К заглавной странице по теософии