Алиса Бэйли

(1880-1949)

Алиса Анн Бэйли (в девичестве Ла Троуб Бэйтман) родилась 16 июня 1880 г. в Манчестере, в Великобритании, в богатой дворянской семье. Как писала сама она о своих дворянских предках, "они были достойными, но по-видимому, скучными людьми". Несмотря на богатство, у Алисы не было счастливого детства, как и у многих других детей викторианской эпохи — вся жизнь была регламентирована и подчинена формальностям. Это усугубилось тем, что её мать умерла, когда Алисе было всего шесть лет, и на протяжении своего детства Алиса три раза пыталась покончить самоубийством, причём в первый раз — в возрасте пяти лет. В поисках смысла жизни она обратилась к христианству, и всю свою молодость посвятила работе в миссионерских и благотворительных организациях. Весь мир для неё делился на христиан и язычников, поклоняющихся идолам. "Я очень хорошо спасала души — писала Бэйли, — но сейчас я спрашивала себя... — не спасались ли они так быстро для того, чтобы избавиться от меня?".

Но было в её жизни и ещё одно событие, которое поначалу, как казалось, не повлекло заметных последствий. Алисе было тогда пятнадцать лет. В комнату неожиданно вошёл высокий человек в европейской одежде, но с тюрбаном на голове. Он сказал, что есть некоторая работа, которую она может выполнить для человечества, но для этого ей следует больше внимания уделять своему характеру и приобрести самоконтроль. Она была так удивлена видом его тюрбана, что за всю встречу не произнесла ни слова. Никто не видел, как он вышел или вошёл через входную дверь. Несмотря на то, что Бэйли отправилась в Индию, где продолжала миссионерскую работу среди солдат, она всё ещё не знала, что это за человек и каковы его цели, и только через много лет, поселившись в Америке, увидев его портрет в Теософическом Обществе, она узнала, что это учитель Кут Хуми. В Америке Алисе Бэйли пришлось пережить трудные времена, она работала на консервном заводе и через её руки каждый день проходило по несколько тысяч сардин, так что и много лет спустя она не могла спокойно смотреть на сардины.

В тот период она познакомилась с двумя ученицами Е. П. Блаватской и училась у них, так как её перестали удовлетворять концепции, предлагаемые официальным богословием, которые она сама много лет проповедовала. В 1919 году началась её работа с учителем, который называл себя "Тибетцем". Подход его основывался на том, что совершенно не имеет значения то имя, которым подписаны книги — читатель должен выносить своё суждение исключительно по их содержанию и отклику своей интуиции, и не принимать что-либо за откровение только потому, что это подписано громкими именами Учителей Шамбалы. Бэйли так описывает начало работы с ним: "Я услышала то, что мне показалось чистой музыкальной нотой, которая звучала с неба, в холме, во мне, затем я услышала голос, который сказал: "Есть некоторые книги, которые желательно написать для публики. Их можете написать вы. Вы сделаете это?" Я без колебаний ответила: "Разумеется, нет. Я не какой-нибудь там психик, и не хочу быть втянутой во что-либо в этом роде"." Но голос сказал, что мудрые люди не выносят поспешных суждений, и что он вернётся через три недели, чтобы получить окончательный ответ. Бэйли решила попробовать и продолжила, поскольку оказалось, что это не медиумизм или автоматическое письмо в обычном смысле, но напротив, творческий процесс, требующий её активного участия. В результате была написана целая серия книг, главные из которых — "Трактат о семи лучах" и "Трактат о космическом огне". Отличительной их чертой является то, что они содержат не только отвлечённую метафизику, но и дают ответы на экономические и политические вопросы, которые ставит перед людьми, стремящимися к духовному развитию, современная жизнь. В то же время некоторые из них не могут изучаться в отрыве от прежних, написанных Е. П. Блаватской.

Последние тридцать лет жизни Алисы Бэйли прошли в постоянной работе, связанной не только с написанием книг и чтением лекций в Америке и Европе, но и с основанной ею эзотерической школой, имеющей отделения во многих странах мира. В некоторые дни ей приходилось писать по 30 писем, в связи с чем она заметила: "Вы поймёте, почему на моём надгробном камне будут начертаны слова: "Она умерла, погребённая бумагами"." Многие по праву считают Алису Бэйли основательницей современного движения Нью-эйдж, — она одна из первых, а возможно и первая, ввела этот термин, и помогла тысячам людей сделать оккультизм из отвлечённой теории фактом своей жизни. "Одна из вещей, которые я пыталась сделать, и думаю, сделала это успешно — это спасти оккультизм от позорной репутации". Другой важный вклад Бэйли — обнародование информации о новой группе мировых служителей. Эти люди являются предвестниками человечества будущего, и их можно найти в самых разных организациях и среди различных конфессий и школ мысли. Каждый из них на своём месте по-своему работает для искоренения невежества и установления истинного братства между людьми, хотя многие из них и не знают, что принадлежат к этой группе. Потому сведения о ней делают их работу более осознанной и скоординированной. В своей автобиографии Алиса Бэйли упоминает три вещи, которые бы она хотела бы подчеркнуть — "прежде всего, это факт существования Учителей Мудрости,.. вторая вещь — указать на некоторые новые тенденции в мире,... и третья вещь... — показать, как чудесны человеческие существа." Примечательно, что в отличие от многих предшественников, Бэйли, по всей видимости, удалось завершить всё намеченное до своей смерти, последовавшей в декабре 1949 года, потому она останется примером современного оккультиста, сочетающего духовность и теоретические знания с практичностью и знанием жизни.

\