Jinarajadasa | Джинараджадаса

Ч. Джинараджадаса

Биографический очерк

Жизнь и деятельность Чуруппумулладжа Джинараджадасы представляет собой редкий и прекрасный пример жизни настоящего теософа. В будущем, несомненно, будут написаны книги-биографии об этом замечательном человеке, о его деятельности и жизни. Вот лишь некоторые моменты из его биографии:

Мы знаем, что в прошлой жизни Джинараджадаса (или как он предпочитал, чтобы его называли, Брат Раджа) был младшим братом Ч. Ледбитера. Оба брата с отцом были в путешествии в Южной Америке и подверглись нападению индейцев, причём младший брат (теперешний Джинараджадаса) был убит. Старший брат (Ледбитер) был также в большой опасности, но младший, находясь на астральном плане, употребил все усилия, чтобы спасти его, и это создало крепкую кармическую связь их друг с другом. Брат Раджа очень скоро перевоплотился, родившись на Шри Ланке, и таким образом он получил западную душу, воплощённую в восточное тело. Благодаря этому он мог понимать и учить мудрость востока и запада, имея западный ум и восточную тонкость и восприимчивость души. Ещё раньше он воплощался в Греции и принёс оттуда глубокое понимание красоты и поэзии.

Он оставил нам целый ряд книг, где западная мудрость, восточная йога и знание души выражены прекрасным английским языком, а также прекрасные поэмы и стихи, которые отражают его тонкую и нежную душу. Но самое главное — он был теософом в полном смысле этого восхитительного слова, теософом, который одновременно был и оккультистом, учёным, автором, поэтом и художником, а также обладал глубокой любовью к ближним и особенно к детям.

Брат Раджа родился на острове Цейлоне. Ледбитер встретил его в английской школе, и маленький Раджа решил поехать вместе с ним в Англию, где и получил своё образование, будучи под непосредственным руководством Ледбитера. Свою теософическую работу он начал в 1902 году в Италии, где 50 лет спустя, в 1952 году, праздновался золотой юбилей его деятельности. Неустанно разъезжал он по всем странам, читая лекции, ведя работу в самых разнообразных отраслях и занимаясь литературным трудом.

Он оставил нам после себя целый ряд ценных книг, как: "Основные положения теософии", "Первые учения Учителей" (опубликовано в России под названием "Учение махатм" — K.Z.), "Во имя Его", "Семь покрывал сознания", "Закон Христа", "Цветы и сады", "Чему мы будем учить", "Христос и Будда" и большое количество других книг, брошюр, статей и лекций. Кроме того, им были переизданы с комментариями: "Рост души через перевоплощения" (жизни Эрато, Спики, Ориона и др.), "Письма Учителей Мудрости" (1 и 2 выпуски), "Оккультная химия" (3-е издание) и 2 тома речей Е.П. Блаватской.

Деятельность Брата Раджи протекала во многих странах. Как я уже упоминала, впервые, будучи ещё молодым человеком, он начал свою работу в Италии, где он помог основать в то время ещё молодое итальянское Теософическое О-во. Потом он поехал в Америку и Канаду, где читал лекции и работал в ложах. Дальше его деятельность распространилась почти на все страны Европы, за исключением тех, где правительство не допускало такого рода лекций. Брат Раджа три раза совершил кругосветное путешествие, проводя теософическую работу в Центральной и Южной Америке, Мексике, на Антильских островах, в Австралии, Новой Зеландии, Китае, на Яве, Цейлоне и других странах, где он всюду говорил о принципах теософического учения и главным образом о том, как понимать и жить в согласии с Законами Высшей Жизни.

Местом своего жительства он выбрал Адьяр и там также вёл большую работу, посещая все индийские теософические ложи и читая лекции.

Основной нотой его работы было показать, что учения теософии дают синтез всего прекрасного и истинного, что находится в каждой великой религии мира, как можно соединить науку, религию, искусство, поэзию, скульптуру и музыку в служении одной цели — цели совершенствования человечества, и как понимание этой цели откроет каждому человеку истину, что миру необходима идея Всемирного Братства, и что долг каждого из нас — хоть немного помочь нести тяжёлую карму человечества.

В 1921 г. Брат Раджа был избран вице-президентом ТО и оставался на этом посту до 1928 г. В это же время, заменяя президента д-ра А. Безант, он издавал ежемесячный адьярский журнал "Теософист". В 1946 году, после смерти президента д-ра Дж. Арундэйла, он был избран президентом Теософического Общества и нёс на своих плечах всю тяжесть работы ТО в трудное послевоенное время. Это было время некоторого упадка теософической работы, так как целый рад стран, захваченных и опустошённых войной, прекратили теософическую деятельность. В связи с этим в Адьяре создалось очень сложное материальное положение. Брат Раджа своей неустанной работой реорганизовал и помог восстановить некоторые секции, которые закрылись во время войны, а также укрепил материальное положение Общества. В Адьяре по его инициативе была открыта "Школа мудрости", куда съезжаются теософы всех стран получать углублённое и всестороннее знание по вопросам оккультизма и религии. Невозможно в пределах такого короткого биографического очерка дать всю картину многообразной, неутомимой и самоотверженной деятельности, живым примером которой был Ч. Джинараджадаса. Он был одновременно идеалист и практик.

9 июня 1953 г. Джинараджадаса прибыл в Америку из Лондона, находясь в одном из своих турне, которые он совершал почти ежегодно, объезжая большое количество теософических центров, присутствуя на собраниях лож и читая публичные лекции.

Ещё в дороге, на пароходе, здоровье Джинараджадасы сильно пошатнулось. По приезде же в Олкотт, штаб-квартиру Американского ТО, общее состояние настолько ухудшилось и сердечные припадки так усилились, что доктора уложили его в постель. Всем окружающим было ясно, что дни его сочтены. Брат Раджа угасал, терпеливо и мужественно перенося все страдания и благодаря за каждую, даже самую пустячную, оказанную ему услугу. Он знал, что переход в другой мир близок и сделал свои последние распоряжения, прося, чтобы после его смерти не было ни слёз, ни печальных лиц, и чтобы все радовались его уходу в дэвачан. В четверг, 18 июля 1953 г. в 5 ч. 54 м. он спокойно уснул, перейдя в высший мир.

Брат Раджа ушёл с физического плана, но на духовном плане он остался с нами так же, как и его духовное наследство, которое непрестанно нам помогает и вдохновляет нас.

Лучшее, что мы можем сделать, желая выразить свою глубокую благодарность ушедшему другу, это со всей нашей силой и серьёзностью работать для достижения светлого идеала, вдохновенным примером которого был Брат Раджа.

(Очерк составлен на основе публикации Д. Рейнке в ж-ле "Alba")