Монтессори и Теософическое Общество
Мария Монтессори впервые познакомилась с теософией в начале XX века, когда пришла послушать выступление Анни Безант в Лондоне после того, как учредила свой первый "дом детей" (Casa dei Bambini). Анни Безант в своей речи хвалила образовательную работу Монтессори, и таким образом между ними завязалась дружба. Между жизнями Монтессори и Безант были определённые параллели: обе прорывали препоны, не дававшие женщинам участвовать в общественной жизни, обе интересовались и точными науками, и мистицизмом, и обе были харизматичными ораторами, выступавшими по всему миру. Но, пожалуй, самой важной параллелью была общность взглядов на эволюцию и единство жизни.
Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 г. в Кьяравалле, Италия, а скончалась 6 мая 1952 г., незадолго до своего 82-го дня рождения. К моменту её смерти её школы уже действовали по всему миру. Её инновационные идеи делать мебель, соразмерную росту детей и обеспечить им снаряды, на которых они могли бы упражняться в лазании, стали общепринятыми в современной школе.* Другие инициативы по обучению детей, внесённые Монтессори, стали результатом тщательного научного наблюдения за детьми; среди них признание того факта, что есть чувствительные периоды, когда дети готовы обучаться некоторым вещам, таким как язык, легче, чем в другое время их развития; устройство классов, смешанных по возрасту, где дети помогают друг другу учиться, а также обучающая среда, в которой дети свободны выбирать себе материалы, с которыми работать.
От Монтессори, как от женщины, жившей в Италии конца XIX века, ожидалось, что она выйдет замуж и будет заниматься детьми, но несмотря на возражения отца она настояла, что пойдёт в техническую школу и станет врачом, хотя для женщин того время это было делом неслыханным. Сейчас она была бы приятно удивлена тому, как расширилась роль женщин с тех времён, но к сожалению, она бы также убедилась, что потребность в новом образовании, способствующему миру во всём мире, столь же насущна, как и тогда, когда она писала свою книгу "Образование для нового мира" (Education for a New World).
Монтессори специализировалась на работе с детьми с задержками в умственном развитии, используя идеи и аппараты, предложенные её предшественниками Итардом, Сегуином и Фрёбелем. Затем она разработала новые собственные материалы, помогающие детям учиться. Она добилась такого успеха, что эти умственно отсталые дети могли сдавать экзамены, рассчитанные на нормальных детей их возраста. Монтессори подумала, что раз эти дети могут учиться так хорошо, то нормальные дети могли бы учиться ещё лучше, и стала искать возможности работать с ними.
Когда римские городские власти провели проект по ремонту сдаваемого жилья в очень бедном районе Сан-Лоренцо, они боялись, что маленькие дети (5 лет и меньше) разрисуют стены, потому что их часто оставляли дома одних. Власти пригласили Монтессори, чтобы она открыла для них школу. Она согласилась, и после тщательного исследования классных комнат обычных общедоступных школ она переделала класс так, чтобы там была мебель и шкафчики для учебных материалов по росту детей. Она использовала те же материалы, что были у неё для отсталых детей, а также разрабатывала новые, поскольку дети учились быстро и стали нуждаться в других. Устройство первой классной комнаты Монтессори преобразило поведение детей. Трёх- и четырёхлетние дети стали независимыми, уверенными в себе, любящими и стали хорошо себя вести. Это привлекло к работе Монтессори внимание всего мира, и началась её работа по подготовке новых учителей и учреждению новых школ.
Монтессори было 69 лет, когда она впервые отправилась в Индию. Её пригласил провести обучающий курс в Адьяре тогдашний президент Теософического Общества Джордж Арундэйл, когда они с женой, Рукмини Дэви, посетили её в Голландии. К счастью, Монтессори приняла это приглашение и покинула Европу, ведь годом позже разразилась вторая мировая война. Все центры, где раньше работала Монтессори — Испания, Италия и Голландия — стали очень опасными местами.
Арундэйлы встретили Марию и её сына Марио в аэропорту Мадраса. Несмотря на свой возраст, Мария была полна энергии и готова планировать свой обучающий курс. Она чувствовала себя в Адьяре почти как дома. Это было место, где её мистицизм понимали и она могла поделиться им с другими. В саду им. Олкотта сотрудники-теософы соорудили хижины и лекционный зал, покрытый пальмовми листьями. 300 учителей и студентов-педагогов собрались со всей Индии пройти её обучающий курс. Это была гораздо большая группа, чем ожидалось! Все они были полны энтузиазма и готовы слушать Монтессори и применять её идеи на практике. Мария говорила по-итальянски, а Марио переводил её на английский.
Когда осенью 1939 г. началась вторая мировая война, Италия вступила в неё на стороне Германии, и Англия интернировала всех итальянцев на своих территориях. Марио был заключён в лагерь для гражданских в Амеднагаре, а Марии было запрещено покидать территорию Адьярской штаб-квартиры (но жаркие летние месяцы ей позволили провести на горных станциях Ути и Кодайканал). Для Марии было большим несчастьем, что к ней и её сыну относились, как к заключённым. В конце концов, она ведь покинула Италию в знак протеста против отношения Муссолини к её школам. Многие из сторонников Монтессори обратились с протестами к властям.
Наконец 31 августа 1940 г. она получила телеграмму от вице-короля Индии: "Мы долго думали, что подарить вам на ваш 70-й день рождения. И сочли, что лучшее, что мы бы могли сделать для вас, это вернуть вам вашего сына." Остаток военного времени Мария и Марио провели вместе, работая в Индии, а Теософическое Общество спонсировало их работу.
Мария Монтессори в Адьяре проводит занятия с детьми
Моё собственное знакомство с Монтессори началось через Теософическое Общество и чтение её трудов. В 1949 г., когда мне было 7 лет, моя семья переехала на ферму в Мичиган, находившуюся на северо-западе от Энн Арбора. Мечтой моего отца было сделать её теософским сообществом, и на некоторое время это удалось. В 1956 г. мы с моей невесткой Барбарой Бэйли открыли первую школу Монтессори в Мичигане. В 1970 г. я прошла базовый курс подготовки для учителей в Бергамо (Италия), и обучаясь там, узнала, что некоторые основные обучающие материалы Монтессори были разработаны ею, когда она была в Индии.
Многие вещи, разработанные Монтессори для начального образования детей, отражают её глубокие мысли и мистическое восприятие работы людей и окружающеё среды нашей планеты. Всё преподаваемое имеет отсыл к периоду истории, когда это было открыто. История, язык, математика и геометрия все прослеживаются к своим истокам. Монтессори чувствовала, что очень важно, чтобы дети знали и глубоко уважали всех тех людей прошлого, которые помогли облегчить нашу жизнь.
Наблюдая за детьми, Монтессори видела то, чего не замечали другие. У людей есть предвзятые идеи о том, на кого дети должны быть похожи, и они часто видят то, что ожидают увидеть, вместо того, что имеет место на самом деле. Она говорила учителям, чтобы они искали скрытого ребёнка, и что он может раскрыться через творчество. Дело учителя — найти правильную работу для каждого ребёнка, а когда он будет спокоен и глубоко поглощён этой работой, ходить на цыпочках, чтобы не нарушить это магическое состояние, в котором ребёнок обретает себя, — учила она. Она говорила, что творческая работа одного ребёнка создаёт атмосферу, которая притягивает других детей, побуждая их к собственным поискам творческой деятельности, и в конце концов весь класс погружается в такую тишину, как если бы находился в состоянии медитации.
Формальное образование Монтессори было в области медицины и науки, и влияние этого было важно в построении ею учебной программы. Например, в курс входили временные шкалы человеческой истории в соотнесении со шкалой развития самой Земли, показывая 4,5 миллиарда лет развития от докембрийской до современной эпохи. Всё на Земле вносит свой вклад в целое, равно как и в преследование своих собственных интересов. Во время курса подготовки, который я проходила, сеньора Онегар рассказала историю о том, как один ребёнок в классе Монтессори сказал, что не хочет вносить своего вклада в общее целое, а потому будет сидеть и ничего не делать. Другой ребёнок сказал ему, что даже если он будет просто сидеть здесь, всё равно он будет оставаться частью цикла циркуляции кислорода. Тогда тот сказал, что хотел бы умереть. Другой ответил, что в таком случае его тело станет частью земли и будет использовано растениями, которые затем будут поедаться животными.
Монтессори говорила, что эволюция отмечается не столько силой зубов и когтей, сколько развитием способности любить. Ранние животные вроде рыб, мечущих икру, дают потомство и не узнают его. Но эволюция шла вперёд, и развились птицы. Они держали птенцов в тепле и кормили их, и могли даже отдать жизнь, защищая их. Затем появились млекопитающие, у которых мать безопасно вынашивает детёнышей в себе. У людей же — самое долгое детство среди млекопитающих. Они проходят через удивительные чувствительные периоды, когда учатся уникальным качествам, которые делают их людьми — таким как способность говорить на языке своих родителей, чему они научаются в совершенстве, начиная с примечательно раннего, двухлетнего возраста. Они учатся так совершенно, потому что имеют уникальную чувствительность к тому, что слышат, и до конца их жизни это будет называться их родным языком.
Среди начальных учебных материалов была картинка, изображающая испарение воды из океана в виде детей, взбирающихся на высокую гору, а затем съезжающих вниз водяными каплями, как в бесконечной весёлой игре. Аналогично реки Земли сравнивались с кровеносными сосудами в наших телах, переносящими питание повсюду и очищающими планету. Эти картинки наводили на мысль о Земле как огромном существе, подобно тому как некоторые учёные пришли к концепции живой Геи.
Современный мир балансирует между тем, что можно наблюдать пятью чувствами, т.е. царством науки, и тем, что мы ощущаем интуицией и сердцем — царством мистицизма. Мария Монтессори и Анни Безант обе были пионерами в исследовании тех областей, где эти два царства пересекаются. Их работа совмещала взгляд точного измерения и сравнения с глубокой эмпатией интуиции. Не удивительно, что они стали хорошими друзьями. Они оставили наследие осознания и понимания единства жизни, в котором сегодня так сильно нуждается мир.
Винифред Уайли
Журнал "Quest" №96.2 (март-апрель 2008 г.)
_________________
* Одним из свидетельств международного признания Марии Монтессори стало известное решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это американец Джон Дьюи, немец Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и советский педагог Антон Макаренко. — Википедия.
к странице о знаменитых теософах.
на заглавную страницу по теософии.